МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
05 Сентября 2021 года

14 воскресенье после Дня Св.Троицы


Римл.14, 1-9
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
5 Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума.
6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.
7 Ибо никто из нас не живёт для себя, и никто не умирает для себя;
8 а живём ли - для Господа живём; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живём ли или умираем,- всегда Господни.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мёртвыми и над живыми.

В этом мире существуют истины, доставляющие современному человеку немалый дискомфорт. Именно поэтому их не хотят ни слышать, ни знать. Однако, истина потому и истина, что констатирует тот или иной факт вне зависимости от человеческих мнений о нём. Одна из таких истин заключается в том, что все люди грешники. Все, без исключения. Ещё одна истина, не менее неприятная, заключается в том, что люди не перестают быть грешниками от того, что становятся христианами. Simul iustus et peccator – одновременно оправданный и грешник. Именно так эта истина выражается языком Церкви. Ну а раз так, то нет ничего удивительного в том, что не самые лучшие стороны натуры, не самые лучшие свойства тащатся людьми в церковную жизнь. За счёт взаимодействия с церковной средой они не уходят, но преображаются, принося весьма удивительные и, прямо скажем, весьма дурно пахнущие плоды. Например, есть у многих людей представление о своей исключительности, о своём превосходстве или о превосходстве своего народа над другими. Практическим, доведенным до крайности выражением этого представления стал немецкий нацизм. Казалось бы, обратившись ко Христу, следовало бы распроститься с идеями такого рода. Но нет, они продолжают жить.

Что такое Церковь? Народ Божий. И народ этот только один, никакого другого Господь не создавал. Увы, получилось так, что в процессе исторического развития, а особенно в процессе развития богословия, представляющего собою не более чем убогие попытки объяснить Всевышнего, народ разделился на различные исповедания. Сначала, ещё в пятом веке, отделились так называемые «древневосточные Церкви», в том числе Армянская. Потом последовал раскол 1054 г. и, наконец, произошла Реформация, после которой всевозможные исповедания стали расти как грибы после дождя. Причём, что самое интересное, каждое из этих исповеданий уверено в своей исключительности, в абсолютной правильности своего понимания Писания, в своей максимальной приближенности к Богу и, наконец, несомненности спасения именно в рамках означенного исповедания. Что касается всех остальных, то возможность спасения в них сомнительна. Помню, как на заседании Конференции Европейских Церквей я был потрясён словами ныне покойного протоиерея Всеволода Чаплина, прямым текстом заявившего, что неправославные спасения не наследуют. Многие православные именно так и считают. А потому на всех остальных христиан смотря в лучшем случае как на заблудших, а в более радикальном варианте, как на еретиков, как на врагов и вообще как на не-христиан. Эта позиция, в частности, выражена Достоевским в романе «Идиот». В наши дни она периодически озвучивается классическим вопросом «чем лютеране отличаются от христиан?». Впрочем, было бы ошибочно думать, что такая точка зрения распространена только среди православных. Любой нормальный католик скажет, что есть только одна истинная Церковь – Римская, а все остальные или раскольники, или еретики. Ну хорошо, православные, а уж тем более католики принадлежат к массовым объединениям, тут может срабатывать эффект большинства. Но наиболее радикальными, наиболее нетерпимыми в данном отношении являются как раз меньшинства. Вот например всяческие квазипротестанты. Они раздроблены на множество мелких направлений, и каждое считает себя выражением истины в последней инстанции. Все остальные направления осуждаются Думаете, лютеранство от этого свободно? Ничуть. Например, в чинопоследовании конфирмации Церкви Российской Империи есть слова о том, что христианская вера в Лютеранской Церкви исповедуется и проповедуется в полной чистоте. А в среде так наз. «конфессиональных лютеран» бытует мнение, что вот у нас спастись легко, а всем остальным намного труднее. Что ж, ничто не ново в этом мире. Вот и Ап.Павел говорит: «иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи». Почему он так написал? Потому что уже и тогда люди делились из-за споров о том, какие христиане правильные, а какие нет. Кто более правилен – тот, кто ест всё или тот, кто есть овощи? Пустяковый казалось бы вопрос, но результаты те же самые: разделения, при которых одни смотрят на других не как на братьев во Христе, а как говорили большевики, на классово чуждый элемент. Просто потому, что те поступают иначе. Апостол, понимая, насколько всё сие губительно для единства Божьего народа, говорит решительно и конкретно: «3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. 4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. 5 Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума». Что это значит? Что не наше дело судить о том, кто прав, а кто неправ. Это дело Господа, ибо только Он имеет право судить, осуждать и оправдывать. Если человек верует в Иисуса как во Христа, если принимает Его, как своего Господа и Спасителя, если принимает жертву Голгофы, как принесенную во искупление его грехов, то однозначно идёт по пути спасения и жизни. А то, что он, например, исполняет обряды, которые нам представляются неправильными, то это дело между ним и Богом. У нас есть свобода выбора, воспользовавшись которой, мы выбрали исповедание, в котором пребываем. Что ж, это хорошо. Мы выбрали это, они выбрали то, но это не значит, что мы спасаемся, а они нет, потому что Христос один, крещение одно, народ Божий, что бы люди по этому поводу ни думали, один, и Царство Божие тоже одно. А, кроме того, как уже было сказано вначале, мы все грешники, поэтому бросать камни в чей бы то ни было огород просто смешно. Потому что ни у кого нет заслуг, позволяющих обрести вечность по мимо Христа. Вне Господа нет никакой перспективы. Вернее сказать, нет никакой перспективы вне Его милости, ибо спасение приходит к нам по милости и только лишь по милости. Так что все наши споры выражаются пословицей «Один нищий повестил портянки сушить, другой нищий портянки украл». Что же нам, исходя из всего вышесказанного, делать?

Прежде всего, не надо кидать камни в чужой огород. Или, выражаясь словами услышанными сегодня словами св.Павла, «3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его». Не надо смотреть на щепки в глазу брата своего. Намного правильнее посмотреть на себя. Каковы мои отношения с Богом? Творю ли я Его волю? И если выясняется, что или не творю или творю плохо, то помышлять нужно не о чужих неправильностях, а о том, чтобы покаяться и исправить свой путь. Тем более, что мы будем давать Господу отчёт не за деяния других людей, а за свои собственные – сей момент, если о нём помнить, хорошо остужает пыл направленного на других негодования. Это первое. Второе. Есть то главное, без чего спасение невозможно, без чего все обычаи, все едения или неедения теряют силу и смысл. Сие главное суть: Пришествие, служение, страдания, смерть и воскресение Иисуса Христа. Нет ни спасения, ни вечности вне жертвы Голгофы. Всё остальное второ-и-третьестепенно. Соответственно, благовествуя, мы должны прежде всего сами сосредотачиваться на Христе и возвещать именно Христа, а не свои конфессиональные обычаи. Ибо для нас, как для благовестников, главное в том, чтобы человек уверовал и перешёл от смерти в жизнь. А в рамках какого именно исповедания он это сделает, дело не наше, а Господа. Как написано: «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. 7 Ибо никто из нас не живёт для себя, и никто не умирает для себя; 8 а живём ли - для Господа живём; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живём ли или умираем,- всегда Господни. 9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мёртвыми и над живыми». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

13 Сентября 2020 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Сентября 2019 - За всё благодарите Господа! (Пастор  Г. Азиков)
02 Сентября 2018 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Сентября 2017 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Августа 2016 - 14 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Сентября 2015 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Сентября 2014 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Сентября 2013 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
09 Сентября 2012 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Сентября 2011 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Сентября 2010 - В 14-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
05 Сентября 2010 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)