МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
17 Сентября 2023 года

15-е воскресенье после Троицы


Луки 10:38-42
38. В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39. у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42. а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Знаменитый американский проповедник Билли Грэм в одной из своих проповедей рассказывал такую историю. Некий молодой парень из самой американской глубинки (в США таких называют "hillbilly" - "деревенщина") первый раз в жизни едет по каким-то делам в большой город. Когда он возвращается, мать спрашивает его: "Ну что, сынок, как тебе город, что ты там видел?". На это молодой деревенщина отвечает: "Знаешь, ма, я никогда не видел столько разных вещей, без которых я могу обойтись!".

Действительно, одна из проблем человечества состоит в том, что жизнь человека очень сильно, если можно так выразиться, "захламлена", "загромождена". И речь в данном случае не только о тех или иных вещах, без многих из которых мы бы, как и наш молодой деревенщина, вполне могли бы обойтись.

Речь в том числе и о тех делах и задачах, которые поглощают наше жизненное время. Думаю, каждого из нас, стоит ему проснуться, сразу захватывает настоящий водоворот дел. Нужно столько всего успеть, столько всего не забыть... Конечно, какие-то из этих дел более важные, какие-то - менее важные. И кстати, если говорить не только о делах, но и о имуществе, очень часто имущество человека и эти нагромождения его повседневных дел находятся в прямой зависимости. Чем больше имущества и чем больше денег, чем выше общественный статус - тем больше и каждодневных забот всё это требует. И тем сильнее захватывает человека тот самый водоворот каждодневных дел. Думаю, это именно то состояние бытия, которое ветхозаветный проповедник Екклесиаст описал одним простым словом: "суета". Он говорит: "Я предпринял большие дела: (...) собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей;(...) И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; (...) Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце моё радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!" (Екклесиаст 2:4,9-11).

Осмысляя эту суету, которая поглотила его жизнь, проповедник приходит к неутешительному выводу: сколько бы ты ни накопил, сколько бы ты не сделал, каковы бы ни были твои достижения - всё это мимолётно; всё это - суета; и в конечном итоге всё это вряд ли принесёт человеку удовлетворение. И очень часто только задним числом человек понимает, что все эти нагромождения дел, вся эта суета не имела смысла и увы, не сделала его счастливее. Человек понимает, за всем этим каждодневным водоворотом дел он может не заметить, что упустил из своей жизни главное. Но вот что это за "главное"? Ради чего действительно стоит жить? И что так важно не потерять в этом водовороте каждодневных дел?

Именно об этом рассказывает нам сегодняшний текст из Евангелия от Луки, который мы услышали: "В продолжение пути их пришёл (Иисус) в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении..." (Луки 10:38-40).

Итак, мы видим в нашем тексте Евангелия двух сестёр: Марию и Марфу. С того момента как знаменитый странствующий учитель и чудотворец (Иисус) вошёл в их дом, Марфа занята большим угощением. Что при этом движет Марфой? Евангельский текст напрямую нам этого не говорит. Было ли это некое тщеславие, стремление перед известным человеком показать себя хорошей хозяйкой, чтобы получить одобрение знаменитого учителя? Или Марфа просто с любовью и уважением относилась к своим гостям, и была, как сейчас говорят, «перфекционисткой» - хотела, чтобы всё было "по высшему разряду", чтобы ужин удался на славу? Мы этого не знаем. Но мы знаем одно: какие бы мотивы не были в данном случае у Марфы, с самого момента когда известный учитель ступил на её порог, Марфа кружится в том самом водовороте дел.

И совершенно по-другому ведёт себя её сестра, Мария: "у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его". Вполне вероятно, для Марии известный Учитель, о котором уже идёт слава как о возможном Мессии, пришедший в её дом - это прежде всего повод с ним поговорить. Может быть, задать ему вопросы, выяснить некие тайны бытия. И надо полагать, собеседник не разочаровал Марию. Потому что Он был самим воплотившимся Единородным Божьим Сыном. Его Слово было Словом Самого Бога, а значит действительно стоило того, чтобы забыть обо всём вокруг и попытаться услышать, что Он хочет тебе сказать. Поэтому когда Марфа (на первый взгляд вполне справедливо!) упрекает Марию, что та не помогает ей с приготовлением большого угощения, Иисус отвечает очень неожиданно: "Марфа (...) заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала:
Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё" (Луки 10:40-41).

По-видимому, Марфа очень уж сильно увлеклась той самой суетой, о которой говорил Екклесиаст. И хотя у Марфы, вероятно, не было огромных богатств и великолепных дворцов (как у Соломона, который, по преданию был автором Екклесиаста), но водоворот суеты, водоворот дел всё равно накрывает Марфу с головой. И вертясь в этом водовороте Марфа упускает самое главное. А что же это — главное? Вернёмся ещё раз к Марии. Она "села у ног Иисуса и слушала слово Его". Вот это и есть то самое то самое "Одно только" что нам действительно нужно: Слово Самого Бога. Вернее так: Слово Бога в сочетании с желанием и намерением человека Это Божье Слово услышать; с желанием понять и осознать, что Творец Вселенной через Своего Единородного Сына Иисуса Христа хочет донести до нас, Своих грешных и несовершенных творений. Когда у нас есть послание от Самого Творца Вселенной, другие дела и заботы, насколько бы важными они ни были, могут подождать.

Причём и Сам Христос на страницах Евангелий неоднократно об этом предупреждал. Например, в Притче о Сеятеле людей, в сердцах которых каждодневная суета заглушает Слово, Иисус сравнивает с семенами, упавшими в колючие кусты: "А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно" (Матфея 13:22). И об этом же Спаситель говорит всё в том же Евангелии Луки: "Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот (имеется в виду день Второго Пришествия Христа) не постиг вас внезапно" (Луки 21:34).

Каждодневная суета, каждодневные заботы вполне способны заглушить для нас Божье Слово. Поэтому та самая Благая Часть, которую избрала Мария состоит в том, чтобы прежде всего слушать Божье Слово, не размениваясь на каждодневные заботы и не позволяя обыденной суете поглотить свою жизнь. Конечно, возможно что и у Марии каждый день было множество насущных дел. Но Мария понимает: когда в твою жизнь входит Сам Христос, Единородный Божий Сын и тот самый Мессия, которого многие века ждал её народ - все эти заботы, вся эта суета вполне могут подождать. Слово Мессии, когда у тебя есть возможность его услышать - всегда должно быть для тебя в приоритете.

И вот здесь, дорогие братья и сёстры, имеет смысл поговорить о том, какое значение этот отрывок имеет для нас. Дело в том, что мы с Вами тоже нередко живём в состоянии той самой суеты. У каждого из нас есть каждодневные дела и заботы. Все мы - занятые люди. А если точнее - все мы практически всегда живём в состоянии той самой суеты, о которой говорил Екклесиаст. И это вполне объяснимо: жизнь в современном обществе идёт в бешеном ритме; каждый из нас может что-то не успеть, что-то упустить; кругом конкуренция, кругом мировые политические катаклизмы и много чего ещё… Стоит только встать утром с постели и поток житейских дел, новостей, а иногда даже неприятностей и проблем накрывает тебя с головой. Иными словами, мы каждый день "заботимся и суетимся о многом". Совсем как Марфа. И поэтому у каждого из нас вполне есть риск, дорогие братья и сёстры, стать теми самым семенем, которое упало в колючие кусты: терние каждодневной суеты заглушит для нас Божье Слово и Это Слово в нас будет бесплодно.

Что нам делать? То же, что сделала Мария - "избрать благую часть". Слушать и главное - слышать и постараться уразуметь Слово Христа, данное нам в Евангелиях, в Священном Писании. Изучать Священное Писание - Святое Божье Слово - и стремиться понять Его и воплотить в жизнь то, что это Слово нам говорит. Сколько бы дел у нас ни было, какой бы поток забот не накрывал нас с головой - именно Божье Слово должно быть для нас в приоритете. И на самом деле, находить время для чтения или слушания Божьего Слова - это не так сложно, как может на первый взгляд показаться. Например, проснуться утром на 20 минут раньше обычного чтобы посвятить это время краткой молитве и чтению одной главы из Нового Завета - думаю, это каждому из нас это вполне под силу. Здесь главное дисциплина: каждодневное методичное продвижение, пусть и небольшими шагами.

И отмечу попутно: в том, что касается чтения и изучения Божьего Слова нам гораздо больше повезло, чем, например, европейским крестьянам во времена, предшествовавшие Реформации. Грамотных среди них практически не было, да и пахали они с утра до позднего вечера. Так что для них единственной возможностью услышать Писание была Воскресная месса. Да и то во время этой мессы Писание читалось на латыни, которая подавляющему большинству населения была непонятна. И в этом отношении великая заслуга доктора Лютера состоит в том, что он дал народу Священное Писание на родном для этого народа языке. Чтобы каждый представитель этого народа мог подобно Марии избрать благую часть - слушать Слово Христа и внимать Ему и преображать свою жизнь в соответствие с этим Словом.

Наше с Вами положение, дорогие братья и сёстры, в сравнении с нашими предшественниками - намного лучше. Каждый из нас может выделить для себя хотя бы немного, но всё же свободного времени, которого у людей во времена Лютера практически не было. Священное Писание не просто к нашим услугам - его можно купить в любой книжном магазине, а иногда даже получить бесплатно. В нашем распоряжении различные переводы, множество комментариев и справочной литературы. Есть даже Писание в аудио формате чтобы слушать в машине или на утренней пробежке.

Одном словом, у нас с Вами есть огромный ресурс - даже больше, чем нам необходимо чтобы избрать ту самую благую часть - каждодневно приобщаться к Слову Священного Писания вообще и к Слову Христа в частности. Мы можем сверить нашу жизнь с тем планом и теми принципами, которые дал нам Сам Творец Вселенной. А значит не использовать такую возможность - по меньшей мере неразумно. Мы можем подобно Марии избрать благую часть, потому что именно слушание Слова Христа - и есть то самое, что нужно нам в этом суетливом и переменчивом мире. Слушание Слова Христа - и есть то самое главное, что ни в коем случае нельзя упустить, какой бы поток суеты не накрывал нас с головой.

Итак, дорогие братья и сёстры, давайте попробуем подвести итоги. Всех нас так или иначе закручивает водоворот суеты этого мира, водоворот каждодневных забот. И крутясь в этом водовороте суеты мы как и Марфа из сегодняшнего текста Евангелия - заботимся и суетимся о многом, быть может даже слишком о многом. В то время как по-настоящему нужно одно - слушать Слово Христа и знать Волю Бога, данную нам в Священном Писании. Именно эту "благую часть" выбрала Мария, которая сидела у ног Христа и слушала Его Слово, внимая Его учению. А значит именно Марии должны уподобиться и мы, чтобы суета не заглушила в нас Слово Христа. Чтобы мы не разменивали нашу жизнь на то, без чего вполне могли бы обойтись. Потому что без Божьего Слова мы обойтись не сможем. «Иисус же сказал (Марфе) в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 17.09.2023




Другие проповеди по этому же поводу:

25 Сентября 2022 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Сентября 2021 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Сентября 2020 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Сентября 2019 - День Арх. Михаила и всех ангелов (Пастор  Е. Романенко)
24 Сентября 2017 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы. Как день Св.Архангела Михаила и всех Ангелов (Пастор  Д. Лотов)
04 Сентября 2016 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Сентября 2015 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Сентября 2014 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы. День св. Архангела Михаила и всех ангелов (Пастор  Д. Лотов)
08 Сентября 2013 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Октября 2011 - 15 Воскресенье после Троицы и «День благодарения за урожай» (Пастор  Г. Азиков)
12 Сентября 2010 - В 15-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
12 Сентября 2010 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)