МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
12 Сентября 2021 года

15 воскресенье после Дня Св.Троицы


Деян.20, 32-35
32 Ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освящёнными.
33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:
34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.
35 Во всём показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать".

Тяжело ли быть примером для других? Тяжело. Конечно, с одной стороны приятно, условно говоря, видеть свой портрет на доске почёта, но с другой уж больно дорого за этот портрет приходится платить. Нельзя расслабляться, давать себе волю, делать то, что хочется, потому что можно нечаянно сделать нечто недолжное, влекущее за собою крайне неприятные последствия. Ты всегда вынужден помнить, что твои действия очень важны, потому что люди смотрят на тебя, и от того, что именно ты сделаешь и как сделаешь, зависит многое, причём не только в твоей жизни. Почему я всё это говорю? Потому что каждый верующий должен быть примером для ближних. Такова воля Господа, призвавшего Своих учеников быть светочами миру, Его живыми письмами. Вот именно об этом, т.е. о своём призвании, христианин должен помнить и вести себя соответственно, т.е. в духе Христа, чтобы свет Господней любви сиял среди мерзости этого мира. Любовь Господа должна являться через Его верных, чтобы люди могли видеть, насколько путь со Христом лучше, нежели путь без Него. И, что особенно важно: свет Божий должен исходить от верных не только в какой-то официальной обстановке, не только на улице, но и дома, потому что христианин должен быть проводником Божьего света и среди своих домашних. Более того – даже наедине с самим собой, когда тебя никто не видит, нельзя расслабляться. Трудно ли сие? Невозможно трудно. Всё время приходится думать о том, чтобы что-нибудь не напортить, всё время приходится бояться сделать что-либо не то. Ведь если сделаешь ложный шаг, недостойное деяние, то таковым свидетельством навредишь немощным в вере. Друзья огорчатся, враги же возрадуются и постараются использовать твой пример для того, чтобы похулить не столько тебя самого, сколько народ Божий в целом. Вот, например, обнаружили ушлые журналисты у одной московской игуменьи слишком дорогой автомобиль - тут же волна грязи против Церкви как таковой. Получается, что идёшь как по трясине – чуть оступился, и всё, если не потонул, то так замазался, что отмыться будет донельзя трудно. Это чудовищная психологическая нагрузка, какую не каждый выдержит. Пытливый человеческий ум начинает искать выход из тягостного положения и находит. Например, надеть маску благочестия и являться примерами для ближних, скажем, от 10 до 19 часов, а потом, в доверенных компаниях или дома давать волю своей истинной сущности. Не так давно перечитал книгу, написанную снявшим сан католическим священиком из Литвы. В числе прочего там рассказывается о том, как вели себя и о чём говорили священники, когда оказывались исключительно в обществе своих коллег. Контраст с их поведением «на публике» был очень велик. Описанное побуждает вспомнить мольеровского Тартюфа - собирательный образ показного ложного благочестия. Можно конечно жить и так, но ведь это актёрская игра, спектакль, от которого не будет никакой пользы. Окружающие, поняв истину, отвернутся – и это будет колоссальный ущерб благовестию, ибо их будет очень трудно убедить в том, что есть не только фальшивая, но и настоящая святость. Самому человеку тем более не будет никакой пользы, потому что перед Господом любые уловки бесполезны. Ему нужна именно истинная святость, а не притворная. Так что же делать? Как избежать превращения в Тартюфа? Да и возможно ли быть свидетелем Господа не по принуждению, но по сущности?

Сегодня в чтении из Книги Деяний мы слышали слова Ап.Павла: «33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: 34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. 35 Во всём показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать"». Павел не был ни Ангелом, ни тем более Сыном Божиим. Самый обычный человек. Он приобрёл настолько большую известность, как учитель и проповедник, что вполне мог бы пользоваться плодами этой репутации в своих личных целях. Кстати, многие раввины именно так и поступали, собирая со своей паствы неплохие денежные урожаи. Но Апостол действовал иначе. За счёт своего ремесла он содержал себя сам, а сбором денег занимался только для того, чтобы помочь бедствующей иерусалимской общине. Говоря современным языком, бюджет не пилил, ничего себе не присваивал. И, как следует из его слов, даже доходы от своей ремесленной деятельности обращал на помощь нуждающимся. Самое главное: это не было притворством. Павел действовал не нарочито, а совершенно естественно, потому что жил именно так, как проповедовал. А как ему это удавалось? За счёт чего? За счёт укоренённости во Христе. Он был открыт для действия Св.Духа, почему и говорил «уже не я живу, но живёт во мне Христос». Т.е. его сознание изменилось, полностью изменилась система ценностей, а вместе с ней и образ жизни. Павел делал то, что делал, потому что просто не мог сделать иначе. Его деяния для него были абсолютно естественными, само собою разумеющимися. Вот и весь секрет. Конечно, кто-то скажет, что он-де был Апостол, не абы кто. Святость зашкаливает, куда ж нам со свиным рылом в калашный ряд. Но вот пример из намного более близкого времени. Пастор нашей общины Генрих Дикхофф младший, умерший в 1911 г., - не так уж и давно. Не апостол. Однако глава не только большой, но и очень богатой общины. Как настоятель, получал большой оклад, но тем не менее, жил очень скудно. Почему? Потому что помогал нуждающимся или, если угодно, служил им. Вот например, основанная им и существующая до сих пор школа для слепых. Он не просто её основал, но активно занимался её делами, заботился о воспитанниках даже после их выпуска, помогал им найти работу и т.д. И не только им, но и многим другим. В том же духе действовал святой доктор Хааз, служивший заключённым. Эти двое не были чем-то исключительным. Просто так получилось, что мы о них много знаем. Но многие верные жили и живут подобным же образом. Как сие удавалось и Дикхоффу и Хаазу, как это удаётся и сейчас людям, идущим тем же путём? Всё то же, что и у Павла – укоренённость во Христе, при которой служение становится абсолютно естественным, ибо иной образ жизни невозможен. Естественно, что служение ближним не исчерпывается некими даяниями – это только одна из возможностей. Но данная возможность является хорошей иллюстрацией главного. А что главное?

Невозможность совмещения христианского мышления и образа жизни с мирским, т.е. далёким от Христа. Мирское нацеливает на себя, на своё благополучие и комфорт. А если уж кого и облагодетельствовать от избытка в закромах, так членов семьи или подельников – примеры сему мы в сегодняшней России можем видеть в изобилии. Так сказать, сегодня камердинер, а завтра граф Кутайсов; сегодня личный охранник, а завтра генерал армии. Христианин же нацелен не на земное, а на небесное, и служит ближним всегда, не только благодаря избыткам, но и вопреки скудности. Служит потому, что прозревает в них лик Христа, отдавшего Себя ради искупления грехов всего мира. Для того, чтобы такой образ жизни стал естественным, нужно укореняться в вере, укореняться во Христе, открываться Господу, дабы Он силою Святого Духа изменил наше сознание. Если изменение произойдёт, жизнь станет совершенно иной. Христианин не стремится нахапать себе как можно больше, не стремится подчинять себе людей, дабы властвовать над ними. Христианин следует за Христом и, как только что было сказано, прозревая Его лик в ближних, служит им как может и чем может, заботясь не о личной выгоде, а о том, чтобы ближним стало лучше. Живущий так поистине светоч миру, потому что через таких людей к нам приходит свет Христовой любви. Сие возможно для каждого, ибо нет никого, кто был бы априори исключён из Божественного милосердия. Если человек хочет быть со Христом и во Христе, Господь примет его. Некоторые лжемонахи умудряются оставлять после себя многомиллионные состояния и многокомнатные квартиры. У истинного христианина такое навряд ли найдёшь, потому что он находит радость не в том, чтобы спать на матрасе, набитом кредитками, а в том, чтобы не только словом, но и делом служить ближним. «33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: 34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. 35 Во всём показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать"». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 12.09.2021




Другие проповеди по этому же поводу:

17 Сентября 2023 - 15-е воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
25 Сентября 2022 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Сентября 2020 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Сентября 2019 - День Арх. Михаила и всех ангелов (Пастор  Е. Романенко)
24 Сентября 2017 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы. Как день Св.Архангела Михаила и всех Ангелов (Пастор  Д. Лотов)
04 Сентября 2016 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Сентября 2015 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Сентября 2014 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы. День св. Архангела Михаила и всех ангелов (Пастор  Д. Лотов)
08 Сентября 2013 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Октября 2011 - 15 Воскресенье после Троицы и «День благодарения за урожай» (Пастор  Г. Азиков)
12 Сентября 2010 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Сентября 2010 - В 15-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)