МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
29 Сентября 2013 года

День св.Архангела Михаила и всех Ангелов (18 воскресенье после Дня Св.Троицы)


Нав.5, 13-15

Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул и видит, и вот, стоит пред ним человек, и в руке его обнажённый меч. Иисус подошёл к нему и сказал ему: наш ли ты или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришёл сюда. Иисус пал лицом своим на землю, и поклонился, и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал.

За что мы ненавидим воров и грабителей? За то, что они крадут у нас некую часть нашего имения, заработанного тяжким трудом. Людей, поступающих так, мы называем преступниками и наказываем их. Однако, имение совершенно необязательно должно быть материальным. Причём порою нематериальное может быть куда более важным и ценным, нежели материальное. Увы, это не все понимают. Поэтому остались без наказания воинствующие безбожники, которые на протяжении нескольких десятилетий грабили нас, лишая нас полноты мира. Ведь они пытались внушить нам убеждение, согласно которому всё мироздание сводится к видимой реальности, кроме которой нет ничего. Причём простым внушением дело не ограничивалось. Эти убеждения навязывали силой, сурово расправляясь с думавшими иначе. Позволю себе такую аналогию: представьте, что вы живёте в многоэтажном доме, а вас пытаются уверить, что существует только тот этаж, на котором вы живёте. А если вы настаиваете на том, что есть и другие этажи, то вас объявляют врагом и поступают соответственно. Однако реальность существует вне зависимости от того, что о ней думают. В том числе и реальность Божьего творения, пребывающая в полноте видимого и невидимого, преходящего и вечного. И если не заниматься преднамеренным игнорированием невидимого и вечного, а наоборот, стремиться к познанию полноты мира, то Бог даст возможность такого познания – в том числе и через непосредственное соприкосновение - как это случилось с Иисусом Навином, сподобившимся увидеть предводителя небесного воинства – Архангела Михаила.

Их встреча состоялась перед штурмом Иерихона – удивительным событием, в котором весьма явно явился промысел Божий, ибо город был взят не обычным образом. Евреи одержали победу, но не своими силами, ибо не они разрушили стены. Зачем же св.Михаил явился Иисусу Навину? Для того, чтобы вождь народа знал, что в предстоящих событиях его люди будут не одни, а с могущественными союзниками. Ведь Ангелы куда могущественнее нас. В отличие от людей, они могут пребывать в непосредственном присутствии Бога; они могут совершать то, что с нашей точки зрения является чудом. Казалось бы, что им до нас? Тем не менее, они готовы придти на помощь, чтобы люди могли преодолеть непреодолимое, как это было при взятии Иерихона. Однако, если они приходят на помощь, то делают это не по своей воле, а по повелению Божию. Следовательно, для того, чтобы обрести их поддержку, нужно быть верным Богу. Сие подтверждается всей Ветхозаветной историей. Когда сыны Израилевы пребывали верными Создателю, они совершали невозможное, как, например, судья Гедеон, который с ничтожной горсткой разбил большое войско. Но когда верность нарушалась, Господь давал народу возможность действовать исключительно своими силами. А так как эти силы были весьма малы, то народ очень быстро впадал в ничтожество.

Итак, верность Богу и помощь Ангелов даёт возможность совершить невозможное. Например, обрушить стены Иерихона. На тот момент это было невозможным для сынов Израилевых. Ну, а что является невозможным для нас? Думаю, у каждого есть свои личные невозможности, но есть и общая для всех нас. Для нас является невозможным противостоять самим себе. Вроде бы и приняли решение жить праведно, а почему-то не получается, всё время что-то мешает. Разумеется, проще всего списать все проблемы на дьявола, потому что вообще очень удобно все свои проблемы списывать на внешнего врага. Почему в России всё наперекосяк? – потому что вредит Америка, и т.д. Но даже если внешний враг и существует, он никогда не будет иметь достаточной силы, если у него не будет опоры изнутри. И дьявол был бы бессилен, если бы не находил опоры в нашей собственной порочности. В этом и заключается главная проблема. Наша порочность не привнесена извне, она является частью нас самих. А каким образом можно идти против самого себя? Своими силами это абсолютно невозможно. Но то, что невозможно для нас, возможно для Бога, поэтому, если мы действительно хотим изменений, то нужно просить Его о помощи и защите. И если это прошение будет искренним, Бог пошлёт нам защитников – Своих слуг, которых мы называем Ангелами. Они помогут нам различать искушения и не поддаваться на них; они помогут нам выстаивать в тяжелейшей борьбе с самими собой, дабы праведность восторжествовала над порочностью, и в наших душах не было «пятой колонны», готовой открыть ворота дьяволу. Именно поэтому Мартин Лютер завершал как утреннюю, так и вечернюю молитву словами: «Да пребудет Ангел Твой святой со мною, дабы не овладел мною злой враг рода человеческого». Сами по себе мы очень слабы, но с помощью небесных посланцев мы можем совершить невозможное. Подобно тому, как совершили сие сыны Израилевы при взятии Иерихона.

Невидимая реальность может придти на помощь видимой. Но было бы весьма наивно полагать, что единственной задачей Ангелов является обихаживание людей. Творение Божие непредставимо грандиозно. При всех нынешних технических достижениях, мы познали лишь малую часть видимого мира. Наше познание о невидимой части ещё меньше. Соответственно, мы не имеем должного представления о том, какие задачи исполняют Ангелы. Полнота творения имеет совершенно непредставимые для нас масштабы. Соответственно, столь же непредставимыми для нас являются масштабы задач, исполняемых Ангелами. Поэтому нам должно благодарить Бога за то, что и Он Сам, и Его посланцы находят время для нас и наших нужд. А они находят. Сегодняшний предпроповедный хорал начинался словами: «Кто верным Богу пребывает и чтит Его святой Завет, того Он чудно охраняет средь жизни горечей и бед». Бог действительно охраняет нас. Он охраняет нас посредством Ангелов, которые ведут верных по повседневной жизни, чтобы провести их через смерть к жизни вечной. Как сказано в секвенции заупокойной мессы, «и знаменосец Твой, св.Михаил, да введёт нас в вечный свет, обещанный Аврааму и семени его».

Бог не нарушает свободу воли. Точно также не нарушают её Его посланцы. Действие Ангелов в человеческой жизни крайне редко бывает явно зримым, как, например, явление Гавриила Пресвятой Деве в День Благовещения, или явление Ангелов жёнам-мироносицам в опустевшей гробнице Иисуса. Обычно Божьи вестники действуют иначе. В каких-то ситуациях ты ощущаешь, что тебя мягко приостанавливают, в других наоборот – подталкивают вперёд. Но и преграды и поощрения не являются непреодолимыми, потому что окончательное решение человек должен принять сам. И только от него самого зависит, прислушается он к голосам посланцев Бога или предпочтёт не придавать им значения. Что же до самой способности к восприятию действия Ангелов, то таковая напрямую зависит от доверия Богу. Чем больше доверия Ему, чем сильнее желание быть в единстве с Ним, тем более явственно ощущается воздействие Его посланцев.

В жизни бывает немало тяжких моментов, когда чувствуешь себя одиноким, брошенным на произвол судьбы. Но если кому-то из вас доведётся испытать таковое, когда вам покажется, что весь мир против вас, что положение совершенно безвыходное и ваша душа будет готова ввергнуться в пучину беспросветного отчаяния, помните, что такое чувство есть ни что иное, как дьявольское искушение. Потому что верный Господу никогда не бывает брошен, никогда не остаётся в одиночестве. По милости Бога с нами пребывают Его Ангелы, хранящие нас, сражающиеся за нас и помогающие нам дойти до врат вечности. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 29.09.13




Другие проповеди по этому же поводу:

20 Октября 2019 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Октября 2017 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Сентября 2016 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Октября 2014 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
23 Октября 2011 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)