МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
09 Сентября 2012 года

14 воскресенье после Дня Св.Троицы


Римл.8, 14-18

Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем «Авва, Отче!». Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.

Если вы спросите мирского человека, в чём заключалось грехопадение прародителей в Эдеме, то вам либо вообще ничего не ответят, либо скажут, что грех заключался в том, что Ева съела яблоко. Надо сказать, что такое же мнение можно услышать и от христиан. Однако, в Библии нет ни единого слова о яблоках, а сущность совершившееся в Эдеме грехопадения заключалась в том, что, вкусив от древа познания, человек избрал свой собственный путь к богоподобию и преступив волю Божию, разрушил единство между Творцом и творением. Сие разрушение привнесло в видимый мир не только грех и смерть, но и много других бедствий. Исказился внутренний облик человека. Он утратил дух свободы, в которой был создан. Утрата же духа свободы привела к разделению людей на рабов и господ. Это разделение может принимать различные формы: античного рабства, феодального крепостничества, современной псевдодемократии, но суть остаётся неизменной: одни полагают себя на вполне законных основаниях стоящими выше других со всеми вытекающими отсюда последствиями. Самое удивительное и самое отвратительное даже не в этом – амбиции есть у каждого из нас; самое удивительное, что представления о превосходстве одних над другими поддерживаются теми, кто относится к нижестоящим, к рабам. Короля играют придворные, и никогда господа не чувствовали бы себя господами, если бы их господство не признавалось и не поощрялось снизу. По какой причине могут существовать такое признание и поддержка? По очень простой: рабы не хотят быть свободными – они хотят пробиться в господа и владеть рабами, поэтому система как таковая их вполне устраивает. Эта система распространилась не только на повседневность, но и на духовную жизнь. Отношения с богами строились по тому же принципу: боги были господами, люди – их рабами. Когда Истинный Бог дал народу Израиля Своё Откровение, в мышлении людей не произошло больших перемен – укоренившиеся взгляды меняются нелегко. Именно поэтому иудеи стали рабами Закона, и не случайно в апостольских посланиях он называется несносимым игом. Такое положение длилось очень долго, но настал день, когда миру было возвещено Откровение Нового Завета, Откровение Евангелия, явившее миру совершенно иную систему отношений, о которой Апостол Павел написал: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем «Авва, Отче!». Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии».

Воистину всё новое – это хорошо забытое старое. И те отношения между Богом и людьми, о которых возвестил Христос, есть те самые отношения, которые были изначально, до грехопадения. Их суть в том, что Бог – не господин, а Отец, и притом Отец любящий. Соответственно, отношения с Ним основаны не на рабском подчинении, не на страхе перед взысканием и наказанием, но на доверии, любви и неформальном общении. При таких отношениях (если они действительно есть) становится невозможным никакое пресмыкательство, никакое «задабривание». Равно как становятся совершенно невозможными попытки «заработать» себе какое-то особое благо. Место всего этого занимают любовь и сыновняя почтительность. Мы следуем воле Отца не потому, что Он наш хозяин, владелец, а потому, что доверяем Ему и знаем, что Он намного лучше нас самих ведает, куда нам следует идти и, заботясь о нашем благе, направляет нас в нужную сторону. Отцовство Бога делает нас, Его детей, братьями и сёстрами. А если мы – братья и сёстры, то среди нас не может быть ни рабов, ни господ. Это совершенно новое понимание общества со всей силой явилось в апостольской Церкви. Рабство и господство лишились своих корней, потому что в общине верных все были равны. Как свидетельствует нам Книга Деяний, все верующие были вместе, имели всё общее и были единодушны как в молитве, так и во взаимном общении. Формально древняя Церковь не отменяла рабства, не издавала деклараций о необходимости его отмены и не вела пропаганду против рабства, как это было в Соединённых Штатах накануне гражданской войны. Сама система отношений в общинах вела к его исчезновению. Поистине, серьёзное восприятие Божьего отцовства меняет всю систему отношений как между Богом и людьми, так и между людьми. И подлинным бедствием Церкви можно назвать то, что сие восприятие извратилось.

После того, как положение христианства изменилось, и из гонимого исповедания оно стало дозволенным, поощряемым, а затем и государственным, его принятие для многих стало чисто формальным актом - внешней формой, не подкреплённой внутренним содержанием. Крещение стало выгодным. Его стали добиваться вовсе не для того, чтобы пребывать в единстве с Богом и идти путём спасения. И тогда в Церковь пришли отношения, несовместимые с сущностью христианства: в том числе в самой Церкви появились рабы и господа, ибо Церковь стала отражением государственного устройства, пришедшего из языческого прошлого. Доказательством сему являются сакральные представления о личности монарха. Шли века, но ничего не менялось. Мыслимое ли дело, чтобы христиане владели христианами, покупали и продавали их наравне со скотиной и неодушевлёнными предметами? А ведь это было. В том числе, на так называемой «святой Руси» этот кошмар продолжался вплоть до 1861 г. С тех пор, конечно, многое изменилось, но и сегодня внутри самой Церкви нет надлежащего восприятия Божьего отцовства и соответственного человеческого братства Божьих детей. В самой Церкви в изобилии существуют всевозможные «владыки», считающие себя куда выше остального Божьего народа. Для мира, находящегося в состоянии вражды с Богом, это естественно, но для Божьего народа это извращение, которого не должно быть. Причём дело не только в том, что во Христе мы братья и сёстры, но и в том, что мы призваны Богом для служения Ему. Любое честное призвание должно рассматриваться и исполняться, как служение Богу. Они различны между собой, но перед Богом они равноценны, поскольку каждое из них по-своему важно. Каждое из них является частичкой той мозаики, из которой слагается общая картина мироздания. Соответственно, ни одно из них не стоит выше другого Поэтому ни у священника, ни у епископа, ни у президента, ни у кого бы то ни было нет никаких оснований для превознесения над другими и требования к себе какого-то особого отношения. Ни у кого из христиан такого права нет и не может быть.

Картина мира и отношений в нём у мыслящего человека не вызывает ничего, кроме страданий. Хочется изменить видимое, дабы приблизить таковое к воле Божией. Но любые изменения начинаются не с массовых акций, а с самого себя: с осознания своего статуса в этом мире в соответствии со Словом Бога. А это Слово говорит: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии». Быть сыном или дочерью Бога – что может быть выше? Поэтому ни у кого из нас нет оснований ставить кого-либо выше себя, перед кем-то склоняться. Своим отцовством Бог освобождает нас от преклонения перед кем бы то ни было из людей, призывая нас осознать себя свободными и жить соответственно.

Жизнь свободного человека непроста, потому что холопство не переносит свободы. Мнящие себя господами не любят, когда им не кланяются; рабы ненавидят не кланяющихся, т.к. видят в них обличение себе. Но нас не должно волновать их мнение. Для нас важно мнение только лишь нашего Отца. Христос предупреждал о гонениях, которые буду воздвигнуты на Его верных именно потому, что они будут следовать за Ним, а не плясать под дудку язычников и безбожников. Христос призвал нас не сообразовываться с веком сим, но творить волю Отца, памятуя о том, что в грядущей вечности мнение людей и установленные ими правила не будут иметь никакого значения. Поэтому верные Христовы ни при каких обстоятельствах не должны гнуть спину ни перед кем. Во всех обстоятельствах мы призваны быть свободными людьми, которые воспринимают ближних как братьев и сестёр, но не как выше или нижестоящих. Этот путь не прост, он усыпан не розами, а терниями, но пребывание в мире с Богом и с самим собою намного важнее, чем внешние обстоятельства. Я думаю, что каждый из нас может вспомнить ситуацию, в которой мы пошли на компромисс с миром, согрешили и потом долго мучались сознанием неправильности содеянного. Причём самое мучительное в этом – сознание того, что исправить уже ничего нельзя, потому что порою даже тысячелетие не в состоянии исправить упущенное за один час. Поэтому будем заботиться прежде всего о пребывании в единстве с нашим небесным Отцом, о пребывании в мире как с Ним, так и с самими собой. Что же касается страданий, которые приходят и будут приходить извне, то будем ободряться услышанными сегодня словами апостола Павла: «Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

10 Сентября 2023 - 14 воскресенье после Торжества Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Сентября 2021 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Сентября 2020 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Сентября 2019 - За всё благодарите Господа! (Пастор  Г. Азиков)
02 Сентября 2018 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Сентября 2017 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Августа 2016 - 14 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Сентября 2015 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Сентября 2014 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Сентября 2013 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Сентября 2011 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Сентября 2010 - В 14-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
05 Сентября 2010 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)