МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
13 Сентября 2020 года

14 воскресенье после Дня Св.Троицы


Лк.17, 11-19
11 Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею.
12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокажённых, которые остановились вдали
13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
15 Один же из них, видя, что исцелён, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Мы уже не раз и не два говорили о том, что такое проказа, так что нет смысла сейчас всё это повторять. Напомню лишь, что проказа - одно из самых страшных заболеваний: человек превращается в заживо разлагающегося полумертвеца, для которого в этой жизни уже нет никаких перспектив. Он ещё находится на земле, но уже не принадлежит ей, потому что отторгнут от всякого общения, кроме общения с подобными себе. Во времена земного служения Христа, больной, встречаясь с нормальными людьми, должен был звонить в колокольчик и кричать «нечист!», чтобы люди успели шарахнуться в сторону. И вот, группа прокажённых встречается с Иисусом. Не подлежит сомнению, что они знали о Его возможностях и не сомневались в таковых, потому что, увидев Господа, взывают к Нему: «12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокажённых, которые остановились вдали 13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас». Господь услышал их и умилосердился над ними. Интересно то, что при совершении этого чуда Он вообще не совершает никаких внешних действий. Только говорит: «пойдите, покажитесь священникам». Почему так? Потому что случаи выздоровления, хотя и крайне редко, но бывали. И, если такое случалось, то, в соответствии с Законом, именно священник должен был осмотреть излечившегося больного и удостоверить, что тот более не представляет опасности для общества. Итак, Иисус не совершает никаких действий, просто посылает прокажённых к священникам. Не более того. И, что же, вскоре после того, как прокажённые отправляются в путь, проказа сходит с них. Что это значит? Что они по сути воскресли, что им дарована не просто жизнь, но нормальное полноценное существование. Великое чудо! Но вот что удивительно – их десяти человек, исцелённых Господом, только один вернулся для того, чтобы поблагодарить Его. Почему же остальные этого не сделали? Может быть, настолько одурели от счастья, что просто обо всём забыли? Ведь одно дело слышать или читать о чудесах, и совсем другое – самому стать объектом чуда, да к тому же давшего тебе новую жизнь. Так или иначе, они не вернулись. И этот момент побуждает нас сосредоточиться на теме благодарности.

Когда вообще благодарят? Когда к этому побуждает соответствующее чувство. А когда такое чувство возникает? Например, тогда, когда для тебя сделали что-то очень важное и нужное. Но представим такую ситуацию: есть некий начальник, которому помощник подготовил некий важный материал, необходимый для работы. Будет ли начальник благодарить помощника? Кто-то да, а кто-то и нет. А почему нет? Потому что работа помощника может восприниматься, как нечто должное и само собою разумеющееся. А если должное и само собою разумеющееся, то за что благодарить? Разумеется, не все таковы, но вообще такая модель мышления встречается часто, в том числе и в быту. Предположим, некий человек трудится на благо семьи, содержит дом, постоянно совершая что-то полезное. Члены же его семьи воспринимают этот труд, как должное, поэтому не только не благодарят, но ещё и придираются. А между тем, вообще-то ничего должного и само собою разумеющегося тут нет. Может быть, а может и не быть. Обязанности нет. Нет должностной инструкции, которой надлежит неукоснительно следовать. Есть добрая воля, но и не более того. Вот о чём не следует забывать. Почему я об этом говорю? Потому что в отношениях с Богом очень часто можно наблюдать нечто подобное. Господь дал обетование: просите и дано будет вам. Просим и получаем. Но, если Он дал обетование, то, значит, так и должно быть. Соответственно, за что же благодарить, если Он Сам сказал, что получим? Вот в результате и получается, что наши молитвы на 80% состоят из прошений и только на 20 из благодарности. Причём хорошо ещё, если на 20. Получается нечто вроде ситуации с группой прокажённых, о которых мы читали в Евангелии: исцелилось 10, а для того, чтобы поблагодарить, вернулся только 1. Да и тот самарянин. Но дело в том, что Бог никому и ничего не должен. И исполнять наши прошения Он совершенно не обязан. Он их слышит – что есть, то есть. Но говорить «да» не должен и не обязан. Взять хоть тех же прокажённых. Ну, воззвали они к Иисусу, да ещё громким голосом и что с того? Он вполне мог пройти мимо. Вспомним женщину-хананеянку, которая просила об исцелении бесноватой дочери – ей пришлось и покричать, и ещё поуговаривать. Господь явно не имел особого желания говорить ей «да». Итак, Христос может, но не обязан и не должен – вот та суть, о которой люди постоянно забывают. И совершенно напрасно. Потому что Бог вполне может сказать: вы тут грешите, живёте как заблагорассудится, обо Мне не вспоминаете – ну так обходитесь без Меня и дальше, кто вам не даёт? Только не ждите от Меня ничего, управляйтесь сами, как знаете. И вот тогда будет страшно. Потому что нет ничего более страшного, чем молчание Бога.

Итак, чтобы действовать правильно, нужно помнить, что Бог никому и ничего не должен и не обязан. Всё, что Он делает для нас, есть Его добрая воля, Его милость. Одно из основных утверждений нашего исповедания гласит, что спасение нам даётся по милости. Не по заслугам, а по милости. И это точно так. Но по милости даётся не только спасение. Вообще всё благое, что исходит от Бога, даётся по Его милости. Поэтому, прежде чем хоть что-то просить, нужно от всего сердца благодарить за всё, что Он даёт. В том числе и за то, что кажется приходящим как бы само собой. И благодарить нужно не абы как, а искренне. Если же просим и получаем, то тем более нужно благодарить. Благодарить так, как это делал самарянин, о котором поведал нам св.Лука: «15 Один же из них, видя, что исцелён, возвратился, громким голосом прославляя Бога, 16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. 17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? 18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? 19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 13.09.2020




Другие проповеди по этому же поводу:

10 Сентября 2023 - 14 воскресенье после Торжества Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Сентября 2021 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Сентября 2019 - За всё благодарите Господа! (Пастор  Г. Азиков)
02 Сентября 2018 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Сентября 2017 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Августа 2016 - 14 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Сентября 2015 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Сентября 2014 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Сентября 2013 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
09 Сентября 2012 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Сентября 2011 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Сентября 2010 - В 14-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
05 Сентября 2010 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)