МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
08 Сентября 2013 года

15 воскресенье после Дня Св.Троицы


1Лк.18, 28-30

Пётр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестёр, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.

Когда Пётр от лица всех учеников сказал Иисусу: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою», то ничуть не преувеличивал. Это действительно было так. Для того, чтобы последовать за Спасителем, ученики оставили свои дома, ближних и дела, которыми занимались – дела, которые доставляли им средства к существованию. Что же они получили взамен оставленного? Иисус говорит: «Нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестёр, или жену, или детей для Царства Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной». Насчёт вечности вроде бы всё понятно и ни в каких комментариях не нуждается, а вот как быть с жизнью земной? Например, что получили в земной жизни Апостолы? Мы знаем, что они получили гонения, скитания, унижения и в конце всего насильственную кончину. Из двенадцати первопризванных своей смертью умер только Иоанн, но и его не миновала чаша великих страданий за имя Иисуса. Можно ли сказать, что всё это лучше, чем то, что Апостолы имели до встречи со Христом? Неужели гонения и мученичество лучше чем спокойный мирный труд? На первый взгляд, замена явно неадекватная, но давайте попробуем взглянуть на проблему шире. Из чего состояла жизнь будущих Апостолов до встречи с Господом? Из рутинного однообразного труда в пределах своей деревни; из лодки и Тивериадского озера, которое, хотя и называется Галилейским морем, но на море не тянет никак. И даже в качестве озера оно далеко не самое большое. Единственное, что хоть как-то нарушало привычное течение событий, было путешествие в Иерусалим на великие праздники. Такова была жизнь большинства учеников до их призвания. Матфей имел другое занятие, но, судя по тому, что он без колебаний оставил его, чтобы последовать за Иисусом, оно основательно ему опротивело. Что неудивительно, если учесть отношение иудеев к мытарям. Несколько большим разнообразием отличалась жизнь Симона Зелота, который, судя по прозвищу, принадлежал к террористической организации. Но даже в нынешнее время жизнь террориста – не самое лучшее, что может быть. Тем паче в I веке. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и он предпочёл оставить прежнее с тем, чтобы никогда к нему не возвращаться. Призвание Иисусом двенадцати открыло перед ними широкий мир: вначале Галилею и Иудею, потом земли, о которых они только слышали: Грецию, Парфию, Рим, а потом они увидели земли, о которых ранее вообще не имели представления: Скифию, Африку и даже Индию. Они действительно оставили своих близких (близких по крови), но обрели огромное число близких по духу, причём не только в Иудее, но всех землях, где возвещали Святое Евангелие. Они обрели огромное число детей во Св.Духе, для которых стали отцами, проводниками в вечность. И если раньше их дом был в галилейской деревне, то теперь любой дом, где жили верующие, был их домом. Они поистине обрели больше, чем оставили. Что касается страданий, то страдания есть в любой жизни. Что же до страданий мученика, то они кратковременны, а на смену им идёт небесная слава. Ещё один существенный момент: Иисус никого не принуждал следовать за Собой. В любой момент любой из учеников мог отступиться, уйти, как отступились и ушли некоторые, о которых упомянуто в 6-ой главе Евангелия Иоанна. Не сомневаюсь, что эти ушедшие обрели куда более стабильную и размеренную жизнь. Но поистине, они потеряли больше, чем приобрели.

Иисус говорит: «Нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестёр, или жену, или детей для Царства Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной». Т.е. это правило распространяется не только на Апостолов, но и на любого верующего, в том числе и на каждого из нас. Что же получаем мы? И ещё более важный вопрос: что значит «всё оставить»? Что от нас требуется: развестись, бросить родителей, работу и уйти от всех подальше? В песках египетской пустыни сейчас, правда, не скроешься, но скрыться за стенами монастыря можно вполне. Некоторые так делали и делают до сих пор. Но сие понимание невозможно, ибо противоречит всему, что Бог говорит о почитании родителей, о семье и браке. Разве не назвал Иисус развод прелюбодейством? Да и дары Божии даются для служения на каком-то месте, в рамках избранной в соответствии с этими дарами специальности. И притча Христа о талантах однозначно говорит о том, что пренебрегать этими дарами значит навлекать на себя гнев Божий. Значит, не всё так просто и прямолинейно. Что же предлагает Христос?

По большей части каждый из нас стремится закуклиться в своей ячейке и обустроить Царство Небесное в одной отдельно взятой квартире. Человек стремится замкнуться в пределах семьи, клана, фирмы, страны, народа, нации. Отчасти ради них, отчасти ради собственного блага человек трудится и собирает в житницы. Иисус предлагает выйти за пределы замкнутости, каковой бы таковая ни была. Он предлагает нам осознать, что ничто в видимом мире не обладает абсолютной ценностью и не заслуживает воздвижения на пьедестал. Он призывает Своих верных открыть себя не для маленькой части мира, но для всего мира. Он предлагает открыть себя не только для родства по плоти, но и для родства по Духу - ибо везде, где есть Церковь, у нас есть братья и сёстры. Он предлагает нам осознать, что жизнь не исчерпывается видимой реальностью и открыть себя для вечности. В одной из повестей Макса Фрая описан трактир «Середина леса» - этот трактир находился в густом лесу, и его хозяева искренне полагали, что лес – это и есть мир, а их трактир является его центром. Христос не хочет, чтобы мы были такими. Он хочет, чтобы мы открыли мироздание во всей полноте видимого и невидимого, преходящего и вечного. Ибо чем больше мы познаём полноту мироздания, тем в большей степени мы можем постичь Божественный замысел. А чем в большей степени мы можем постичь Божественный замысел, тем более приближаемся к абсолютной истине, к Богу. Причём не просто приближаемся, но получаем возможность говорить о Нём, возвещать правду тем, кто по неразумию полагает свой маленький мирок центром вселенной. Иисус несёт верующим великий дар свободы. Ибо познавший истину обретает свободу от лжи, от предрассудков и суеверий. Познавший истину знает правду и, пребывая в единстве с Богом, уже в земной жизни приобщается к вечности.

Приобщённость к вечности не приносит житейского комфорта, поэтому перспектива «оставить всё» для кого-то может показаться страшной, неприемлемой. Но тот, кто решится последовать за Христом, приобретёт намного больше чем потеряет.

Таким образом, каждый из нас имеет выбор. Если воспользоваться известной пословицей, каждый из нас имеет в руках синицу. Что же лучше: изо всех сил держаться за эту синицу или обратиться к журавлю в небе? Да, можно изо всех сил держаться за привычные ценности и, отгородившись от всех и от всего, строить уют в своей ячейке. А можно выйти за её пределы и обрести мироздание во всей его полноте. Каждый выбирает своё. Как ни странно, закуклиться в своей ячейке можно даже в пределах Церкви. Это особенно хорошо заметно в пределах поместных Церквей, имеющих ярко выраженную национальную окраску. Это очень хорошо видно в деревенских приходах, где любое отступление от привычного уклада воспринимается как преступление. Но так не должно быть. Не нужно абсолютизировать малое, потому что тот, кто не откажется от малого, никогда не обретёт великого. Как в этой жизни, так и в вечности, ибо так говорит Господь: «Нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестёр, или жену, или детей для Царства Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 08.09.13




Другие проповеди по этому же поводу:

12 Сентября 2021 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Сентября 2020 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Сентября 2019 - День Арх. Михаила и всех ангелов (Диакон  Е.Романенко)
24 Сентября 2017 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы. Как день Св.Архангела Михаила и всех Ангелов (Пастор  Д. Лотов)
04 Сентября 2016 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Сентября 2015 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Сентября 2014 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы. День св. Архангела Михаила и всех ангелов (Пастор  Д. Лотов)
02 Октября 2011 - 15 Воскресенье после Троицы и «День благодарения за урожай» (Пастор  Г. Азиков)
12 Сентября 2010 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Сентября 2010 - В 15-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)