МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
05 Сентября 2010 года

14 воскресенье после Дня Св.Троицы


Неемия 8, 1.5-6.8-12

Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы жили по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая перед Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принёс книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю. И открыл Ездра книгу перед глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл её, весь народ встал. И благословил Ездра Господа, Бога великого. И весь народ отвечал: «аминь, аминь», - поднимая вверх руки свои, и поклонялись, и повергались пред Господом лицом до земли. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное. Тогда Неемия, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: «день сей свят Господу, Богу вашему; не печальтесь и не плачьте», потому что весь народ плакал, слушая слова закона. И сказал им: пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом - подкрепление для вас. И левиты успокаивали весь народ, говоря: перестаньте, ибо день сей свят, не печальтесь. И пошёл весь народ есть, и пить, и посылать части, и праздновать с великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им.

С каким чувством можно слушать слова Св.Писания? Всё зависит от того, чем является сие Писание для слушающего. Например, к нему можно относиться, как к сборнику древних мифов или как к литературному памятнику определённой эпохи. Кстати, именно так оно и воспринимается очень многими людьми на этой земле. Соответственно, они относятся к нему либо с полным безразличием, либо с тем интересом, который вызывает мифологическая литература различных народов, либо со вниманием, с которым подходят к изучению старинных документов. И если не видеть в Библии ничего, кроме написанного в давние времена текста, то никакого иного отношения к нему и не будет. Иудеи, единодушно собравшиеся в Иерусалиме на праздник во дни Неемии, слушали слово Писания совсем с другим настроением. Совсем недавно они вернулись из Вавилонского плена, который уже длительное время воспринимался не как событие политической жизни, но как выражение гнева Божия, как наказание народа за его отступничество и неповиновение. Буквально только что были заново отстроены стены Иерусалима и восстановлен Храм – если и не в полной мере, то по крайней мере так, что в нём можно было совершать богослужения. То, что возвращение на землю отцов и восстановление святого города стало возможным, рассматривается, как несомненный знак Божьей милости. И вот, когда они вновь, как в былые времена, собрались на святой горе, Эзра читает им Писание – не некий абстрактный древний текст, но Слово истинного живого Бога. Что происходит в этот момент? Посредством сего Слова Бог говорит со Своим народом. Поэтому иудеи слушают не уставая, слушают в течение многих часов и рыдают. Рыдают о своём недостоинстве перед Богом, о своих согрешениях перед Ним, которые слова Закона высвечивают с полной очевидностью. Было бы удивительно, если бы чувства народа оказались иными. Бог явил милость, избрав их из всех прочих народов, несмотря на их малочисленность и ничтожество. Бог явил милость, выведя их из Египта и дав им святую землю. Бог явил милость, управляя ими посредством судей и пророков, охраняя и оберегая их. Бог явил милость – чем воздали Ему? Именно поэтому, как свидетельствует Книга Неемии, «…весь народ плакал, слушая слова закона». Всенародное покаяние, всенародное смирение перед волей Творца, следствием которого становится твёрдая решимость жить по воле Божией - волнующий момент, о котором сегодня можно только мечтать, понимая к тому же, что мечта не принадлежит к разряду осуществимых… Видящие слёзы людей священник Эзра и толковавшие Закон левиты призывают народ обратиться от печали к радости. И действительно, при всей греховности людей слушание Слова Божия есть повод не только для горести, но и для радости. Ибо тот факт, что Откровение Всевышнего снова звучит на земле обетованной, свидетельствует о том, что Бог не оставил Свой народ, что Он по-прежнему говорит с ним. Тот факт, что народ имеет возможность собраться в святой город и слушать Слово Господа, есть знак милости, дающей силы жить и уверенно смотреть в будущее. Ибо если Бог снова пребывает посреди Своего народа, то что может быть лучше этого? Иудеи слушают слова Писания, вначале плачут, потом радуются, потому что для них это не сборник мифов и не старинный документ. Писание есть голос Бога живого и, слушая чтение Эзры, люди ощущают присутствие Божие.

А какие чувства Слово Божие пробуждает у нас? В принципе, у нас должны быть те же чувствования, что и у иудеев, потому что Бог говорит с нами через Своё Слово точно также, как некогда говорил с иудеями. И точно также, как им, у нас есть о чём восскорбеть, ибо очень часто и мы воздаём Богу неблагодарностью и грехами, постыдными деяниями, недостойными детей Господа. Поэтому поводов для скорби и плача у нас не меньше, чем у иудеев. А вот поводов для радости у нас намного больше. Ведь мы имеем обетования не только Ветхого, но и Нового Завета, которых у иудеев не было. Мы имеем обетования о прощении грехов, об оправдании перед Богом по вере во Христа, о воскресении мёртвых и о жизни вечной. Нам дан великий светоч – Евангелие, благодаря которому познаём реальность воскресения Христова, реальность Его присутствия среди нас, реальность Его помощи и защиты. Поэтому для нас слова Писания – не мёртвая история, но вполне современное и действенное Слово живого Бога, Слово любящего Отца, возвещающее нам милость, прощение, воскресение и жизнь!

Иудеи, о которых мы прочитали сегодня в Книге Неемии, плакали. Вполне возможно, что их плач был не только сокрушением о грехах, но и радостью от обретения возможности вновь жить во Закону Творца. Но подумайте о том, через какие испытания им пришлось пройти для того, чтобы оценить благодатность этой возможности. Им пришлось увидеть избиение соплеменников, увидеть разрушение святого города, увидеть низвержение храма и понять, что слава Божия покинула Иерусалим. А затем десятилетия жизни на чужбине, где невозможность служить Богу по заповеди помогла в полной мере понять величие возможностей, которые были им даны, которыми они пренебрегли и которые были у них отняты. Служение идолам и исполнение постыдных желаний, на которые иудеи променяли служение Богу, было возможно и в Вавилоне, причём даже с большей степенью свободы, чем в Иерусалиме. Но люди уже поняли цену истины и цену заблуждений и не хотели более пребывать в них. Что же нужно сегодняшнему человеку для того, чтобы должным образом оценить благодатность Слова Божия? Неужели для этого нужна вселенская катастрофа или, по меньшей мере, новые репрессии? Кстати, «оценить» в данном случае означает не держать на почётном месте и аккуратно сдувать пыль, но принять и сделать основой своего бытия. Бог стоит над реальностью, обладая властью изменять и преображать её. И когда в основу бытия полагается верность Богу и устремлённость к Его Царству, бытие преображается, становится совершенно другим. Сравнительно недавно я читал статью, автор которой стремится доказать, что Царство Божие следует понимать исключительно как современную земную реальность. Но если земная жизнь лишена перспективы вечности, если она не озарена светом грядущего Царства, то она подобна тюрьме, в которой заключённый томится до конца своих дней, зная, что освобождение не придёт никогда. Однако, Слово Господне возвещает нам Божие Царство, именно как реальность грядущую, идущую на смену нынешней. И это обетование освобождения от греха и смерти, обетование полного воссоединения со Христом является великой силой, дающей возможность с терпением и смирением переносить невзгоды нынешнего бытия..

Не надо попадать в Вавилонский плен для того, чтобы должны образом оценить Божье Слово! Господь сделал всё для того, чтобы мы могли сделать это уже сейчас. Иоанн Креститель, увидев приближающегося Иисуса, сказал: «Вот Агнец Божий, берущий на Себя грех мира». В эту фразу вместо слова «мир» каждый может поставить своё имя. И тогда в полной мере откроется благодатность Слова Божия, которое возвещает нам не абстрактную милость Бога, но милость, дающуюся каждому верующему лично. Бог пришёл к нам во ипостаси Христа, чтобы освободить каждого из здесь присутствующих, каждого уверовавшего от последствий грехов, от смерти. Писание возвещает нам, что это освобождение совершилось на кресте Голгофы, и каждый из нас может стать его сопричастником через веру: через доверие Христу, через стремление к Нему, через единство с Ним. Это воистину Благая Весть – Евангелие. Примем же сию благодатную евангельскую весть так, как приняли Слово Господа иудеи, о которых мы читали сегодня, т.е. одновременно с печалью и радостью. С печалью о своих грехах, о своём недостоинстве перед Господом, и в то же время с великой радостью о нашем оправдании и принятии нас Богом через Христа и во Христе. Как правило, печаль переживается в одиночку, радостью хочется поделиться. В раскаянии о своих грехах мы пребываем один на один с Богом. Радостью же о прощении и искуплении делимся с ближними. Так и должно быть, ибо Христос хочет, чтобы мы делились радостью Его присутствия, радостью от того, что мы избраны Им, радостью от того, что Его милость доступна для каждого. Возвестим нашим ближним радостную весть, дабы и они обратились ко Христу и тем самым обрели милость, прощение, воскресение и жизнь! Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

13 Сентября 2020 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Сентября 2019 - За всё благодарите Господа! (Пастор  Г. Азиков)
02 Сентября 2018 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Сентября 2017 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Августа 2016 - 14 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Сентября 2015 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Сентября 2014 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Сентября 2013 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
09 Сентября 2012 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Сентября 2011 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Сентября 2010 - В 14-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)