МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Сентября 2017 года

15 воскресенье после Дня Св.Троицы. Как день Св.Архангела Михаила и всех Ангелов


Откр.12, 7-12
7. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,
8. но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
9. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
10. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.
11. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.
12. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.

Когда апостол и евангелист Иоанн пребывал в ссылке на о.Патмос, ему предстало видение последних дней нынешнего мира, причём он сподобился увидеть не только то, что будет происходить на земле, но и то, что произойдёт в небесах. Увиденное зачастую настолько превосходило возможности человеческого восприятия, что сам св.Иоанн наверное был бы в большом затруднении, если бы его попросили разъяснить подробно, что означают некоторые места его книги. По всей видимости, смысл сиих видений окончательно разъяснится лишь по наступлении описанных евангелистом времён. Тем не менее, Книга Откровения не является сплошной загадкой. О многом, рассказанном в ней, мы вполне можем рассуждать уже сейчас, соблюдая, впрочем, должную осторожность, дабы не придти к заведомо ошибочным выводам.

Сегодня мы прочитали в 12-ой главе Книги Откровения о той битве, которая состоится в конце времён между воинством небесным во главе со св.Архангелом Михаилом с одной стороны и сатаною с его подручными с другой. Казалось бы, какое это имеет к нам отношение? Ведь мы никоим образом не принадлежим к числу сил небесных – так что пусть они там разбираются по своему усмотрению. Тем не менее, свидетельство или даже пророчество евангелиста Иоанна, хотя и относится ко грядущему, да ещё к силам небесным, имеет большое значение в настоящем времени и для нас. Прежде всего потому, что напоминает нам о реальности невидимого мира, мира духов, мира Ангелов и демонов. Мы живём в мире видимом, в котором настолько укоренились, что, с одной стороны, имеем наклонность к абсолютизации его сил и властей, а с другой не чувствуем подобающего почтения к силам невидимой стороны, позволяя себе легкомысленные суждения, насмешки, а то и полное игнорирование. Но поистине, сие возможно только потому, что мы с ними не встречались. Впрочем, наверное оно и к лучшему, потому что, как свидетельствует Писание как Ветхого, так и Нового Заветов, люди, встретившиеся с Ангелами, не испытывали ничего кроме ужаса. Чего же они пугались? Соприкосновения с существами совершенно иной природы и возможностей – с существами, мощь которых несопоставима с человеческой. Но столь великая мощь свойственна не только ангелам света, ею обладают и ангелы тьмы - сатана и его подручные. Вот почему, в частности, совершенно бесполезно рассчитывать на спасение своими силами – существа мира духов сильнее человека. Человеческих сил недостаточно для самостоятельного противостояния дьявольским искушениям. Вот почему мы нуждаемся в постоянной поддержке свыше, причём не просто в поддержке, а в защите, о которой, к сожалению, частенько забываем попросить нашего Небесного Отца. В этом смысле нам подаёт хороший пример Мартин Лютер, который как утреннюю, так и вечернюю молитву всегда заканчивал прошением: «Да пребудет Ангел Твой святой со мною, дабы не овладел мною злой враг рода человеческого». Таким образом, Книга Откровения предупреждает нас о реальности мира духов и об их силе. Соответственно, она предупреждает нас о силе сатаны, а, следовательно, о необходимости защиты от него. Но услышанное сегодня слово Писания для верующего не только предупреждение, но ещё и источник великой надежды, радостной надежды.

«И низвержен был … древний змий, называемый диаволом и сатаною, … и ангелы его низвержены вместе с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них перед Богом нашим день и ночь.». Уверенность в победе - великое дело. Человек может стойко переносить всевозможные лишения и тяготы, если будет уверен в конечном торжестве дела, за которое страдает. И в то же время то, что называется «пораженческим настроением», способно сделать абсолютно непригодным к борьбе даже тогда, когда шансы на победу достаточно велики. Деморализованная армия разбита ещё до сражения. Если ты действительно хочешь чего-то достичь, то позитивное настроение, уверенность в том, что ты добьёшься желаемого, абсолютно необходимы.

Христиане первого века, бывшие самовидцами Христа и апостолов, имели веру, близкую к абсолюту, что и неудивительно – ведь они знали Господа и Его учеников не понаслышке. Смыслом жизни этого поколения верных стало ожидание Второго Пришествия. Во втором и третьем веках эта вера была ещё сильна. Может быть, именно поэтому в те времена Книга Откровения не играла существенной роли. Более того, были даже сомнения по поводу её включения в Новозаветный Канон. Но с тех пор положение сильно изменилось, и наша вера уже не такая, как у наших предшественников. Он поколеблена развитием материалистической мысли, повышением жизненного уровня, при котором стабильная сытость побуждает забыть о Боге, ибо зачем Бог, если и без Него всё хорошо. Десятилетия государственного атеизма тоже не прошли бесследно. Не потому ли у многих христиан нашего времени наблюдается большой интерес к Книге Откровения? Не рассчитывают ли они почерпнуть в ней ту уверенность, которой им не хватает? А почему бы и нет? Вполне вероятно, что св.Иоанну было дано прозреть картины отдалённого будущего именно для того, чтобы ныне живущие могли воодушевиться, вдохновиться ими и обрести уверенность в победе. Ту самую уверенность, которую сатана хочет разрушить для того, чтобы овладеть нами. Что ж, он хорошо работает. Когда глядишь на нынешний мир, на то, что в нём происходит; когда осознаёшь, что твои усилия хоть что-то отстоять, сохранить и спасти подобны перемещениям крохотной песчинки перед океанским приливом, то поневоле хочется впасть в депрессию. Но Бог устами св.Иоанна возвещает нам торжество конечной победы. ««И низвержен был … древний змий, называемый диаволом и сатаною, … и ангелы его низвержены вместе с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его…». Христос торжествует, Христос побеждает, Христос царствует – вот главная весть св.Иоанна! А это значит, что все наши тяготы, все наши страдания, понесённые во имя Христово, не напрасны, ибо обетования Божии непреложны. Сейчас мы видим, что силы тьмы вроде бы побеждают. Но это не повод для впадения в отчаяние, потому что Св.Писание предупреждает нас именно о таком развитии событий. В т.ч. Книга Откровения возвещает о совсем тяжких для Христовых верных временах. Но в то же время и она, и всё Писание в целом говорит о том, что победы врагов Христа временны. Вспомните, когда Господь был распят и умер, Его враги торжествовали. Но долгим ли было их торжество? Нет, потому что Господь воскрес, как и было предсказано. Через созерцание исполнившихся обетований мы обретаем радостную уверенность в исполнении обетований, относящихся к временам грядущим. А потому пусть дьявол торжествует в нынешнем мире, пусть безбожные правители и их прихвостни думают, что им всё дозволено, пусть умножается беззаконие – мы не опускаем руки и не сдаёмся, потому что наше противостояние им не безнадёжно. Мы не опускаем руки и не сдаёмся, потому что идём ко временам, когда будет возвещено о совершившемся факте: «…ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его...». Аминь.

 


Другие проповеди по этому же поводу:

04 Сентября 2016 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Сентября 2015 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Сентября 2014 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы. День св. Архангела Михаила и всех ангелов (Пастор  Д. Лотов)
08 Сентября 2013 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Октября 2011 - 15 Воскресенье после Троицы и «День благодарения за урожай» (Пастор  Г. Азиков)
12 Сентября 2010 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Сентября 2010 - В 15-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)