МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
03 Октября 2021 года

Erntedankfest


1 Тим.6, 6-11
6 Великое приобретение - быть благочестивым и довольным.
7 Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.
8 Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
9 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;
10 ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.
11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.

Праздник, который мы сегодня отмечаем, именуется День Благодарения. Его немецкое название - Erntedankfest, показывает, что смысл этого дня - воздаяние хвалы Господу за плоды земли, равно как и за всё, что способствовало их произрастанию и сохранению. Соответственно, как в прежнее время, так и сейчас, во многих общинах, прежде всего сельских, этот праздник связан прежде всего с окончанием уборки урожая – таково его традиционное место в Церковном году. Но попробуем взглянуть на него немного шире. Следует ли нам ограничивать благодарность исключительно хлебом насущным? Никоим образом. Поводов для благодарности Творцу намного больше. Каков, например, главный дар Господа человеку? Жизнь. А из чего она складывается? Из мелочей. Каждая из них, взятая в отдельности, может казаться совершенно не существенной. Но именно из этих, вроде бы ничего не значащих частиц, слагается наше бытие. И, если мы благодарим Небесного Отца за дарованную нам жизнь, то не стоит забывать о благодарности за те части, из которых таковая слагается. Далее. Для верующего очевидно, что благодарить Господа нужно. Поэтому вопрос не в том, благодарить или нет, а в том, как именно. Ведь благодарности бывают разные. Можно благодарить искренне, от всего сердца, а можно и фальшиво, когда слова произносятся одни, а в сердце обретается нечто совсем иное. Между людьми подобное происходит отнюдь не редко, потому что обмануть человека таким образом не столь уж и сложно. Но обмануть Бога невозможно, с Ним можно быть только искренним. И для того, чтобы наша благодарность Ему была искренней, а не фальшиво-обязательной, нужно действительно быть довольным полученным от Него, радоваться обретённому. А сие не так просто, как может показаться.

Наставляя своего духовного сына Тимофея, апостол Павел написал: «6 Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. 7 Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. 8 Имея пропитание и одежду, будем довольны тем». Что главное для христианина в этой жизни? Служение Богу посредством полученных от Него даров, преображение своей натуры для того, чтобы стать пригодным для Небесного Царства. А, как мы говорили в одно из прошлых воскресений, внутреннее преображение и служение не зависят от внешних моментов. Божий верный остаётся верным при любых обстоятельствах. Есть немало примеров тому, как христиане являли свет Божественной любви даже в сталинских лагерях. Из этого следует, что для пребывания в единстве с Богом, для служения Ему многого не нужно. Как мы только что слышали у апостола: «8Имея пропитание и одежду, будем довольны тем». Но проблема людей именно в том, что они не хотят быть довольными. Им нужно много и дорого. Вот уж поистине «корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям». Недавно в интернете прошла серия публикаций, посвящённых полицейскому начальнику, арестованному за взятки и поборы. Собственно говоря, в центре внимания оказался даже не сам арестованный, а его дом, в интерьерах которого всё, что только можно, было покрыто позолотой. Этакий Версаль в миниатюре. Даже унитаз был с золотой отделкой. Но вот вопрос – поменялись ли функции означенного предмета от наличия позолоты? Стал ли он более прочным или удобным? Очевидно, что нет. А если так, то какая разница, есть на нём позолота или нет? Вот и получается, что для того, чтобы быть довольными, люди уже сами не знают, что им нужно и только хапают так много, как могут, чтобы воздвигать себе хоромы с золотыми унитазами – от вот такого дома до всем известного дворца за сто миллиардов. А главное, что довольными они всё равно не становятся, потому что даже вызолотив всё, что можно, продолжают хапать. Мы – грешники. Становясь христианами, мы не перестаём быть грешниками. Соответственно, тащим в Церковь свои дурные наклонности. В результате духовность подменяется внешней роскошью. Вот, например, только что построенный «главный храм вооружённых сил» вблизи Кубинки. Дорого и богато. Но вот, смотришь на его интерьер, и задаёшься вопросом: если бы там не было ничего, кроме кирпичных стен, как в одном виденном мной бенедиктинском аббатстве, повлияло бы это на силу молитвы или на святость Таинств? Очевидно, что нет. А если нет, то зачем такие изыски? Бога интересует не убранство места молитвы, а состояние человеческих душ. А каково это состояние, если в тот момент, пока одни воздвигают церковные или мирские хоромы с позолоченной мебелью, у других нет самого необходимого? Более того. Для людей, некрепких в вере, контраст между вызывающей роскошью и неприглядной бедностью становится искушением, мешающим быть довольными и благодарить Господа. Явная несправедливость направляет мысли в совершенно иную сторону – в сторону бунтов и революций, ведущих к неизбежному насилию и кровопролитию. Поэтому для нас чрезвычайно важно блюсти себя таким образом, чтобы блеск золота не заслонил от нас света Божия, чтобы не поддаться соблазну добыть больше, чем нужно, не поддаться соблазну пренебречь небесным ради земного. Как и апостол советует: «11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости».

Земные обстоятельства и цели, а в особенности возникающие в процессе достижения этих целей искушения, отвлекают верного от его христианского призвания, мешая видеть Бога, Его деяния, его промысел. Следовательно, они мешают видеть даваемое Им и благодарить. Дал Господь какое ни на есть обиталище? – нет, я хочу таунхаус, не буду я благодарить за какую-то халупу. В магазине полные полки? – за что мне тут благодарить, если они и сами по себе будут полными? Это же само собою разумеется. Но в том-то и дело, что нет ничего само собою разумеющегося. Окружающий нас мир очень хрупок и нестабилен и то, что мы видим сегодня, совершенно необязательно будет завтра. Поэтому, если имеешь что-то сегодня, радуйся этому и благодари. Это прежде всего. Ну а самое главное: нельзя рассматривать земное бытие, как нечто самодостаточное. Его нужно рассматривать в контексте главной цели – продвижения к Божьему Царству. Апостол говорит: «мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него». Для Божьего Царства земные богатства не имеют абсолютно никакого значения; для него важны только сокровища души. Следовательно, важны условия, позволяющие их собирать. Но условия, позволяющие собирать сокровища нетленные, никак не зависят от размеров земного имения. И то, что нужно для собирания указангных сокровищ, Господь даст. Но Он даёт только то, что действительно нужно. Излишеств от Него не дождёшься. Поэтому не надо искушаться созерцанием, а тем паче вожделением неправедных богатств – как это ни парадоксально, они не приносят ни счастья, ни довольства. Мы призваны быть довольными тем, что посылает Господь, потому что искренне благодарит только тот, кто действительно доволен. Почему и говорит Апостол Павел: «6Великое приобретение - быть благочестивым и довольным». Так что будем довольны тем, что Господь нам дал и даёт. И будем благодарить Его не только сегодня, но и во все дни. Благодарить не только за хлеб насущный, но и за Его Пришествие, служение, за жертву Голгофы, а наипаче за дарованное нам святое Евангелие, благодаря которому мы имеем возможность знать Божью волю и путь к Его Царству, в котором Он ожидает нас. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 03.10.2021




Другие проповеди по этому же поводу:

08 Октября 2023 - 18 воскресенье после Торжества Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Октября 2022 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Октября 2020 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Октября 2019 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Октября 2017 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Сентября 2016 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Октября 2014 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Сентября 2013 - День св.Архангела Михаила и всех Ангелов (18 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
23 Октября 2011 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)