МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
17 Сентября 2017 года

14 воскресенье после Дня Св.Троицы


Эф.5, 15-21
15. Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16. дорожа временем, потому что дни лукавы.
17. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19. назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
20. благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
21. повинуясь друг другу в страхе Божием.

Название одного из лютеранских хоралов звучит как констатация факта: «Alle Menschen müßen sterben – все люди должны умереть». Увы, это действительно факт и правило, исключением из которого стали считанные единицы типа пророка Илии, взятого на небеса живым. Ещё одним исключением станут живущие непосредственно в момент Второго Пришествия. Как сказал о них св.Павел, «Не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока при последней трубе; … мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся». За исключением этих немногих все люди должны пройти через весьма неприятное и даже пугающее состояние, которое мы называем физической смертью. Данный факт вовсе не тайна. Как раз наоборот – он общеизвестен. Тем не менее, по каким-то причинам, подавляющим большинством он совершенно не принимается в расчёт. О своей бренности вообще и необходимости учитывать таковую в своей жизни в частности, люди начинают задумываться лишь тогда, когда сталкиваются со смертью лицом к лицу – например, на погребении своих ближних. Но эти мысли непродолжительны. Они быстро уходят, уступая место обычному стилю жизни, при котором сегодняшний день проецируется на бесконечность, что означает «так как есть сегодня, так будет всегда». Человек смертен, т.е. ограничен во времени. Более того. Иногда он внезапно смертен. Но, тем не менее, ведёт себя так, как будто у него в запасе вечность, причём не небесная, а земная. Именно поэтому время тратится наподобие дармовых денег и с поистине купеческим размахом – широко и без размышлений. Этот способ обращения со временем поощряется погрязшим в материализме обществом. Прежде всего, посредством тщательного сокрытия всего, что хоть как-то может напомнить о бренности существования. Достойные доверия люди рассказывали мне, что в сегодняшней Германии не принято ношение траурных одежд, и, даже если люди присутствуют на погребении, то по окончании такового они переодеваются, дабы, выйдя с кладбища, ничем не отличаться от обычных прохожих. Мотивация: твоё горе – это твоё личное дело, не дающее никаких оснований для того, чтобы портить настроение окружающим. В России пока до такого не дошло, но и здесь начинаются изменения, предназначенные для сокрытия факта человеческой тленности и преходящести. Сегодня уже не встретишь похоронных процессий, и даже автобусы-катафалки, которые во времена моей юности были легко узнаваемы по широкой чёрной полосе, сегодня по виду абсолютно ничем не отличаются от обычного транспорта. С другой стороны обществом поощряется развитие индустрии развлечений, которые помогают забываться и тратить время ни на что, не думая о последствиях таких растрат. Всё сие является общепринятым и поощряемым. Более того. Жить таким образом действительно намного проще, ибо сводит к минимуму мыслительный процесс. Но нахождение на такой позиции не является приемлемым для члена Церкви Христовой. Возможно, кому-то будет неприятно слышать то, что я сейчас скажу, но, тем не менее, это истина: верующий не может позволить себе забывать о своей преходящести. Соответственно, он не может позволить себе тратить время ни на что, тратить его бездумно. Говоря словами ап.Павла, верующий не может позволить себе принадлежать к числу неразумных, о чём мы и прочитали сегодня в послании к Эфесянам: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы».

Когда человек знает, что у него в запасе много времени, он основательно расслабляется и позволяет себе лениться, причём даже в тех случаях, когда речь идёт о достаточно важных делах. Когда же времени мало, то в решении даже незначительных проблем появляются удивительная скорость и изобретательность. Так вот, осознание своей бренности помогает понять, что у всех нас очень мало времени. Очень мало. И когда говорят, что 40, 50 или 70 лет – большой срок, то это великое заблуждение. Годы не просто быстро проходят – они пролетают; пролетают с пугающей скоростью и, когда удаётся её почувствовать, то становится по-настоящему страшно. Кажется, что нет такой утраты, которую нельзя было бы возместить. И даже с умершими мы расстаёмся хоть и надолго, но не навсегда, а до дня воскресения. Время же уходит безвозвратно. Отсюда вывод: время – самое ценное из всего, что у нас есть. Именно поэтому нельзя им разбрасываться, тратить впустую. Но что в таком случае означает «тратить впустую»? С христианской точки зрения это означает не думать о спасении и не заботиться о его стяжании, не уделять его познанию воли Божией. Ибо если человек не познаёт волю Христа, то как может ей соответствовать? А если ей не соответствовать, то как можно спастись? Именно поэтому Апостол наставляет нас, говоря: «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия». Неверующие любят потыкать пальцами в Господних верных и заклеймить их, как ненормальных фанатиков, совершенно отстранившихся от реальности и за своими обрядами не видящих и не желающих её видеть. Но быть рассудительным, быть мудрым, искать спасения, познавать волю Божию и дорожить временем, не растрачивая его на всякую ерунду, вовсе не значит удаляться от реальности. Тем более, что Сам Христос заповедовал ученикам не удаляться от реальности, а пребывать в самом центре таковой, потому что в противном случае наша главная задача – благовествование – становится неосуществимой. Глупо сидеть и ждать, что к тебе придут. Для того, чтобы быть услышанным, надо идти к людям самому. Что же до фанатизма и обрядоверия, то таковые столь же глупы и вредны, как и полное неверие. Нет никакой святости и заслуги в том, чтобы 15 лет просидеть на столбе, отбивая поклоны или делать ещё что-нибудь в этом роде. Такой пример, являющийся бегством от реальности, может только оттолкнуть. Истинный же христианин не бежит от реальности, а живёт ею. Он трудится в поте лица ради хлеба насущного и отнюдь не чуждается отдыха, но в то же время никогда не забывает, куда и зачем идёт. Христианин не забывает о том, что всё, что он имеет в этой жизни – милость Божия и не забывает благодарить Небесного Отца за всё соделанное. Христианин не забывает о своей главной цели, т.е. о спасении, о достижении вечности и не делает того, что может увести его с пути спасения, что может привести его к гибели. Христианин не тратит время попусту и ведёт себя так, чтобы можно было наглядно увидеть, насколько жизнь под покровом Господней благодати, жизнь в единстве с Богом лучше чем жизнь без Него. Христианин не отвергает реальность, он живёт в ней, но при этом всегда находит время для общения с Богом, для познания Его воли, дабы знать, понимать и чувствовать её, а также уметь рассказать о ней другим. «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями, песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за всё Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа».

Мы преходящи, мы помним о своей преходящести, мы должны помнить о ней. Потому что именно осознание преходящести даёт возможность по-настоящему радоваться каждому новому дню бытия. Ведь когда понимаешь, что каждый твой день отнюдь не является чем-то непреложным; когда ты понимаешь, что твоё бытие – факт допустимый, но отнюдь не обязательный; когда ощущаешь стремительный бег времени, именно тогда обретаешь способность по-настоящему радоваться жизни – в том числе даже мелочам, которые в обычном состоянии остаются незамеченными; радоваться жизни и искренне благодарить Бога как за каждый новый день, так и за всё, ниспосылаемое Им.

Да укрепит же нас Господь в осознании нашей бренности, дабы, осознавая её, мы радовались своим дням на этой земле и проводили их так, чтобы ни один из них не оказался потраченным напрасно. «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

10 Сентября 2023 - 14 воскресенье после Торжества Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Сентября 2021 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Сентября 2020 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Сентября 2019 - За всё благодарите Господа! (Пастор  Г. Азиков)
02 Сентября 2018 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Августа 2016 - 14 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Сентября 2015 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Сентября 2014 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Сентября 2013 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
09 Сентября 2012 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Сентября 2011 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Сентября 2010 - В 14-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
05 Сентября 2010 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)