МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
23 Октября 2011 года

18 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мк.12, 28-34

Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошёл и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душою, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.

В стандартном современном издании Библии, набранном достаточно мелким шрифтом, книги Ветхого Завета занимают объём примерно в 1000 страниц. Соответственно, объём Нового Завета существенно меньше – около 300 страниц. Итак, общий объём Священного Писания составляет 1300 страниц, что, в общем-то, не так уж и много. Несравненно больший объём составляют всевозможные комментарии и иная околобиблейская литература. Я до сих пор помню, какое ошеломляющее впечатление произвела на меня библиотека старейшей в США семинарии в Геттисбурге: тесно поставленные шкафы с книгами уходили, казалось, в необозримую даль. Если читать непрерывно и постоянно на протяжении всей жизни, осилить это количество литературы всё равно не получится. Тем более, что каждый год появляется значительное число новых сочинений. Но вот, что удивительно: весь этот колоссальный, непредставимый объём книжной премудрости может быть сведён всего к трём стихам из Евангелия Марка: «Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый. И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею: вот, первая заповедь! Вторая, подобная ей: возлюби ближнего своего, как самого себя: иной, большей сих заповеди нет». Обратите внимание, что в этих словах, составляющих своего рода квинтэссенцию Писания, нет никаких указаний о жертвоприношениях, процессиях, церемониях, постах и всём прочем в том же роде. Почему? Потому что Богу всё это не нужно. Не случайно Иисус говорит, что поклонение Богу совершается в духе и истине. Но тогда по какой причине в Пятикнижии Моисеевом столь подробно описан порядок жертвоприношений? По причине того, что уровень сознания людей того времени не мог вместить идею чисто духовного поклонения, основанного на любви и доверии. Вернее сказать, даже не поклонения, а основанного на любви и доверии бытия в Боге, в единстве и гармонии с Ним. Вот именно об этом самом бытии и говорит Христос, напоминающий о том, что в основе отношений с Богом, равно как и с ближним, должна находиться любовь - любовь, на которой, как на фундаменте, выстраивается и духовная и повседневная жизнь.

Бог ещё раз явил Свою волю и ещё раз не был понят. Потому что, если бы Его поняли надлежащим образом, любовь и доверие никогда не были бы подменены обрядами, которые и расцениваются как служение Богу. И новозаветное время в этом отношении не слишком отличается от ветхозаветного. Тогда был Храм, тщательно разработанный и зафиксированный в Законе порядок принесения жертв. Сегодня изукрашенные церкви, пышные богослужения, порядок которых также строго определён. Но если Ветхий Завет действительно описывает распорядок богослужения, то в Новом об этом нет ни слова. Почему? Да потому что Богу это не нужно. Бог не нуждается в наших церемониях. Предположить такое означало бы солидарность с мнением язычников, полагавших, что боги питаются приношениями людей. Совершаемые нами действия не нужны Богу – они нужны нам самим. И нужны не как некая самодостаточная сущность, а как вспомогательный инструмент, способный хоть на какое-то время переключить наши мысли, направив их от земли к небесам. Богу же нужно нечто иное – не церемонии, но бытие, основанное на любви и доверии.

Бог есть любовь. Творение есть акт любви. Мироздание прекрасно и гармонично даже сейчас – после тысячелетий существования в мире, изуродованном грехом. Созерцая его красоту, понимаешь, что создать такое в ненависти невозможно. Человек также сотворён с любовью, а отношения с ним изначально основаны на доверии, ибо Господь дал нам свободу воли. Человек пал, но Бог по-прежнему любит нас и доверяет нам. Он не нарушает данной нам свободы, но через своих избранных – тех, кто доверился Ему, Он собирает отпавших в Свои житницы. Что Он хочет от нас, Своих верных? Чтобы, исполнившись Его любви и доверия, мы являли таковые миру ради спасения людей для грядущей вечности. Можем ли мы дать миру то, что Господь возжелал передать через нас? Есть ли в нас любовь?

Сегодня это слово, как впрочем, и многое другое в нашем мире, предельно извращено. Сегодня любовью занимаются. Сегодня, когда говорят «любовь», прежде всего имеют в виду секс, плотское желание. Но такое понимание суть извращение. Что есть любовь? Это благоговейный трепет, это проникнутость другим существом – проникнутость в такой степени, что все его проблемы и чувства становятся твоими. Любовь – это боязнь причинить боль, готовность поддержать всеми силами души, разделить любое испытание, готовность пожертвовать всем, вплоть до себя самого. Причём не потому, что ты рассчитываешь что-то получить взамен, не потому, что рассчитываешь на благодарность, а потому, что поступать иначе просто невозможно. И не стоит думать, что человека следует любить одним образом, а Бога другим. Любовь не может разделяться по категориям – она всегда одна. Если, конечно, это именно любовь, а не нечто иное. Истинная любовь всегда Божественна, ибо Св.Писание возвещает нам, что Бог есть любовь. Человек, возрастающий в любви, возрастающий в доверии, приближается к Богу. А сие приближение и есть то самое, чего Он хочет от нас, потому что именно оно и является силой, сохраняющей нас для вечности. Вот почему любовь больше всех всесожжений и жертв.

Мы придаём слишком много значения внешним действиям. Например, какая разница, как совершать крестное знамение – слева направо или справа налево? Для Бога – ни малейшей. Он нам этого вообще не заповедовал. А мы превращаем данный обряд в сущность, разделяющую на своих и чужих; в сущность, дающую право презирать, считать еретиками и вообще вторым сортом. Таких сущностей в христианской жизни очень много. А между тем, все внешние действия, все обряды имеют смысл лишь постольку, поскольку являются выражением любви к Богу и ближнему. Если же любви нет, они представляют собою не более, чем фальшивку, выражение своих амбиций, которое мы стремимся замаскировать под Божественный промысел, дабы хоть как-то оправдать собственное беззаконие. Внешние действия, не укоренённые в любви, не являющиеся её выражением, могут привести нас к чему-то в пределах видимого мира. Но в Царство Божие они не приведут никогда. Книжник, вступивший в беседу с Иисусом, понял это. Равным образом он понял и первичность любви, как основы духовной жизни человека. Поэтому и сказал ему Господь: «Недалеко ты от Царствия Божия». Запомним эти слова. Запомним их и постараемся не только понять их, но и воплотить в жизнь, реализовать, дабы оказаться не просто недалеко от Царства Божия, но в самом Царстве. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 23.10.11




Другие проповеди по этому же поводу:

20 Октября 2019 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Октября 2017 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Сентября 2016 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Октября 2014 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Сентября 2013 - День св.Архангела Михаила и всех Ангелов (18 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)