МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
04 Сентября 2016 года

15 воскресенье после Дня Св.Троицы


Флп.4, 10-14
Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.

В прошлое воскресенье мы говорили о достатке, как об инструменте практического служения Богу через ближнего. Сегодняшнее слово ап.Павла из Послания к Филиппийцам позволяет взглянуть на проблему шире – на восприятие сего служения не только со стороны дающего, но и со стороны принимающего.

Когда мы говорим о служении, о помощи, то тут же представляется ближний в самой скверной ситуации, когда всё плохо, когда человек в полном отчаянии не знает, за что схватиться, и помощь действительно экстренно необходима. Однако, такие крайние ситуации, хотя и встречаются, но достаточно редко. Куда чаще можно видеть, как человек, хотя и пребывает в не самых лучших обстоятельствах, но, тем не менее, как-то с ними справляется. Т.е. его положение отнюдь НЕ катастрофично. Вот, например, Павел: из написанного им следует, что, хотя ему и было нелегко, но он вполне справлялся. «Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всём, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке». Т.е. существование апостола было вполне сносно вне зависимости от того, оказывали ему помощь или нет. Но тогда возникает вполне логичный вопрос: если человек вполне в состоянии справиться с ситуацией, то зачем ему помогать? Правильно ли расходовать отнюдь не безграничные ресурсы на такого человека, когда можно встретить другого, пребывающего в несравненно худшем положении? Послание свидетельствует, что это вполне правильно, ибо апостол говорит: «Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби». В таком случае снова вопрос – а почему это правильно?

Господь изначально создал Свой народ именно как общину. Апостолы постоянно находились вместе, и даже на проповедь Иисус посылал их не по-одиночке, а по двое. Книга Деяний говорит, что когда была создана первая община в Иерусалиме, то верующие были вместе и имели всё общее. Причём никто их к этому не принуждал – они сами так хотели. По какой причине? Потому что они не были собранием индивидуалов, внешне пребывавших вместе, но внутренне чужих друг другу. Они принадлежали к одному и тому же народу – народу Божию. Они были объединены искуплением, совершившемся через Кровь Христа, общей целью – Божьим Царством. Они делали общее дело посредством служения Богу, посредством свидетельства о Христе, и они горели одним и тем же – жизнью во Христе. Поэтому они действительно были близки друг другу и ощущали сию близость во всей полноте. В этом внутреннем единстве - сила Церкви. Служение людей, внутренне чужих друг другу, никогда не будет успешным. Люди, составляющие Церковь, не могут быть чужими, ни в коем случае не должны ощущать себя таковыми. Если же такое есть, то, значит, в общине что-то неправильно, и она не следует путём истины. Говорю ещё раз: если община есть подлинная община Иисуса Христа, то в ней нет чужих друг другу. Отсюда вытекает весьма важное следствие: нужда ближнего не воспри-нимается как его личная нужда. Нужда моего ближнего – она и моя тоже. Филиппийцы помогали Павлу, хотя нельзя сказать, что он катастрофически нуждался. Почему они помогали ему? Потому что для них он не был чужим. Они переживали его проблемы, как свои собственные и потому стремились помочь, облегчить груз его служения. Поистине, нет ничего более важного для общины, нежели вот такая взаимная поддержка. Человек может справляться со своими обстоятельствами, но, когда чувствуешь себя в одиночестве, справляться намного тяжелее именно из-за ощущения окружающего безразличия, из-за ощущения что ты никому не нужен, не интересен. Даже вполне нормальная жизнь в такой пустоте может оказаться весьма тяжкой. И наоборот - когда ты не чувствуешь себя одиноким, решать проблемы намного проще и идти по жизни легче. Причём это отнюдь не вопрос исключительно финансовой поддержки. Участие может проявляться самым различным образом. Сознание того, что ты не один, что проблемы можно решать совместно, приносит великое облегчение, ибо разделённая тяжесть уже не так тяжела. Собственно говоря, именно поэтому Господь с самого начала и создал Церковь, как общину. Вместе делать легче всё – в том числе и спасаться. В Америке в настоящее время проживают потомки российских меннонитов, у которых сознание общинности развито до чрезвычайности. В частности, если кому-то из них надо что-то построить, то приходит вся община и строит. Причём денег за это никто не требует. Мне кажется, что это прекрасный пример для подражания – именно то, что должно быть в настоящей общине, где оказанная тебе помощь вовсе не делает тебя должником. Не делает, потому что помощь не есть одолжение – её оказывают, потому что не могут не помочь, ибо невозможно быть равнодушным у нуждам ближнего, если в тебе живёт Господня любовь. Но увы, чаще приходится видеть нечто обратное.

«…я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Жизнь поворачивается разными сторонами – сегодня достаток есть, завтра его нет. Мои родственники сначала потеряли всё вследствие революции, потом, выехав за границу, как-то поднялись, а потом снова потеряли всё в результате войны. События могут разворачиваться совершенно непредсказуемо, так что порою главное – просто выжить. Как выразился Макс Фрай, главное – быть, а где и как – приложится. Соответственно, мы должны, подобно Павлу, уметь обходиться тем, что есть – даже если сие имеемое скудно. Но будет совершенно замечательно, если у нас будет ещё кое-что, бывшее у Павла. Вернее, отсутствовавшее. У него отсутствовало чувство одиночества. Были созданные им общины и были его духовные дети, с которыми он поддерживал общение; и было их участие в его нуждах, причём совершенно необязательно материальное. Письма апостола свидетельствуют, что их молитвы, их письма к нему были для него великой поддержкой, делая его сильнее. Благодаря искренней поддержке своих братьев и сестёр апостол обретал силы для совершения своего служения, для несения своего креста. То же самое может быть и с нами – взаимное участие, взаимная поддержка помогут нам совершать свой путь в вере и в верности, в сознании общности и единства. Они помогут нам выстоять как общине, они помогут нам нести свой крест, они помогут нам спастись, они помогут нам достичь вечности. «Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне … вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 04.09.2016




Другие проповеди по этому же поводу:

12 Сентября 2021 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Сентября 2020 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Сентября 2019 - День Арх. Михаила и всех ангелов (Диакон  Е.Романенко)
24 Сентября 2017 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы. Как день Св.Архангела Михаила и всех Ангелов (Пастор  Д. Лотов)
13 Сентября 2015 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Сентября 2014 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы. День св. Архангела Михаила и всех ангелов (Пастор  Д. Лотов)
08 Сентября 2013 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Октября 2011 - 15 Воскресенье после Троицы и «День благодарения за урожай» (Пастор  Г. Азиков)
12 Сентября 2010 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Сентября 2010 - В 15-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)