МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
08 Октября 2023 года

18 воскресенье после Торжества Св.Троицы


Руфь 1, 15-18
15.  [Ноеминь] сказала [Руфи]: вот, невестка твоя возвратилась к народу своему и к своим богам; возвратись и ты вслед за невесткою твоею.
16.  Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдёшь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом;
17.  и где ты умрёшь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и ещё больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою.
18.  [Ноеминь,] видя, что она твёрдо решилась идти с нею, перестала уговаривать её.

Книга Руфь, фрагмент которой мы читали сегодня, начинается с весьма грустной истории. Пожилая женщина Ноеминь, ранее лишившаяся мужа, утратила двух сыновей. Скверная ситуация. Надо понимать, что в те времена женщины самостоятельным бизнесом не занимались, у станка не стояли, зарплаты не получали, так что полностью зависели от своих мужей и детей. В силу этого многодетность была своего рода залогом выживания. Ноеминь же осталась одна. И если жёны её сыновей, будучи молодыми, ещё могли на что-то рассчитывать - например, на повторное замужество, то на что могла рассчитывать одинокая пожилая вдова? У таких женщин и сейчас не слишком радужные перспективы, а уж в те времена и подавно. О пенсии, назначаемой в связи с потерей кормильца, в древнем Израиле никто и близко не помышлял. Именно поэтому Ноеминь предложила жёнам или, вернее сказать, вдовам своих сыновей вернуться в семьи их отцов. Как было только что сказано, они ещё могли повторно выйти замуж. А что же Ноеминь? Если бы она была состоятельной, то ещё можно было бы выкрутиться, но из текста Книги следует, что даже такого утешения у неё не было. Т.е. впереди не просматривалось ничего благого. Кому нужна пожилая, одинокая, да ещё и бедная женщина? Никаких выгод, никакой пользы от общения с нею нет и быть не может. Тем удивительнее выглядит поступок Руфи, прочно связавшей свою жизнь с жизнью Ноемини. «…куда ты пойдёшь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом; 17  и где ты умрёшь, там и я умру и погребена буду».

Почему эта история попала в канон Писания? Только потому, что Руфь и её второй муж Вооз стали предками царя Давида? Но у Давида длинное родословие и ни о ком из его предков таких подробностей не рассказывается. Никакой богословской премудрости в Книге Руфь нет, никаких пророчеств она не содержит. Так почему? Дело в том, что Писание открывает нам волю Божию не только через прямое Слово Господне, но и через примеры, на которых можем видеть, каким образом воля Божия исполняется или не исполняется. История Руфи – один из таких примеров. Это история истинной любви, любви божественной, αγαπη, совершенный пример которой явил нам Христос. Божественная любовь побуждает, отринув свои интересы и выгоды, служить ближнему. Вот почему сия история столь актуальна для нас. Руфь не была ангелом. Она не совершала аскетических подвигов, не скрывалась за стенами монастыря. Она - самый обычный человек, попавший в скверные обстоятельства. И в этих обстоятельствах она вела себя именно так, как должен вести себя Божий верный. Именно поэтому её свидетельство столь важно для нас. Благодаря тому, что её история вошла в канон Писания, мы можем видеть, что такое самоотречение ради блага ближнего.

История Руфи весьма актуальна и потому, что люди, подобные Ноемини, существуют и сегодня, причём в немалом числе. Например, я лично знаю одну весьма пожилую вдову, в конце жизни оставшуюся практически в полном одиночестве. Сын уже давно перебрался в Америку, отнюдь там не бедствует, однако никакой не то что помощи, но даже никакого известия она от него не получает. Есть выращенная ей внучка, которая также отрясла её прах от ног своих, живёт совершенно отдельно и носа не кажет. В результате эта дама, несмотря на очень преклонный возраст, вынуждена заботиться о себе сама. Хорошо, что соседи иногда заносят продукты. Но это бывает не всегда, а время от времени. В последнее время стали модными рассуждения о скрепах, о традиционных ценностях, под которыми подразумеваются высокодуховные сущности. Но все эти рассуждения не более, чем шум ветра, потому что истинные традиционные ценности для большинства людей – их брюхо и их кошелёк. Соответственно, то, что происходит с ближними, для них совершенно несущественно. Однако, если тебя не интересуют нужды ближнего, то ты не можешь следовать за Христом, ты не можешь называть себя Его учеником и последователем. Не можешь, потому что следование за Христом, это прежде всего самоотречение и служение ближнему – то самое служение в любви, которое явил Господь, прошедший этим путём до конца, до смерти за грехи наши и всего мира. Он служил людям не только тогда, когда это было Ему удобно - Он служил всегда. Был ли Он уставшим, голодным, Он не говорил ищущим Его «зайдите завтра». И даже на кресте, испытывая жесточайшие муки, Он нашёл силы открыть перспективу вечности для раскаявшегося разбойника.

Руфь не предлагала Ноемини денег или каких-то иных материальных благ. Она просто решила быть с ней, дабы разделить все тяготы грядущего: «не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдёшь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить». И в этом она опять-таки пример для нас, потому что очень часто человек нуждается не в каких-либо материальных даяниях, а просто в том, чтобы кто-то был рядом с ним. Есть люди, не испытывающие потребности в чьём-либо обществе, одиночки по сути. Но таковых мало. Подавляющее большинство нуждается в ободрении, участии, интересу к себе и к реалиям своего бытия. Однажды я побывал в подъезде дома на Садовой, где находится квартира Михаила Булгакова. Тогда там ещё не было музея, но она уже была местом паломничества. Многочисленные посетители оставляли на стенах подъезда надписи, одна из которых мне запомнилась: «Что может дать один человек другому кроме капли своего тепла – и что может быть больше этого?». И ведь правда – если вдуматься, то ничего больше быть не может. Сие тепло и есть то, что дала Руфь Ноемини, внезапно выброшенной на обочину жизни. Есть люди, которые оказываются на упомянутой обочине по причине своих пороков, например, пьянства или пристрастия к наркотикам. Но Писание не говорит нам, что Ноеминь вела недостойную жизнь, предавалась порокам. И конечно же, она не стремилась к тому, чтобы на склоне лет остаться без всего. Но так уж вышло. Так что, если бы не Руфь, ничего хорошего дальше не было бы. Но Руфь осталась с ней и её участие, её присутствие стало спасением. Господь да поможет нам быть для наших ближних тем, чем Руфь стала для Ноемини. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

16 Октября 2022 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Октября 2021 - Erntedankfest (Пастор  Д. Лотов)
11 Октября 2020 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Октября 2019 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Октября 2017 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Сентября 2016 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Октября 2014 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Сентября 2013 - День св.Архангела Михаила и всех Ангелов (18 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
23 Октября 2011 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)