МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
16 Октября 2022 года

18 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мк.10, 17-27
17. Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
18. Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
19. Знаешь заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не обижай», «почитай отца твоего и мать».
20. Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей.
21. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
22. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
24. Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
25. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
27. Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.

Сегодняшнее евангельское чтение побуждает нас сосредоточиться на проблеме, с которой мы постоянно сталкиваемся при тех или иных обстоятельствах. Это проблема выбора, при которой приходится жертвовать меньшим ради большего. Почему постоянно? Потому практически каждый день сталкиваешься с тем, что невозможно успеть всё. Времени не так много, его не хватает, поэтому приходится выбирать, что сделать, а что нет; приходится думать, от чего отказаться на какой-то срок, а от чего и навсегда. То же самое можно сказать не только о повседневных делах, но и о жизненных планах, о целях. И здесь проблема выбора также весьма актуальна. Мы вынуждены совершать его, откладывая или вообще вычёркивая то, что представляется менее существенным. Вопрос только в том, что именно более, а что менее существенно. Проще всего выбирать, когда есть два сходных предложения. Например, есть возможность заключить договор на выполнение некоей работы за 15.000, в то время как другая компания предлагает за практически ту же самую работу 30.000. В этом случае выбор очевиден. Но не всегда бывает так просто. Когда во время Столетней войны войско так называемых вольных стрелков осадило Авиньон, папа предложил им в качестве отступного пять тысяч дукатов с благословением или десять тысяч с проклятием. Если учесть, что уровень церковного сознания тогда был не такой, как сегодня, проблема реально оказалась весьма заковыристой. Ну, а тот выбор, перед которым оказался юноша, заговоривший со Христом, совсем сложен.

«Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Серьёзный запрос и, очевидно, возникший не на пустом месте. Юноша действительно хотел спастись. Тем более из дальнейшего видно, что человеком он был богобоязенным и стремился жить по заповедям. Христос отнёсся к нему с большой симпатией и даже, как говорит евангелист, полюбил его. А потому сказал ему то единственное, что нужно было сделать: «Одного тебе не достаёт: пойди, всё, чо имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест». Но увы, это условие оказалось невыполнимым. Вернее сказать, непреодолимой оказалась власть имущества. «Он же, смутившись, отошёл с печалью, потому что у него было большое имение». Таким образом, был сделан выбор, давший ответ на вопрос, что было для этого человека более важным, более существенным – не вполне представимое завтра или вполне реальное сегодня. Господь по этому поводу изрёк: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!». Да, это так. Богатство действительно обладает колоссальной властью и вполне способно связать, приковать к видимой реальности настолько крепко, что порвать сии цепи практически невозможно. Однако, история знает случаи, когда богатые люди отказывались от своих богатств. Это не значит, что они просто раздавали их кому попало (хотя бывало и такое). Они ставили своё состояние на службу людям, выступая уже не в качестве владельцев, а в качестве управителей. Поэтому было бы ошибочно полагать, что все богатые люди абсолютно бездуховны, в то время как бедность является символом святости. Например, нынешняя реальность показывает, что бедность может быть тупой, абсолютно аморальной, предельно жестокой и бесконечно далёкой от Божьей воли. Так что дело не в богатстве как таковом. И вопрос, который ставит перед нами евангельское повествование, может быть сформулирован так: действительно ли ты хочешь обрести вечность; действительно ли ты хочешь быть со Христом?

Одна из главных вестей Нового Завета в том, что у каждого человека есть возможность стать участником Божьего Царства. Никто не исключён изначально из Божьего плана спасения. Для того, чтобы стать участником грядущих благ, нужно только одно: поверить Христу, уверовать в Него и последовать за Ним. Как сказал Господь богатому юноше, «и приходи, последуй за Мною, взяв крест». Многие люди вроде бы этого хотят, потому и присоединяются к Церкви. Но вот тут возникает проблема: последовать может быть и хочется, но всегда находится нечто, данному последованию препятствующее. У юноши, о котором поведал нам св.Марк, это было большое имение, но в роли тормоза, отягощающего груза, препятствия, может оказаться что угодно. И это вовсе не обязательно какой-то материальный объект. Например, препятствием может стать чувство служебного долга (начальство дало мне приказа идти и бить безоружных людей, следовательно я должен это делать, потому что давал присягу и т.п.). Это может быть страх перед общественным мнением, потому что, последовав за Христом, я войду в противоречие с мнением большинства. Например, говорит человек: я хочу быть со Христом, а его родители и родственники отвечают: если ты это сделаешь, мы тебя полностью отторгнем (как ни странно, эта ситуация сегодня вполне актуальна – причём отнюдь не только в странах, где большинство исповедуют иную религию). Вариантов препятствий может быть очень много, но все они ставят перед человеком один и тот же вопрос: а тебе действительно так уж хочется быть со Христом?

Теперь взглянем на проблему с другой стороны. Предположим, что человек действительно хочет последовать за Господом. Между тем, Тот сказал богатому юноше: «Пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест». Вопрос: следует ли желающим обрести Божье Царство, исходя из этих слов Христа, продавать всё имущество, и тем самым увеличивать число бомжей? Нет. Надо понимать, что это было сказано конкретному человеку при конкретных обстоятельствах. А нам, чтобы действительно следовать за Христом, нужно уразуметь, какой за этим стоит общий смысл. Его можно сформулировать так: если хочешь идти за Христом, избавься от того, что тебе препятствует это сделать. Как бы сие препятствующее ни называлось, чем бы оно ни было. В противном случае ничего не выйдет, потому что, как говорил Спаситель, никто не может служить двум господам.

Каждому из нас дана великая возможность. Причём наше положение куда лучше, нежели у богатого юноши. Христос, поговорив с ним, ушёл, и в случае даже готовности сделать то, о чём Он сказал, нужно было потом Его где-то искать, а Святая земля, хотя вроде бы и мала, но при хождении по ней пешком оказывается не такой уж и маленькой. Нам же никуда ходить не надо. Христос ждёт нас, причём ждёт до последней минуты. Известны случаи, когда люди искренне обращались к Нему буквально на пороге смерти. Да и в Писании о таком случае говорится – вспомним о раскаявшемся на Голгофе разбойнике. Таким образом, время для размышления есть. Вот только неизвестно, сколько таковое продлится, поэтому тянуть не стоит. Пребывание в Церкви, воцерковление, даёт шанс, но его надо не только получить, но и воспользоваться им. Ведь Крещение, как известно, само по себе не спасает. Чтобы достичь Божьего Царства, нужно реально быть со Христом. Поэтому пусть каждый смотрит, думает, оценивает, решает. Искушений всегда было много и будет много. Дьявол не уходит в отпуск, а действует он весьма изобретательно. Так что, если не хотим влипнуть в его сети, как муха в паутину, нужно держаться за Христа всеми силами, ибо только тот, кто был с Ним на земле, пребудет с Ним и в небесах. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 16.10.2022




Другие проповеди по этому же поводу:

08 Октября 2023 - 18 воскресенье после Торжества Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Октября 2021 - Erntedankfest (Пастор  Д. Лотов)
11 Октября 2020 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Октября 2019 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Октября 2017 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Сентября 2016 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Октября 2014 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Сентября 2013 - День св.Архангела Михаила и всех Ангелов (18 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
23 Октября 2011 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)