МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
01 Сентября 2013 года

14 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мк.1, 40-45

Приходит к Иисусу прокажённый и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простёр руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твоё, что повелел Моисей, во свидетельство им. А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду.

Люди любят определённость – особливо в отношении собственного будущего. Именно поэтому у гадалок и прорицателей всех мастей никогда не переводится клиентура. Между тем, прелесть нашего бытия заключается именно в его непредсказуемости, в том, что его можно изменить, причём порою весьма фундаментально. Но представьте себе, что гадатель действительно в состоянии предсказать ваше будущее с абсолютной точностью. И что тогда? Ты точно знаешь, что и когда с тобой случится, причём отнюдь не только хорошее. Однако, ничего нельзя изменить, ничего нельзя исправить, потому что всё заранее предопределено. А предопределённость есть то же самое, что обречённость. И ничего хорошего в ней нет. Это на собственном опыте могли познать заболевшие проказой, будущее которых было предопрелено. И в этом будущем не было ничего, кроме медленного и мучительного умирания, гниения заживо. Прокажённые уже не нуждались ни в каких предсказателях, ибо прекрасно знали, что никакой надежды на перемены у них нет. И вот, один их таких обречённых встречается с Иисусом – с единственным, кто может отменить предопределение; с единственным, кто может вернуть жизнь во всей её полноте. Иисус может, Иисус делает – совершается чудо исцеления. Живой труп во мгновение ока становится полноценным человеком.

Слово «город» вызывает в нашем сознании вполне конкретные ассоциации. Возникают они и при чтении Св.Писания. Однако реалии Иудеи первого века существенно отличались от нынешних и то, что в Писании названо городом, по нынешним понятиям соответствует крупному селу. В таком месте все знают всё обо всех, поэтому исцеление прокажённого стало сенсацией, взбудоражившей всё поселение. Все люди так или иначе болеют, но далеко не все могут выздороветь – особенно когда уровень врачей не слишком высок. Поэтому нет сомнений, что зримо явленная возможность получить полное и к тому же дармовое исцеление вызвала необычайный ажиотаж, по причине которого Иисус не мог войти в город. В фильме Гибсона «Страсти Христовы» есть эпизод, показывающий, как к Спасителю лезет толпа жаждущих исцеления. Люди лезут, давя друг друга и могут смять даже Иисуса, потому что когда люди в массовом порядке лезут к вожделенному, они теряют всякое соображение. Как мы слышали сегодня в Евангелии, Господь запретил вылеченному Им человеку рассказывать о случившемся. Но запрет был нарушен, и в результате произошло именно то, чего не хотел Господь: массовый приход к Нему, вызванный желанием получить некое земное благо. Такая массовая жажда таит в себе великую опасность – если ты дал желаемое одному, но по каким-то причинам не дал другому, смертельная обида и даже ненависть обеспечены. Это первое. Второе. Люди толпами идут к Иисусу в надежде на исцеление, но при этом им совершенно неважно, кто есть исцеляющий: Сын Божий или кто-то ещё. Кстати, то же самое происходит и сегодня. Именно поэтому таким успехом пользуются всевозможные гуру, целители и экстрасенсы, которые либо проходимцы, либо подручные дьявола, либо и то и другое одновременно. Люди идут к ним, потому что хотят получить свою порцию блага. А от кого они её получат, не имеет значения. Это ещё одна причина, по которой Господь запретил вылеченному Им человеку рассказывать о случившемся.

А теперь поразмыслим вот о чём. Совершилось великое чудо, в результате которого изменилось тело человека. Но изменилась ли при этом его душа? Евангелист пишет, что исцелённый разглашал произошедшее с ним, но нигде не сказано, что при этом он воздавал хвалу Богу. Это не забывчивость ни св.Марка, ни св.Петра, слова которого записывал Марк. В Евангелиях достаточно много описаний совершённых Иисусом исцелений и случаи, когда совершённое Господом чудо побуждало человека воздать хвалу Богу, отмечены, потому что именно такова была цель земного служения Христа – обращение людей к Богу. Если в чуде явилось Господне милосердие, то должно обращать внимание не на само чудо как таковое, а на его источник. И вот в этом большая проблема, потому что людям нужно именно чудо, а на источник оного им в общем-то наплевать. Собственно говоря, именно поэтому многие люди рассматривают Церковь, как некую кормушку. По их мнению, Бог является источником дармовых благ, у Которого можно что-то выпросить. Поэтому, когда лично им что-то нужно, молитвы бывают очень горячими. Во всех остальных случая они холодны как зима на полюсе и формальны как бюрократ с многолетним стажем. Но Бог не является источником дармовых благ. Он не является банковским капиталом, на проценты с которого можно жить припеваючи. И если Он даёт некие блага, то причина для этого совершенно иная. Не секрет, что вера людей слаба и потому нуждается в некоторой подпитке. Именно поэтому совершаются всевозможные чудеса, знамения и всё прочее в том же роде. Бог даёт всё это по нашей слабости. Но даёт не для того, чтобы мы кидались на все эти чудеса, а для того, чтобы, видя их, мы укреплялись в вере и решимости следовать путём истины до конца. Увы, люди именно кидаются. А иногда даже и чудес не требуется. Сочините самое бредовое учение, пообещайте адептам милость Божию, выраженную в совершенно конкретных материальных благах, и к вам устремятся сотни и тысячи. Однажды, во время летнего отдыха в деревне, мой отец выловил довольно крупную щуку. На другой день на том же месте стояло одиннадцать человек! Поистине, как только где-то появляется надежда что-то заполучить, немедленно собирается толпа жаждущих.

Однако Бог ни через пророков, ни тем более через Христа не обещал Своим верным никаких материальных благ. Наоборот: Иисус ясно говорит о том, что Его ученики будут гонимы. Поэтому совершенно бессмысленно искать у Бога то, что Он давать никогда не собирался. Он поддерживает верных, чтобы укрепить в них решимость быть верными, но эта поддержка отнюдь не во благах, а в возможности соприкосновения с вечностью, со светом грядущего Царства. И главное для Него не изменение тела, но изменение души. Как следует из Писания, Апостол Павел страдал от какой-то болезни, причём настолько, что просил Господа об избавлении от неё. Но Господь отказал, сказав Павлу, что сила совершается в немощи. Мы порою слишком много заботимся о теле, в то время как заботиться надо о душе. Изменение сознания, переориентация на ценности и реалии Царства Божия – вот главная задача человека. Всё остальное второстепенно. И те чудеса, которые Господь совершает среди нас - не самоцель, а лишь средство для укрепления веры, доверия Богу. Поэтому будем блюсти себя, дабы не ловиться на приманки проходимцев, но в терпении совершать свой путь к вратам вечности. Каждый в конечном счёте получает то, что ищет. Ищущий блага для тела так или иначе найдёт его, но не найдёт вечности, потому что не искал блага для души.

Воздадим же хвалу Богу за всё, что Он делает для нас и, укрепляясь Его милостью, будем искать прежде всего Царства Божия и правды Его. А остальное приложится в той мере, в которой будет необходимо. И этого вполне достаточно. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 01.09.13




Другие проповеди по этому же поводу:

13 Сентября 2020 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Сентября 2019 - За всё благодарите Господа! (Пастор  Г. Азиков)
02 Сентября 2018 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Сентября 2017 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Августа 2016 - 14 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Сентября 2015 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Сентября 2014 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
09 Сентября 2012 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Сентября 2011 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Сентября 2010 - В 14-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
05 Сентября 2010 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)