МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
20 Сентября 2020 года

15 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мф.6, 25-34
24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне*.
25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам.
34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы.

Интересные вещи говорил Господь. Очень интересные. Он призывал делать нечто совершенно обратное тому, что люди обычно делают. Вернее сказать, исходя из того, что любое действие есть выражение внутреннего побуждения или желания, Он призывал перейти в совершенно иную систему мышления, которая и есть источник побуждений и желаний. Чем озабочены люди? Карьерой, благосостоянием. Озабочены настолько, что жизнь кладут, из кожи вон лезут, чтобы хоть чего-то достичь. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже, но так или иначе, каждый чего-то да достигает. И вот это самое достигнутое является критерием как самооценки, так и оценки тебя со стороны общества. Хорошая должность, большой оклад, особняк на Рублёвке, «Бентли» в гараже? – о, это достойный, в высшей степени почтенный человек. Ничего особенного не достиг? – лузер, неудачник, с которым и связываться-то не стоит. Самое интересное, что самооценка во многом совпадает с оценкой общества. Мне доводилось встречаться с людьми, которые были буквально на грани депрессии из-за того, что не достигли неких желаемых высот. Поэтому нет ничего удивительного в том, что для того, чтобы стать вот такими «достойными» в глазах как окружающих, так и своих собственных, люди пускаются на самые невероятные ухищрения, творя всё что угодно - вплоть до преступления. Это общепринято, это считается нормальным. Правда у «почтенных и достойных» есть опасность вследствие каких-то обстоятельств потерять нажитое – в этом случае они превратятся в неудачников и никто с ними считаться не будет. Поэтому такие люди держатся за нажитое руками, ногами и зубами. Иисус же говорит о совершенно другой модели мышления, а, следовательно, и действий – модели, в которой такие сущности как карьера, материальное изобилие не играют никакой роли, не имеют никакого значения. Вернее, имеют, но глубоко второстепенное. Имеют постольку, поскольку не мешают достижению первостепенного. А что первостепенно? «33Ищите же прежде Царства Божия и правды Его». Но вот вопрос: а почему, собственно, карьерный рост, тяга к материальному изобилию и поиск Царства Божия не могут сосуществовать? Потому что «24Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне». Сосуществование на равных не получится, что-то одно всегда одержит верх – это прежде всего. Кроме того, на пути погони за мирскими благами очень трудно остановиться, что очень хорошо выражено в «Сказке о рыбаке и рыбке». Если помните, старуха, начав с пожелания нового корыта, по-степенно хотела всё больше и больше, причём, получив желаемое, очень быстро пресыщалась и хотела ещё большего. Далее: есть сущности, которые не могут сосуществовать, потому что попросту не совмещаются. Например, благодаря всевозможным расследованиям мы знаем, каким образом, какой ценой сегодня достигаются высокие позиции в политике и в бизнесе. Увы, это очень плохо совмещается с Божьими Заповедями. Вернее сказать, никак не совмещается. Кроме того, на всё требуется время, а оно ограничено. Если на главную цель потрачено практически всё, что останется для всего остального? Жалкий остаток, от которого толку – ноль. Да и сил нет. Что же в таком случае должны делать ученики Господа? Презреть всё мирское, пребывать в молитвах и более ничем не заниматься? И о благоустройстве быта тоже надо забыть?

Нет, Господь предлагает нам нечто иное. Наделяя каждого из нас различными дарами, Он предлагает нам рассматривать жизнь, как служение. Служения Богу через ближнего посредством этих самых даров. Но для того, чтобы не поддаться искушениям диавола, мира и собственной порочности, благодаря которым путь служения может извратиться и увести совсем в другую сторону, верный должен постоянно стремиться к Божьему Царству и к правде Бога. Такова задача, которую ставит перед нами Господь. Всё дальнейшее – результат нашего к ней отношения. Когда человек по-настоящему увлечён какой-то задачей, то, что находится вне её разрешения, становится глубоко вторичным. Это свойственно всем людям, вне зависимости от того, верующие они или нет. В настоящее время я заканчиваю читать жизнеописание профессора Вильямса, основоположника российского научного земледелия. Так вот, с обывательской точки зрения он жил совсем не лучшим образом и, как говорится, «каменных палат» себе не воздвиг. Но это мало его волновало, потому что он с головой был погружён в работу колоссального объёма. Но как же всё-таки быть с карьерным ростом? Забыть? Нет, не забыть. Но не рассматривать таковой, как главную задачу. Главная задача - пребывание в единстве с Богом и служение Ему, исполнение Его воли. А всё остальное будет дано по необходимости: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? … 31Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? 32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. 33Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам». Что же именно приложится? То, что необходимо для осуществления служения. Но без излишеств. Если тебе достаточно двух комнат, то дворец даден не будет. Ведь на самом деле человеку не так много и нужно. Поэтому когда читаешь о людях, типа одного чиновника, который накупил себе около двадцати квартир, то только удивляешься – не может же он обретаться во всех двадцати одновременно. Ещё один момент. Мы неоднократно говорили о том, что доверие Иисусу, пребывание с Ним ведёт к изменению сознания, проникающегося системой ценностей Божьего Царства. Услышанное сегодня Слово Господа говорит примерно о том же. Для человека, искренне служащего Богу, тема карьерного роста или мирского изобилия теряет актуальность. Ну, имеешь ты что-то, но особого значения этому не придаёшь. Как выразился об этом Ап.Павел, имеющий должен быть как неимеющий. Главной задачей становится жизнь в Боге. И если при этом даётся то, что реально нужно для удовлетворения потребности в пище и одежде, то чего ещё надобно?

Миру этого не понять никогда. Не понять, потому что мир живёт без оглядки на вечность. А если не оглядываться на вечность, то противопоставить идеалам земного богатства попросту нечего. Поэтому означенные идеалы будут властвовать над умами до скончания времён - об этом свидетельствует Книга Откровения. Что же нам делать? Жить так, как заповедал Господь, т.е. вверить себя Богу, искать Царства Божия и правды Бога, и служить Ему так, чтобы через сие служение в мир являлся Его свет. А об условиях для того, чтобы это служение могло осуществляться, Господь позаботится. «34Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы». Не нужно строить грандиозных планов на годы вперёд, нужно просто делать то, что должен делать сегодня, здесь и сейчас – делать с терпением и упорством. Не могу сказать, что это будет очень весело, потому что мир будет смотреть на нас, как на неудачников, на блажных. Но, знаете ли, с мирской точки зрения Иисус тоже был неудачником. Скитающийся проповедник, якшавшийся с мытарями и грешниками, да ещё казнённый самым позорным на то время способом. Но вот ведь как получается: орудие Его смерти, символ Его неудачи стал символом победы и возвышается над миллионами церквей по всему миру. Император Нерон устроил великое гонение на учеников и в числе прочих предал смерти апостола Петра – явного неудачника: всего имущества – одна хибара в глухой дыре, да и ту бросил; проповедовал Христа Распятого и допроповедовался до того, что самого распяли, да ещё и вниз головой. Но кто теперь помнит о Нероне? А Рим и по сей день для сотен миллионов есть город не Нерона, не Октавиана и даже не Юлия Цезаря, но город святого Петра. И центром его является не императорский дворец, от которого уже давно ничего не осталось, а собор. Так будет и в вечности, в которой значащее станет незначащим и наоборот. Тот, кто был с Богом, с Ним и останется, а тот, кто употребил все силы на карьерный рост, останется ни с чем, потому что земные карьеры и земное имущество перед Богом не имеют значения. Имеет значение только одно: единство с Ним и исполнение Его воли посредством служения во имя Его. Поэтому, как говорили римляне, «делай, что должен – пусть будет, что будет». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

29 Сентября 2019 - День Арх. Михаила и всех ангелов (Диакон  Е.Романенко)
24 Сентября 2017 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы. Как день Св.Архангела Михаила и всех Ангелов (Пастор  Д. Лотов)
04 Сентября 2016 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Сентября 2015 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Сентября 2014 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы. День св. Архангела Михаила и всех ангелов (Пастор  Д. Лотов)
08 Сентября 2013 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Октября 2011 - 15 Воскресенье после Троицы и «День благодарения за урожай» (Пастор  Г. Азиков)
12 Сентября 2010 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Сентября 2010 - В 15-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)