МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Сентября 2011 года

14 воскресенье после Дня Св.Троицы


Лк.17, 11-19

Идя в Иерусалим, Иисус проходил между Самарией и Галилеей. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокажённых, которые остановились вдали. И громким голосом говорили: Иисус Наставник, помилуй нас! Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелён, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

В человеческой душе уживается множество самых разных свойств. Одни проявляются чаще, другие реже - в соответствии с натурой. К числу свойств, являющихся не слишком часто, относится стремление к благодарности. Таковую не всегда получает человек, что-то для тебя сделавший даже тогда, когда стоит перед тобой. Тем менее получает тот, кто отделён от тебя некоторым расстоянием. Что же мешает поблагодарить ближнего? Возможно то, что благодарность является признанием факта некоего благодеяния. А если тебе оказали таковое, то ты чувствуешь себя обязанным оказавшему. Такое чувство может быть неприятно само по себе, причём неприятность усугубляется тем, что если для тебя что-то сделали, то могут попросить сделать что-либо в ответ. Богатый молодой человек, выходец из семьи торговцев, одержимый желанием повращаться в аристократическом обществе, долго и тщетно разными путями добивался от знатного вельможи приглашения в его поместье. В конце концов он прислал в замковую церковь богатый подарок – золотую дароносицу. Вельможа отказался принять этот дар, потому что понимал - в случае принятия он уже не сможет отказать в приглашении. Такова одна причина для того, чтобы не благодарить. Она действует среди людей, встречающихся периодически. В отношении людей, с которыми ты видишься постоянно, действует другой вариант. Вот, например, твои домашние. Каждый день они что-то для тебя делают. Но т.к. это происходит каждый день, их делание начинает восприниматься как нечто само собою разумеющееся. Об этом хорошо сказал Христос: «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: «пойди скорее, садись за стол»? Напротив, не скажет ли ему: «приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам»? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю». За что, собственно, благодарить, если всё так и должно быть? Подобным образом мы поступаем с теми, кто постоянно напоминает о своём присутствии в нашей жизни; с теми, кого видим каждодневно. А если не видим? Бог присутствует в нашей жизни каждодневно, однако мы не видим Его лицом к лицу, хотя Его присутствие в своей жизни воспринимаем как нечто непреложное. Мы до того привыкли к этому Его присутствию, что, постоянно прося Его то об одном, то о другом, воспринимаем исполнение этих просьб, как должное. Если же просимое не исполняется, то это вызывает чувство разочарования и обиды. Обиды время от времени случаются, а вот как быть с благодарностью – случается ли она? Конечно, можно спросить – а за что, собственно, благодарить? Ведь Иисус Сам сказал: «просите и дастся вам». Ну а если таково обещание, то, значит, всё так и должно быть. А если всё так должно быть, то за что благодарить? Поэтому объёмы благодарности всегда меньше объёма прошений, о чём и свидетельствует услышанное нами сегодня Евангелие: «Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? Где же девять?». Итак, из десяти вернулся один, который к тому же не был иудеем. Впрочем, вполне возможно, что именно поэтому он и вернулся. Ему оказал милость иудейский пророк, хотя, вследствие своего происхождения, он не мог рассчитывать на какие-либо милости со стороны иудеев. И если для остальных девяти исцеление было великим даром, то для самарянина это был дар вдвойне. Итак, для десяти прокажённых совершённое Иисусом исцеление было великой милостью, даром Божиим. А вот чем оно было для Самого Иисуса?

По отношению к Богу мы зачастую ведём себя достаточно нагло вследствие того, что, как уже было сказано, в глубине наших душ живёт понятие о том, что Бог нам должен. Он обещал нам слушать нас, Он обещал исполнять наши прощения. Ну, а если обещал, то давай, слушай, делай, исполняй. Но кому и что может быть должен Творец мира? Чем именно мы могли сделать Его должным? Нашими многочисленными грехами что ли? Ведь мы постоянно идём против Него – если не в великом, то в малом. Поэтому мы для Него не сделали ничего. А вот Он для нас сделал. Он не только сотворил нас и даровал нам жизнь. Он дал нам возможность избавиться от последствий своих грехов, спастись от смерти, достичь вечности в Его царстве. А мы то и дело ведём себя так, как будто об этом ничего не знаем. И вообще не знаем ничего, кроме слова «дай». Так кто кому должен? Если мы за содеянное нами чего-то и заслуживаем, так это исключительно хорошей порки. Поэтому каждое деяние Бога в отношении нас, каждая не то что исполненная, но даже услышанная просьба есть акт милости, причём совершенно незаслуженной. Именно так, т.е. как совершенно незаслуженная милость, должно восприниматься нами каждое деяние Божие. Соответственной должна быть и благодарность. Такая же, как у исцелённого самарянина, который понимал, что оказанного ему благодеяния просто не могло быть. Его не могло быть, но, тем не менее, оно совершилось. И, оценив сие, он возвращается, чтобы воздать Иисусу благодарность. Он оценил. Точно также и мы должны ценить то, что Господь делает для нас. Ценить и благодарить. Незаслуженность милости и необходимость соответствующей благодарности очень хорошо понимал Мартин Лютер. Именно поэтому свои утреннюю и вечернюю молитвы он начинал словами «Благодарю Тебя». В начале я сказал о том, что благодарность есть признание факта благодеяния. Благодаря Бога за соделанное Им для нас, мы признаём Его деяния именно благом и тем самым укрепляемся в доверии Ему. В доверии или, говоря немного иначе, в вере – той самой вере, которая обладает спасающей силой. О чём Иисус и сказал исцелённому самарянину: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя».

Некий благочестивый человек в видении увидел, как Господь на небесах пребывает в самосозерцании, в то время как с земли к Нему возносятся молитвы. На позициях залегли две армии, каждая из которых молилась о победе. Но их молитвы взаимоуничтожились и потому не достигли вышнего престола. Точно также происходило и с остальными молитвами: они противоречили друг другу и потому взаимоуничтожались. Но вот, наступил вечер, и благочестивый человек увидел ребёнка, молящегося перед сном. Он ни о чём не просил, а только благодарил. Эта молитва, не встретив ничего противоположного, достигла небес. Господь услышал её, оторвался от самосозерцания и посмотрел на землю. И там, куда падал Его взгляд, творилась Его милость.

Просить Бога о чём-либо вовсе не грех. Тем более что он Сам заповедал нам так поступать. Но в первую очередь мы должны благодарить, потому что и без наших прошений Он сделал и делает для нас очень много. Стоит почаще взирать на изображение распятого Христа, тем самым вспоминая о том, что жертва искупления уже принесена - та самая жертва, которая избавляет нас от смерти и делает сопричастными вечности. Мирские желания недолговечны. Они проходят и забываются. Царство Божие пребывает с нами навсегда. И хотя бы только за это мы должны благодарить постоянно. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова - 25.09.11

14 воскресенье после Дня св.Троицы




Другие проповеди по этому же поводу:

13 Сентября 2020 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Сентября 2019 - За всё благодарите Господа! (Пастор  Г. Азиков)
02 Сентября 2018 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Сентября 2017 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Августа 2016 - 14 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Сентября 2015 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Сентября 2014 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Сентября 2013 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
09 Сентября 2012 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Сентября 2010 - В 14-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
05 Сентября 2010 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)