МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
29 Сентября 2019 года

День Арх. Михаила и всех ангелов


Евр 1:1-14
1. Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2. в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
3. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную [престола] величия на высоте,
4. будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
5. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И еще: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном»?
6. Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии».
7. Об Ангелах сказано: «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь».
8. А о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.
9. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих».
10. И: «в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
11. они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12. и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся».
13. Кому когда из Ангелов сказал Бог: «седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»?
14. Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Дорогие братья и сестры,
Те из Вас, кто жил в Советском Союзе и застал времена Л.И. Брежнева наверняка помнят такой анекдот. Однажды Брежневу надоело ездить в своем авто на пассажирском месте, решил он сам сесть за руль. И вот, дает он приказ своем личному шоферу: «ты, давай, садись назад, а я - на водительское место». И вот, так они едут: водитель сзади на пассажирском месте, а Брежнев за рулем. И тут генсек решает полихачить очень сильно превышает скорость. На ближайшем посту его за превышение скорости останавливает молодой патрульный. Но увидев, кто сидит за рулем - испуганно берет под козырек и отпускает их. Старый и более опытный работник ГАИ, который за этой сценой наблюдает издалека, набрасывается на него: «Ты с ума, что ли, сошел?! Он на такой скорости ехал, а ты его отпустил!!». А тот, бледный от испуга, отвечает: «Ох, не знаю, кто там ехал, но водителем у него - сам Брежнев!».
Соль этого анекдота вполне понятна. Если генсек - самое важное и значимое лицо в Советском Союзе - можете себе представить, какой важностью и значимостью будет обладать человек, у которого сам генсек СССР работает водителем!

К чему я это рассказал? Тема нашего богослужения сегодня - Божьи ангелы. И если говорить об ангелах, то даже при поверхностном изучении этой темы становится ясно, что ангелы это, без преувеличения, могущественнейшие существа. Они являются духами - то есть принадлежат к совершенно иной, нежели мы, невидимой реальности. Они нематериальны и бессмертны. Они предстоят перед Богом и гораздо большн знают о божественных предметах, чем мы с Вами. Кроме того, для описания их могущества используется и военная терминология - их называют Небесным Воинством, а дело воинства - война. И на страницах Священного Писания ангелы являют различные сверхъестественные силы. В особенности, когда помогают Божьим верным. Например, Господень Ангел заграждает пасть львам, вследствие чего Даниил остается невредимым (Дан 6). А в Книге Откровения ангелы неоднократно исполняют свою роль во время масштабнейших событий Конца Времен. И всякий раз их действия связаны с грандиозными и страшными событиями на Небе и на Земле: «Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела. Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла» (откр 8:6-8).

Одним словом, ангелы - существа, обладающие огромным могуществом. Обладающие такими силами, о которых нам, смертным, можно только мечтать. Если переводить это на реалии современной культуры, не всякий супергерой из современных фантастических фильмов может такими способностями похвастаться.

Но вот, принимая все это во внимание, что можно сказать о статусе ангелов, об их положении по отношению к Богу и по отношению к нам? На этот вопрос отвечает прочитанный нами сегодня отрывок из Послания к Евреям: «Об Ангелах сказано: «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь». (...) Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?».

Итак, при всем их могуществе, ангелы - служебные духи, посылаемые к людям (прежде всего – Божьим верным) на помощь и на служение. И то греческое слово, которое используется для их обозначения в Новом Завете, говорит об этой их функции даже еще красноречивее. Ведь греческое слово «ангел» переводится как «вестник» - только и всего.

Итак, ангелы при всем их могуществе - не более, чем помощники и служители Бога, посылаемые в этот мир для осуществления тех или иных задач.

Однако, даже не это - самое интересное в том отрывке из Послания к Евреям, который мы сегодня услышали. Самое интересное - в том, что ангелы в этом тексте сравниваются отнюдь не с людьми. А с кем они сравниваются? Давайте посмотрим: «Сей (т.е. Иисус Христос - Божий Сын), будучи сияние славы и образ ипостаси Его (Бога Отца) и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И ещё: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном»? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии». Об Ангелах сказано: «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь». А о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих». (...) Кому когда из Ангелов сказал Бог: «седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»?

Итак, ангелы сравниваются с Единородным Божьим Сыном, Иисусом Христом. И они, простите за каламбур, не могут с ним сравниться. Не могут с Ним сравниться в Божественном Величии, в Силе и Могуществе. А самое главное - в Его положении по отношению к Богу Отцу: «Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И ещё: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном»?

Дорогие братья и сестры, это очень важные слова. Слова, которые я бы хотел, чтобы Вы, дорогие братья и сестры, все запомнили и запечатлели в своих сердцах. «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя». Именно так, «родил» и никак иначе.

Но вот вопрос: почему именно это выражение, «родил» - так важно? Разве оно имеет какое-то значение для нашего спасения, разве влияет как-то на тот факт, что Иисус Христос умер за наши грехи?

Я берусь утверждать, что да! Это слово - «родил» - имеет значение, да еще какое! А значение оно имеет прежде всего потому, что сотворить и родить - далеко не одно и то же.

Родить - значит (простите за тавтологию) породить нечто тождественное порождающему - нечто, что от рождающего качественно не отличается. Именно так в Писании рассматриваются отношения между тем, кто рождает и тем, кто рождается. Прежде всего это видно на примере многочисленных библейских родословных. Помните: “Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова и т.д.”. От человека (Авраама) произошел человек же (Исаак). Вот что значит - «родить».

А вот «сотворить» - значит создать нечто качественно отличное от творящего. Авраам мог сотворить (то есть сделать) себе нож, или седло, или любой другой предмет, нужный ему в кочевом хозяйстве. Но он не мог сотворить, сделать себе потомка. Он мог только родить Исаака.

Надеюсь, я не очень утомил Вас этой небольшой философско-догматической лекцией. Разрешите, теперь я объясню, почему это так важно понимать.

А важно это потому, что как в древние времена были, так и сегодня, к сожалению, есть такие люди, которые ложно учили, что Быг Сын, Христос - не более, чем творение Бога Отца. Да, первое и самое могущественное творение, через которое Бог Отец создал все прочие творения. И все же - творение. В древние времена этому учили еретики, именуемые арианами. Сегодня таких представлений придерживаются Свидетели Иеговы (организация запрещена в России).

Впрочем, как мы убедились на основании Послания к Евреям, такие ложные учения появлялись даже в эпоху апостолов. Именно поэтому в Послании сказано со всей ясностью: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И ещё: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном»? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии». Об Ангелах сказано: «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь». А о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты».

Итак, Христос – Единородный Божий Сын - именно рожден Отцом. Рожден, а не сотворен. Он не есть нечто качественно отличное от Отца. Он – не творение, но имеет одну сущность с Богом Отцом, с Творцом Вселенной. Христос, выражаясь словами Никейского Символа Веры, есть Бог от Бога и Свет от Света. Он есть Тот, кому покорилось все Божье творение. Включая, кстати, и ангелов: «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии».

Но вернемся к изначальному вопросу: вот почему это так важно для нас с Вами? Почему это так важно понимать и осознавать? Мне кажется, это нужно понимать и осознавать по следующим причинам:
Причина первая. Давайте зададим себе вопрос: может ли творение искупить другое творение? Я полагаю, что нет. Потому что, к несчастью, наш тварный мир подвержен греху, подвержен влиянию зла. И это касается не только нашего материального мира, но и мира нематериального – мира ангелов. Например, Книга Откровения говорит нам о том, что часть ангелов восстала против против Бога, выступив на стороне сатаны (Откр 12:7-8). Те из ангелов, которые покорились злу в Писании называются бесами или демонами. И Спаситель прямо говорит о том, что этим ангелам вместе с их предводителем сатаной уготован вечный огонь (Мф 25:41). Так вот, даже ангелы, бессмертные и нетленные духи – тоже могут быть подвержены влиянию зла. Но этому влиянию не может подвергнуться Тот, кто есть Бог от Бога и Свет от Света.
И вторая причина. И на мой взгляд, это причина самая главная. И чтобы понять эту вторую причину, давайте вспомним тот анекдот Эпохи застоя, который мы с Вами услышали в начале. Генсек (Брежнев, в данном случае), как мы уже убедились, был самым могущественным и влиятельным лицом в Советском Союзе. Уже одно его присутствие могло заставить любого тогдашнего партийного функционера средней руки застыть в верноподданическом трепете. Что уж говорить о простом патрульном, который, по сюжету анекдота, остановил его машину. А теперь представьте себе человека, у которого сам генсек СССР работает шофером. Это будет уже даже не трепет, а благоговейный ужас!

Людям этого мира свойственно благоговеть перед человеческой значимостью, перед мирским могуществом. Однако, как мы с Вами убедились, любой из ангелов Божьих обладает таким могуществом, что заставил бы содрогнуться не только того самого генсека СССР, но и даже того человека у которого генсек СССР работает шофером (если бы, конечно, такой человек существовал). Потому что Божьи ангелы несравненно могущественнее любого смертного, как бы высоко этому смертному не довелось сидеть.

Но как мы с Вами уже убедились, есть Тот, Кто по своему статусу несравненно выше ангелов. Тот кому поклоняются все ангелы Божьи. Это Тот, Кому покорено все творение - Единородный Божий Сын Иисус Христос. Только поймите, пожалуйста, правильно: я отнюдь не собираюсь сравнивать нашего Спасителя Христа с какими-либо мирскими политическими фигурами, включая Л.И. Брежнева.

Я просто хочу, чтобы вы осознали и прочувствовали этот важнейший момент: Бог-Сын, Который по своему статусу несравненно более велик, чем ангелы… становится человеком. И Он восходит на крест чтобы искупить и спасти человека. Единородный Божий Сын, которому подчинено все творение, включая ангелов, которому поклоняются ангелы… вочеловечился, чтобы спасти нас. Представьте себе, какой ценностью и значимостью в глазах Бога обладают те, ради кого воплотился и принял позорную смерть тот, кто несравненно выше и ангелов и вообще всего тварного мира! Просто попробуйте себе это представить и осознать это! Те из Вас, кто читал 1 Послание Коринфянам наверняка помнят такие слова Апостола: «Вы куплены дорогою ценою» (1 Кор 6:20). Так вот, именно этот факт дает нам понять, насколько дорогой ценой мы куплены. Мы куплены кровью того, кому Сам Бог говорит: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя». Мы куплены Кровью Того, чей «престол... в век века».

Разве это не повод восхититься, а затем... задуматься? И очень серьезно задуматься! Мне кажется, жизнь человека, который осознал, что ради него умер и для его оправдания воскрес Тот, через Кого сотворена Вселенная - уже никогда не будет прежней. Равно как и не будет прежней жизнь такого человека, который осознает, что Христос примирил нас с Богом, дав нам возможность в любой момент обратиться нашему Небесному Отцу. И что Тот, кому покорено все Творение – есть наш Первосвященник и Ходатай перед Отцом (как говорит то же Послание к Евреям). «Потому что через Него - через Этого Ходатая, как говорит Апостол - и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе». И таким образом, мы уже «не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф 2:18-19).

Подведем итоги. Ангелы, как мы с Вами уже убедились, - могущественные и бессмертные существа. Но вот какова их роль в нашем мире: они послыаются нам с Вами – Божьим верным – для помощи и поддержки. Ибо, по слову Писания они суть «служебные духи, послыаемые на служение тем, которые имеют наследовать спасение». А спасение пришло через Того, Кто несравненно выше ангелов. Настолько выше, что только Ему Бог говорит: «ты – Сын Мой, Я ныне родил Тебя». И именно Сын, который несравненно выше ангелов, вочеловечивается ради нас с Вами и принимает смерть на кресте ради нашего спасения. Тот, Кто несравненно выше ангелов по силе и могуществу воплощается ради нас и ради всех падших грешников на этой земле! (Ин 3:14-16). И Он же обещает, что пребудет с нами и не оставит нас. Через Христа мы имеет доступ к Богу Отцу, и от Него мы имеем обетование, что наша молитва к Отцу будет услышана.

Вот я хотел бы, дорогие братья и сестры, чтобы в свете этих важнейших фактов Вы по-новому взглянули и на свое христианское призвание в этом мире и на свою молитвенную жизнь. Ведь каждый из нас, да и вообще каждый человек в этом мире имеет такую ценность в глазах Бога, что Единородный Божий Сын воплотился и взошел на крест ради нас. Так что теперь мы знаем, насколько дорогой ценою мы искуплены. Ангелы - могущественнейшие существа. И тем не менее, не ангел, но Сам Бог воплощается ради нашего спасения. И Он спасает нас.

«Сей (т.е. Иисус Христос - Божий Сын), будучи сияние славы и образ ипостаси Его (т.е. Бога Отца) и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И ещё: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 29.09.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

17 Сентября 2023 - 15-е воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
25 Сентября 2022 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Сентября 2021 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Сентября 2020 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
24 Сентября 2017 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы. Как день Св.Архангела Михаила и всех Ангелов (Пастор  Д. Лотов)
04 Сентября 2016 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Сентября 2015 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Сентября 2014 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы. День св. Архангела Михаила и всех ангелов (Пастор  Д. Лотов)
08 Сентября 2013 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Октября 2011 - 15 Воскресенье после Троицы и «День благодарения за урожай» (Пастор  Г. Азиков)
12 Сентября 2010 - В 15-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
12 Сентября 2010 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)