МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
12 Сентября 2010 года

В 15-е воскресенье после Троицы


1 Петр 5,5c-11

Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

В своем первом послании христианам Малой Азии святой Апостол Петр ободряет их и указывает им на их истинного помощника во всех нуждах и бедах – на Христа. Петру была хорошо известна ситуация как внутри самих церквей, так и их окружение. Но он также не забыл, что Господь и Учитель, трижды спросив, «любишь ли ты меня», трижды наказал Петру «паси овец Моих!» Ни одна церковь не названа поименно, ни один получатель послания, только названия провинций. Петр знал точно, что отдельные церкви и даже отдельные верующие знают друг друга и позаботятся о том, чтобы передать послание от общины к общине. Хороший знак общности и единства, между прочим. Даже при том, что общины были малы, рассеяны и, как кажется, без прочной связи друг с другом, они четко осознавали свою связь через Христа, Господа Церкви. Господь был для них жизненным центром, источником жизни, поддержкой и Спасителем, путем к Отцу Небесному, простирающимся по ту сторону смерти – в царство вечной славы.. В Нем верующие обретали живую надежду. Верующие были уверены в постоянном присутствии Господа и в этой уверенности ежедневно черпали они силы для христианской жизни. А как дело обстоит с нами, дорогие братья и сестры? Хотя и наши приходы малы и рассеяны, и иногда создается впечатление, что связаны они между собой непрочно. Но ощущаем ли мы связь друг с другом через Христа – Господа и Пастыреначальника Церкви? Является ли Он центром нашего бытия, источником жизни, нашей опорой и Спасителем и нашим путем к Отцу Небесному и в его вечную славу? Или мы часто жалуемся и унываем, скулим и причитаем – по поводу того, как нам плохо? Что же мешает нам радовать, благодарить Бога за Спасение и жить с ближними нашими в согласии? Причины нашего недовольства Петр называет поименно. Наша гордость. потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Сам Иисус был наиболее свободным из людей. Он почти во всем был противоположностью нам. Он желал только того, чего хотел Небесный Отец. Он не искал для Себя славы. Это делало Его свободным от мнения людей. Он лишь служил им, то есть Он был смиренен и причем совершенно искренне! Никакое зло не могло овладеть Им. Он всегда оставался Тем же. Ненависть, клевета, несправедливость, преследование, противоречащее всем правовым нормам обращение во время следствия и судебного процесса, даже самое распятие – не отвратили Его с пути служения людям.

Неужели все так и было! Теперь осталось только сожалеть – почему нет сегодня такого, такой свободы от людей, такой свободы для служения? Это наша вина. Бог хочет даровать нам такую свободу, какой обладал Иисус, но мы очень горды. Наша гордыня склоняет нас к самообману, якобы, мы можем во всем свободно собой располагать, а Бог останется при этом доволен нами. Такое самомнение находится в явном противоречии с ясной заповедью Божией «Я – Господь, Бог твой». Именно поэтому Бог противится гордым. Он скидывает их с воздвигнутого ими самими трона. Возможно, оказавшись внизу, они одумаются и предоставят Богу поднять себя. Он делает это охотно, ибо от Него милость и свобода. Человек, находящийся «наверху» легко может не заметить малое или сокрытое в глубине. Бог ничего не упускает. И как раз на малое и неважное Он в первую очередь и обращает Свое внимание. Эта особенность Всевышнего, склонность Его замечать малое – и есть проявление Его благодати. Всевышний склоняется совсем низко – туда, где находится Его творение. Благодать была явлена зримо во Христе Иисусе, чтобы начать строительство Царства Божия с самыми малыми мира сего. Этим Он делится с ними Своей славой. Ни один человек не может оказать другому таких почестей, какие оказал человечеству Бог, благоволив вочеловечиться и жить среди людей. Отсюда довольно логично проистекает, что желающие быть великими, подстерегает опасность, что царство Божие пройдет мимо них незамеченным. Смиренные близки Богу, именно поэтому именно на них прежде всего изобильно изливается благодать. И наоборот – благодать всегда ведет и обратно к своему истоку – к Богу. Он слышит смиренных. Помилованных Им Он же и возвышает в свое время. Послушных Его воле и готовых к служению. В это они верят, это служит им утешением и надеждой. Что же еще мешает нам радоваться Богу и Спасению, дарованному Им? Наш страх перед будущим и повседневные заботы. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. Нам сегодняшним даже трудно составить себе правильное представление о том, насколько трудной и опасной была жизнь церкви во времена написания этого послания. Где же было собираться верующим, если у них не было подходящего помещения? Рабы, ставшие христианами, должны были денно и нощно служить своим господам, многие из которых продолжали оставаться язычниками. А жены, ставшие христианками, должны были делить своих мужей с другими женщинами – наложницами и женами и не имели права покидать дом в одиночку… Как им было относиться к празднованию языческих торжеств – против веления совести? Как им было оправдаться перед мужьями, если из-за встреч со своими единоверцами они попадали под подозрение и их считали неблагонадежными и злоумышленниками? Все это и многое другое было содержанием повседневных забот всех уверовавших в Христа. А Петр пишет – все эти заботы ничто, нужно их возложить на Бога! Христос Сам говорит: Не заботьтесь! Всем, возложившим свои собственные заботы и тревоги на Христа, оставалась только одна забота – благо и спасение душ всех остальных, страдающих еще под гнетом повседневности. Но и эти заботы можно предоставить Богу. Противник наш, диавол желает, чтобы верующие сломались под игом забот и страхов. Именно об этом и предупреждает нас св. апостол Петр: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою. Такая вера – тоже незаслуженный нами дар Всевышнего, а значит, мы можем просить о нем Бога. Он верен и не оставит нас.


Другие проповеди по этому же поводу:

17 Сентября 2023 - 15-е воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
25 Сентября 2022 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Сентября 2021 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Сентября 2020 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Сентября 2019 - День Арх. Михаила и всех ангелов (Пастор  Е. Романенко)
24 Сентября 2017 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы. Как день Св.Архангела Михаила и всех Ангелов (Пастор  Д. Лотов)
04 Сентября 2016 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Сентября 2015 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Сентября 2014 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы. День св. Архангела Михаила и всех ангелов (Пастор  Д. Лотов)
08 Сентября 2013 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Октября 2011 - 15 Воскресенье после Троицы и «День благодарения за урожай» (Пастор  Г. Азиков)
12 Сентября 2010 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)