МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
20 Октября 2019 года

18 воскресенье после Дня Св.Троицы


Втор.30, 11-14
…заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: "кто взошёл бы для нас на небо и принёс бы её нам, и дал бы нам услышать её, и мы исполнили бы её?" и не за морем она, чтобы можно было говорить: "кто сходил бы для нас за море и принёс бы её нам, и дал бы нам услышать её, и мы исполнили бы её?" но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоём, чтобы исполнять его.

Между Исходом сынов Израилевых из Египта и их вхождением в Палестину прошло 38 лет и 10 месяцев. В истории избранного народа это был чрезвычайно важный период. Почему? Не только по причине великих чудес, наглядно явивших могущество Господа, но в первую очередь потому, что происходит смена духовных ориентиров народа. За время странствий в пустыне вымирают все, кому на момент Исхода было больше 20 лет - в жизнь вступает новое поколение, не успевшее врасти в египетскую жизнь с её идолопоклонством; поколение, абсолютно всем обязанное лично Богу; поколение, основой жизни которого становятся Божьи заповеди.

Человеческий разум странно устроен. Его привлекает всё непонятное, а ещё в большей степени таинственное. Чем труднее что-то понять, тем более притягательным это непонимаемое является. Поэтому таким успехом пользуются учения, в которых нет ясных формулировок, зато очень много загадочности, таинственности. Хотите добиться успеха, проповедуя что-либо? Напустите побольше тумана и всё будет превосходно. Так было раньше, так есть и теперь. Поэтому во все времена таким успехом пользовались всевозможные тайные общества и лжеучения. Начиная от возникшей ещё во II веке ереси гностиков до оккультных обществ нынешнего времени. Сообщества избранных, причастных некоей тайной мудрости, которую Бог открыл только им. И люди ловятся на эту приманку, хотя так наз. «тайная мудрость» на поверку оказывается полным вздором. Более того. Любые рассуждения о тайной мудрости, доступной лишь для избранных, есть ложь, потому что Бог, явивший миру много великих тайн, не признаёт таинственности. Поэтому как в эпоху Ветхого, так и Нового Заветов Он говорит предельно просто и доступно - так, чтобы Его мог уразуметь каждый слушающий. Подчёркиваю: не читающий, а именно слушающий. Пророки возвещали волю Господа устно. Точно также поступал Иисус, не писавший трактатов, но учивший на улицах. Поэтому вполне справедливо говорит Моисей, когда утверждает: «заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: "кто взошёл бы для нас на небо и принёс бы её нам, и дал бы нам услышать её, и мы исполнили бы её? …. но весьма близко к тебе слово сие». Почему Бог во все времена говорит просто и доступно? Потому что Он хочет, чтобы люди поняли Его и сделали то, что Он хочет, т.е. жили по Его воле, в единстве с Ним; чтобы действительно были Его народом.

Моисей описал ситуацию абсолютно точно - заповеди изложены вполне доступно. Например, «Не кради», «Не пожелай ничего из того, что есть у ближнего твоего». Что может быть яснее? Соответственно, не должно быть никаких проблем с исполнением. Но почему-то люди всё время нарушают Заповеди – как раньше, так и теперь. По какой причине? Очевидно, что не по причине их непонятности, а по причине испорченности натуры, её врождённой склонности ко злу, каковая именуется первородным грехом. Древние евреи не вдавались в рассуждения о человеческой порочности, однако, согрешая, понимали, что навлекли на себя Божий гнев и наказания, а потому каялись и молили о прощении. Но вот, пришёл Христос. Пришёл, чтобы искупить людей, избавить их от последствий первородного греха, принять на Себя наказание за человеческие беззакония. Зачем же теперь нужны Заповеди? Может быть, теперь можно делать всё что угодно, потому что всё равно все согрешения покрыты? Представьте, многие так и полагали. Христос взял на Себя наши грехи, Ветхий Завет упразднён, так что настала полная свобода - что хотим, то и делаем. Сейчас конечно мало кто скажет, что заповеди не нужны, однако в реальности многие христиане живут так, как будто заповеди отменены и упразднены. Но таковые есть Божье Слово, а Божье Слово, как сказано в Писании, не бывает напрасным. Так для чего же нужны заповеди сегодня? Для того, чтобы Господни верные понимали, каким путём идут – Божьим или своим собственным.

Есть очень хороший роман Горького «Жизнь Клима Самгина», в котором главное место отведено показу идей, будораживших общество в предреволюционные годы. Совершенно очевидно, что общество находится в кризисе, и вот, люди самых разных убеждений предлагают свои рецепты того, что нужно сделать, в каком направлении нужно совершать преобразования, чтобы преодолеть его. Все кричат: надо сделать то, надо сделать это. Никаких чётких ориентиров, позволяющих понять, кто прав, а кто нет, не существует. У каждого своя правда - сколько людей, столько мнений. Отсюда полный разброд и развал. Не говоря уж о том, что никто из предлагающих не задаётся вопросом: а что будет, если моё предложение реализуется; какие последствия будут иметь место – причём не только сегодня, но и завтра. Таково бытие вне Божьего пути: хаос в настоящем, ведущий к неизбежному хаосу в будущем. Так вот, Божьи заповеди позволяют избежать такого разброда, ибо стоят выше всех человеческих мнений. Они являются непреходящими ориентирами, потому что Бог вечен и Его воля остаётся неизменной. Более того. Не надо гадать, каковы будут последствия, потому что Бог Сам предупредил об этом. Т.е. всё опять-таки ясно и очевидно.

Есть в современном обиходе такое понятие как «святость», т.е., говоря проще, избранность со стороны Бога. Святой означает избранный. Есть и такое понятие, как «путь святости». Оба этих понятия совершенно извращены. В массовом христианством сознании святой – это чудотворец, а путь святости – это некая аскеза, умерщвление плоти или, согласно отпределению Римско-Католической Церкви, «христианские добродетели в героической степени». На самом деле всё проще. Путь святости, это путь, указанный заповедями. Исполняя их, можешь иметь твёрдую уверенность в том, что творишь волю Божию и живёшь правильно, угодно Богу. Никакой заоблачной премудрости, усвоение которой необходимо для нахождения на пути святости, не требуется: заповеди чётко сформулированы, просты и потому не допускают возможности перетолкования. Господь позаботился о том, чтобы Его верные не сбивались с дороги. Именно поэтому и сказал Моисей: «весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоём, чтобы исполнять его».

Но, как уже было сказано, не получается исполнять. Нарушаем. Можно сказать, что ни единого дня не обходится без нарушений. Не делом, так словом - не словом, так помышлением. Так что же делать? Помнить о том, что исполнение заповедей – не самоцель, ибо «заработать» спасение, «заработать» милость Божию невозможно. Таковая даётся в ответ на доверие Христу, в ответ на стремление быть с Ним. Только Он может дать нам силы жить в соответствии с Божьей волей. Только Он может преобразить нас, чтобы шествование по обозначенному Заповедями пути Бога стало не исполнением повинности, но жгучей потребностью. Заповеди же помогают понять, не сбились ли мы с Божьего пути и, если сбились, то просить Иисуса о том, чтобы Он дал нам силы не оставаться лежать в грязи, но встать и идти дальше. Мы не оставлены на произвол судьбы, не брошены на съедение собственной порочности. Господь с нами. Он поддерживает нас, помогая преодолевать последствия падений. Да, мы грешники. Мы ошибаемся и падаем, но, встаём и идём. Идём путём спасения и жизни, идём к вратам вечности, к вратам Божьего Царства. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 20.10.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

15 Октября 2017 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Сентября 2016 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Октября 2014 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Сентября 2013 - День св.Архангела Михаила и всех Ангелов (18 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
23 Октября 2011 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)