МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
28 Августа 2016 года
14 воскресенье после дня Св.Троицы
2 Кор.9, 8-15
Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всём имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всём богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию. Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
Время от времени на жизненном пути встречаешь людей, совершенно равнодушных к житейским удобствам, безразличных к размерам имения. Крыша над головой есть, пища какая-то есть – и хорошо. Но таковых мало. Большинству, в том числе и верующим, свойственно стремиться к какому-то достатку, ради обретения коего они упорно трудятся. Что ж, весьма часто их труды увенчиваются успехом, и это считается большим достижением, благом. В некоторых исповеданиях, как, например, в кальвинизме, обретение достатка даже рассматривается, как несомненный признак Божественного благоволения. Это, конечно, весьма сомнительная точка зрения, потому что, не всякий достаток – от Бога. Например, достаток, обретённый, скажем, через ограбление ближних, через спекуляции, проституцию и иные неблаговидные дела, исходит явно не от Бога. Но, пожалуй, настало время определиться с тем, что такое достаток. Это понятие отнюдь не равнозначно понятию «богатство». Жизнь в достатке означает, что ты не нуждаешься, твои насущные потребности удовлетворены и даже можно сделать какой-то запас. Ну вот, положим, есть достаток, причём полученный вполне благочестивым путём, т.е. в результате упорных честных трудов, благословлённых Богом. Вопрос в том, что с ним делать дальше. Можно действовать по методу человека из евангельской причти, сказавшего: всего много у тебя – ешь, пей, веселись. Многие поступают именно так. Главное только забор повыше поставить, чтобы ближние поменьше тебя видели – и дальше вполне можно веселиться в меру возможностей и воображения. Вроде бы, ничего плохого тут нет – ну, работал человек, ну заработал – почему бы теперь не попользоваться? Однако св.Павел в услышанном сегодня чтении из 2-го Послания Коринфянам говорит так: «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всём имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает во век». Это означает, что если уж Бог благословил тебя и дал тебе достаток, то дал его не только для тебя самого, но и для того, чтобы ты делился им с имеющим нужду. Это, конечно, серьёзное противоречие с чувством собственности: мой достаток - он же не украден, а нажит тяжкими трудами – как же можно его, пусть даже частично, кому-то отдавать? Если надо отдавать нажитое, то зачем тогда вообще наживать?
Чтобы дать ответ на этот вопрос, ответим сперва на другой: для чего мы участвуем в св.мессе; зачем вообще приходим в костёл? Тут вроде бы всё ясно: для того, чтобы приобщиться к Господней благодати. Но, если мы приобщаемся к ней, то совершаем ли это только лишь для себя? Если кто-то скажет «да», то будет глубоко не прав. Мы неоднократно говорили о том, что приобщаемся благодати Господа для того, чтобы потом нести в мир Его свет, быть Его посланцами. Если же этого не происходит, если не говорим с ближними о Христе, то это нарушение воли Бога. Ибо Он дал нам Евангелие не для того, чтобы мы, таясь от всех, запирались с ним в узком кругу единомышленников, но для того, чтобы мы несли его другим, возвещая Божию любовь, прощение грехов, оправдание и жизнь вечную. Но любовь Господа не должна возвещаться только лишь словом, ибо вера без дел мертва. Таким образом, Божья любовь должна возвещаться и делом, т.е. практическим служением ближнему. И вот, если Евангелие есть инструмент для служения словом, то достаток есть инструмент для служения делом. И служение сие заключается отнюдь не в раздаче грошей профессиональным нищим перед церковью – это как раз напрасная трата средств, профанация. Требуется конкретная помощь конкретным ближним в их реальных нуждах. Причём, что весьма существенно, эта помощь не должна совершаться ради себя самой. Ведь в наши дни даже помощь может стать и становится одним из способов рекламы, самопрославления, когда на первое место ставится не нужда ближнего, а возможность показать, какой ты хороший и правильный. Помнится, когда-то давно видел фотографии – посещение неким церковным руководством дома престарелых. Так вот, эти фотографии больше всего напоминали портретную галерею указанных руководителей, галерею их довольных и прямо-таки сияющих лиц – сразу было видно, кто тут главный и ради чего всё это было затеяно. Но так не должно быть. Ведь служение совершается не во имя себя самого, а во имя Христа. Следовательно и благодарность должна воздаваться именно Христу, внимание должно привлекаться именно ко Христу, а не к себе. Как написано: «чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу».
Мы периодически говорим, что наиглавнейшая христианская добродетель смирение, в которой каждый верующий призван возрастать – и это точно так. Однако, возрастать можно разными способами. Одним из них может стать служение без расчёта на похвалу или ответную благодарность, ибо и похвалы и благодарности должны быть направлены на Христа. Таким образом, как видите, достаток – не вещь в себе, а только лишь инструмент, позволяющий совершать угодное Богу служение. Ещё один момент, о котором ни в коем не случае не следует забывать. Любое совершаемое нами служение совершается не для того, чтобы задобрить Бога или добиться от Него чего-нибудь. Увы, есть и такая опасность. Мне ничего не надо от людей, зато мне очень нужно от Бога и, делая угодное Ему, я добьюсь от Него того, что мне нужно. Есть христиане, которые мыслят именно так и свои дела рассматривают как средство зарабатывания благодати и спасения. Но это ошибка, свойственная язычникам и фарисеям. Мы должны совершать служение не потому, что хотим чего-то добиться, а потому, что, будучи преисполненными Божией любовью, не можем его не совершать. Соответственно, само служение должно совершаться не с досадой, не со скрежетом зубовным, но с радостью – радостью о том, что Господь дал нам возможность послужить Ему через ближних. «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всём имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает во век». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
10 Сентября 2023 - 14 воскресенье после Торжества Пресвятой Троицы (Пастор Д. Лотов)
05 Сентября 2021 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
13 Сентября 2020 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
22 Сентября 2019 - За всё благодарите Господа! (Пастор Г. Азиков)
02 Сентября 2018 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
17 Сентября 2017 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
06 Сентября 2015 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
21 Сентября 2014 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
01 Сентября 2013 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
09 Сентября 2012 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
25 Сентября 2011 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
05 Сентября 2010 - В 14-е воскресенье после Троицы (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)
05 Сентября 2010 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)