МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
15 Октября 2017 года

18 воскресенье после Дня Св.Троицы


1 Кор.1, 4—9
Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нём вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,- ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,- так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа. Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.

Не так давно, в связи с одним богословским спором, я достал с полки Книгу Согласия – сборник вероучительных документов нашей Церкви. И вот, знаете, очень интересная картина: толстая и тяжёлая Книга Согласия, а рядом с ней тоненькая тетрадочка малого формата - Новый Завет. По сравнению с Книгой Согласия он выглядит очень несолидно – как говорится, ни вида, ни величия. И, тем не менее, именно в нём, несмотря на всю его внешнюю малость и несолидность, содержится то, что необходимо для спасения – в нём содержится свидетельство о Христе и прямое Слово Божие. В этой тоненькой тетрадочке мы находим ту Благую Весть, которую несли миру Апостолы, весть о Новом Завете, т.е. союзе между Богом и Его новым избранным народом. Принявший эту весть, присоединившийся к завету человек обретает перспективу вечности, переходит из смерти в жизнь. Поэтому совершенно справедливо сказано в услышанном сегодня чтении из 1-го Послания к Коринфянам: «вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа». Весть проповедана, Весть услышана, Весть принята. А если Благая Весть принята, то это означает, что принят Христос. Достаточно для спасения. Через принятие Христа человеку даются великие духовные дары, делающие возможным пребывание в единстве с Ним, а единство со Христом сохраняет человека для Царствия Божия. Как написано: «вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего». Поэтому Новый Завет, Св.Писание, первостепенен. Всё остальное вторично.

Что можно заметить, когда обращаешься к поучениям Спасителя? Можно заметить, что таковые вовсе не являются новым законом, подобным закону Моисея. Иисус идёт иным путём: Он даёт общие принципы, которые верующий, имея свободу во Христе, должен реализовывать в повседневности, варьируя применение в зависимости от ситуации. Казалось бы, что может быть проще и лучше? Но вот здесь и начинаются проблемы, потому что людям нужны не свободно реализуемые принципы, а закон – чётко прописанная инструкция, регламент. Отсюда стремление систематизировать, уточнять, детализировать и канонизировать, попутно обвиняя в ереси несогласных. Принцип – Господь посылает нам Своего Св.Духа, чтобы у нас была прямая, без посредников, связь с Ним. Это чрезвычайно важно. Но важно ли нам, исходит сей Дух только от Отца или от Отца и Сына? Ни в малейшей степени. Тем более, что Триединство Божие есть одна из непознаваемых человеческим сознанием тайн веры. Между тем вопрос об исхождении не только яростно дебатировался в прошлом, но до сих пор является одной из причин разделения между Западом и Востоком. Принцип – Господь хочет, чтобы мы собирались во имя Его. Никаких форм для этих собраний Он не устанавливал. Т.е. богослужение может выглядеть как угодно – как об этом договорятся люди. И благодатность от этого меньше не станет. Но попробуйте, скажите, например, православным, что форма поклонения, которой придерживаются, скажем, баптисты, по сути ничем не хуже. Примеров можно привести много. Поистине, любовь к инструкциям есть большая проблема, потому что, в конечном счёте, за этими инструкциями люди перестают видеть главное. В результате чего начинают всерьёз обсуждать, что есть, а чего не есть в пост, хотя очевидно, что сущность поста – это не пища и питие, а молитва, смирение и покаяние. Поэтому стоит позаботиться о том, чтобы не упустить главное – ту суть, о которой говорит нам апостол: «Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нём вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,- ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,- так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании». Неверующего Слово Божие, Апостольское свидетельство ведёт к принятию Христа, а верующего оно ведёт к укреплению в вере, потому что дарования, о которых пишет Павел, нужно не только получить, но ещё и пользоваться ими.

Для чего нужны дарования, о которых говорит Апостол? Для жизни во Христе и со Христом? А на чём основывается такая жизнь? Прежде всего на вере, т.е. на абсолютном доверии Господу. Далее на молитве, таинстве, общении святых и, наконец, самое главное – на духе Христа, Который есть любовь. Новый Завет говорит нам о жизни в любви и общении в любви, о необходимости уметь прощать, уметь общаться с ближним в братском духе, а не в формально-административном. А для того, чтобы сие получалось, нам следует учиться понимать ближнего, т.е. смотреть на предмет не только своими, но и его глазами, чтобы понять, что он чувствует, а не принимать во внимание исключительно свои чувствования. Когда Альберт Швейцер строил свой госпиталь в Африке, он столкнулся с серьёзной разницей в мироощущении европейца и негра. В частности поначалу его больница не пользовалась особенным успехом. Почему? Да потому что европейский метод содержания больных, по сути изолировавший их от родственников, заставлял указанных больных чувствовать себя предельно дискомфортно. Швейцер учёл этот момент, кардинально изменил условия нахождения в больнице, после чего от пациентов отбоя не было. Вообще успешность служения д-ра Швейцера во многом объясняется тем, что он служил ближним не только как сам того хотел, но и учитывал, какое служение хотели бы видеть ближние.

Павел пишет, что Христово свидетельство в Коринфянах утвердилось, т.е. они поверили Благой Вести, приняли её и доверились Христу. И оказывается, что этого вполне достаточно для того, чтобы Господь утвердил их до конца, чтобы они оказались оправданными перед Ним в день Его Пришествия. Такая вера, такое принятие и доверие для нас не менее актуальны и важны, чем для Коринфян, потому что нам требуется то же самое, что и им - оправдание. А таковое зависит не от исполнения тех или иных обрядов, не от человеческих традиций, а от доверия Христу, от полноты отдачи себя Ему. В полноте отдачи полнота спасения – если принадлежишь Богу здесь, то останешься Его достоянием и в вечности. Но надо действительно принадлежать, а эта принадлежность не в исполнении предписаний талмудического свойства, а в обусловленном доверием принятии. Вспомним Голгофу. Справа и слева от Господа находятся два распятых вместе с Ним разбойника. И вот, в то время, как один из них хулил Спасителя, другой смирился и поверил Господу. Поверил. А если бы не поверил, то не просил бы Иисуса как Господа, чтобы Тот помянул его в Своём Царстве. Он доверился милости Иисуса, и потому получил ответ: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».

Слово Божие непреложно. В этом изолгавшемся мире верить нельзя никому – Богу можно верить всецело. Или, выражаясь иначе, если кому и верить, так только Богу. Павел пишет об этом: «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего». Этот самый Бог говорит Своему народу: будьте святы, потому что Я свят. Соответственно, если Он верен, то и мы должны быть верными. Быть верными, чтобы в свой час со всеми святыми и избранными войти под новые небеса, на новую землю, в Царство Божие, которое не имеет конца. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

25 Сентября 2016 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Октября 2014 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Сентября 2013 - День св.Архангела Михаила и всех Ангелов (18 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
23 Октября 2011 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)