МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
11 Октября 2020 года

18 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мф.22, 34-46
34 А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе.
35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душёю твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

2000 лет назад Господь сошёл в мир во ипостаси Иисуса Христа, дабы дать миру Новый Завет благодати, возвестить Евангелие спасения. «Пойдём в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришёл» - так Он сказал ученикам. Как сообщает далее евангелист Марк, «И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее…». Раввинов и учителей в те времена было предостаточно, но проповедь Иисуса не была такой как у них, одной из многих. Господь учил, как власть имеющий. А учил Он так потому, что действительно имел великую, даже абсолютную власть, каковую являл не только в слове, но и в деле. Вспомните сотворённые Им чудеса: исцеления, изгнания злых духов, насыщения многотысячных толп несколькими хлебами, и даже воскрешения. Поистине, когда является личность, совершающая подобное, она стоит того, чтобы присмотреться к ней повнимательнее, прислушаться, постараться вникнуть в то, что возвещается. Ведь очевидно, что обычный человек не в состоянии совершить и малой доли того, что совершал Иисус. Но нет. Вместо этого люди, почитающие себя верными Божьими слугами, занимаются казуистикой, стараясь запутать и уловить Господа посредством каверзных вопросов. Ради чего? Дело в том, что Он им мешает, очень мешает. Он не только говорит нечто совершенно невозможное, но и показывает, что все их богословско-законнические умствования лживы и не имеют никакого отношения к воле Бога. Именно поэтому они предпринимают усилия для того, чтобы выставить Его или опасным еретиком (это в лучшем случае), или служителем сатаны. Но вот ведь как получается: всякий раз попытки уловления обращаются против уловляющих. И, вместо того, чтобы посрамить Христа, они сами оказываются посрамлёнными. Как прочитали мы в сегодняшнем Евангелии, «46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его». Почему же все умолкли? Потому что, оперируя их собственной логикой, их собственной системой аргументации, Иисус показывает ошибочность их суждений о Мессии. Что из этого следует? Что, хотя они и смотрят в Писание, но не видят того, что в нём заключено. Фарисеи считали, что Мессия, пусть даже наделённый Божественной силой, тем не менее просто человек - потомок Давида. Между тем, Писание свидетельствует Божественность Мессии, ибо Давид говорит о Нём теми же словами, что и о Всемогущем Боге. Т.е. для Давида Мессия отнюдь не был человеком. А дальше простая логика: если Иисус – Мессия, а Мессия обладает божественной сущностью, то Иисус воистину Сын Божий. Неудивительно, что все умолкли и уже не пытались задавать провокационные вопросы. Ведь, если бы разговор продолжился, то противники Иисуса неминуемо должны были согласиться не только с тем, что Он – Мессия, но и что Он обладает Божественной сущностью. А признать это означало расписаться в собственной, если так можно выразиться, профессиональной непригодности. По-этому все умолкли и больше уже ни о чём не спрашивали.

В отличие от фарисеев мы не сомневаемся в том, что Иисус – Единосущный Сын Божий. То, что категорически не желали признавать фарисеи, для нас – часть исповедания веры. Чем же в таком случае это повествование важно для нас? Тем, что Иисус Христос, Единосущный Сын Божий, говорит о Законе. «36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душёю твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

Иудейский Закон в его полной форме, т.е. в виде Торы, Мишны и Талмуда – огромный по объёму документ, на изучение которого уходят годы. Но вот вопрос – а есть ли в этом смысл? Зачем тратить время на изучение того, что, хотя и выдаётся за Божественное Откровение, но в большей части таковым не является? Ведь в основном это чисто человеческие рассуждения и измышления, цель которых – втискивание Божьей воли в некое подобие уголовного кодекса. Но Бог не заповедал так поступать. Он не давал ни кодексов, ни инструкций. Он дал принципы, изложенные в Заповедях, но даже они сводятся всего к двум, о которых Иисус говорит, как об основе всего: «40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Вот ведь, как всё оказывается просто. Просто, как и всё подлинно великое. Но действительно ли всё основывается на любви, самоотверженности и служении? Да. Вот, например, первая заповедь: Я – Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом моим. Если любить Бога, то Он всегда будет на первом месте. Любящему Бога никогда не придёт в голову искать каких-то других богов, потому что зачем они? У того, кто любит Бога, никогда не возникнет желания подменять общение с Ним поклонением идолам - разумею здесь не только лжебогов всевозможных религий, но и тех идолов, которым поклоняется современное общество типа денег и имущества. Для любящего Бога общение с Ним стоит на первом месте, а потому свячение Дня Господнего – не обязанность, а насущная потребность. То же самое и с ближними. Если любить их, то такие сущности, как обман, лжесвидетельство, желание чужого, а тем паче убийство станут абсолютно невозможными. «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душёю твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Кого же в таком случае мы можем назвать верующим христианином? Того, чья душа проникнута сущностью Бога, Который есть любовь. Такой человек будет светом миру во всех обстоятельствах, и даже в самых суровых и страшных испытаниях. А если проникнутости сущностью Бога нет, то такой человек верующий или верный только по названию, к исполнению своего предназначения неспособный. Разве мы не видели людей, исправно бывавших на богослужениях и даже причащавшихся, и, тем не менее, бывших источником злобы и мерзости? Видели. Можно ли назвать их истинными учениками Христа? Не думаю. Проблема даже не в том, что они есть – в конце концов, даже среди Двенадцати нашёлся Иуда. Проблема в том, что их много, очень много. Именно в этом беда земной Церкви, которая должна быть светочем, а вместо этого напоминает еле тлеющую и нещадно коптящую масляную лампу. Не случайно так популярны попытки превратить Новый Завет в подобие иудейского закона, свести его к исполнению некоторого количества обрядовых предписаний. Ведь исполнять кодекс предписаний куда проще, чем возрастать во Св.Духе. Есть в тебе любовь, нет в тебе любви – не важно. Формальное действие есть формальное действие. Исполнил - и можешь считать свои отношения с Богом вполне улаженными, а участие в Его Царстве твёрдо гарантированным. Но мы не призваны к формальным действиям. Формальные действия были уделом фарисеев, необычайно преуспевших в их исполнении. Но ведь именно за это Иисус осуждал их – осуждал за формализм, за то, что они поставили букву впереди духа и тем самым совершенно извратили волю Божию. Мы призваны не повторять фарисейские ошибки, не пытаться превращать Новый Завет в Уголовный кодекс. Мы призваны через доверие Христу возрастать во Св.Духе, возрастать в единстве с Богом, всё больше и больше проникаться Его сущностью, чтобы обрести способность любить Бога и ближнего так, как любил нас Иисус, ясно сказавший: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душёю твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

20 Октября 2019 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Октября 2017 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Сентября 2016 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Октября 2014 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Сентября 2013 - День св.Архангела Михаила и всех Ангелов (18 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
23 Октября 2011 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)