МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Декабря 2011 года

Рождественская вечерня


Титу, 2, 11-14

Ныне явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

Сегодня мы совершаем Рождественскую вечерню, означающую окончание времени Адвента, времени поста и начало времени Рождества, времени радости. Не экстатического восторга, не помпезных празднеств, но тихой внутренней радости, которую переживаем, вспоминая Святую ночь. Слово «тихий» как нельзя лучше соответствует чуду Рождества, потому что оно совершилось совершенно незаметно. Свидетелями удивительных знамений, сопровождавших его, стало всего несколько человек, не принадлежавших к значимым членам общества. Земное же служение Спасителя, возвещение Им Нового Завета между Богом и людьми, началось только 30 лет спустя. Но отсчёт нового и последнего времени этого мира начался не на Иордане и не на Голгофе, а в загоне для скота в окрестностях Вифлеема Иудейского. Празднование Рождества уже давно вышло за пределы Церкви – сей праздник является источником радости даже для тех, кто не принадлежит к народу Божию. Но их радость иная. Кто-то радуется зрелищам, кто-то распродажам по сниженным ценам, а кто-то лишнему дню свободы от трудовых забот. Христианская радость не имеет ко всему этому ни малейшего отношения. Мы радуемся благодати, или, говоря проще, доступной каждому человеку любви и милости Отца, явившейся со Христом и во Христе.

Ветхий Завет ограничивал отношения Бога с миром народом Израиля. Это был единственный народ, которому Бог открылся в Своей истинной сущности. Главным в этих отношениях был Закон – путь к праведности перед Богом. Исполняй то, что сказано в Законе, и будешь чист и свят. Слова Закона, десяти заповедей, столь просты и однозначны, что нет никакого труда в их понимании. Однако при всей их простоте и ясности, есть одна сложность: они неисполнимы. Пытаясь исполнить их, ты только вновь и вновь убеждаешься в том, что как ты был грешником перед Богом, так и остался им, потому что каждый день так или иначе нарушаешь Божью волю, а, следовательно, ввергаешься в состояние неправедности, наказанием за которое является смерть. В Ветхом Завете есть очень многое, но одного там нет однозначно – там нет пути к жизни. Вернее сказать, есть, но он недоступен! Поистине нет ничего хуже, чем ощущение собственного бессилия, а также сознания того, что помощи ждать неоткуда. Но настаёт Святая Ночь, и всё меняется. В мир приходит Христос, а вместе с Ним приходит благодать. Что такое благодать? – это милость Бога. Милость Бога приходит к нам, чтобы сделать нас оправданными, чтобы даровать нам жизнь. Милость Божия приходит к нам не в результате наших тщетных потуг сделаться праведными. Она приходит как Божий дар верующим в Него. Верующий во Христа приходит к Богу не со своею праведностью, которой у него нет, чтобы он сам об этом ни думал. Верующий приходит к Богу с праведностью Христа. И этот верующий совершенно необязательно должен быть иудеем. Во исполнение древних обетований Спаситель явился среди иудеев, но принёс оправдание не только им, но и всем уверовавшим в Него, к какому бы народу они ни принадлежали. Именно поэтому апостол Павел пишет нам: «Ныне явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков». В этом и заключается причина нашей радости. Для любого из нас открыт путь к жизни. Никто изначально не исключён из спасения. Любой человек, кем бы они ни был, может присоединиться к числу Господних избранников! Отвергшие Спасителя иудеи до сих пор пытаются снискать праведность, следуя не просто Заповедям, но неизмеримому количеству раввинских предписаний. Народ Нового Завета ищет праведности, т.е. оправданности перед Богом, не в преднамеренном исполнении дел, но в вере, в доверии Богу, в раскрытии себя для Святого Духа, дабы Он мог с полной свободой действовать в нас и через нас. Апостол Павел говорит об Иисусе: «Он дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». В чём наша особенность? В том, что, исполнившись Святого Духа Божия, мы становимся не такими, как раньше. Мы становимся проводниками любви, света, мира и радости Небесного Царства.

«Явилась благодать Божия … научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». В эпоху Древней Церкви принятие Христа отторгало человека от привычного круга общения, образа жизни, а то и от неверующих членов семьи. В этом нет ничего удивительного. Более того. То же самое происходит и сегодня. Потому что, когда живёшь под благодатью, под действием Св.Духа, невозможно остаться прежним. Верующий, живущий под благодатью, начинает меняться. Эти изменения не происходят мгновенно, они не происходят быстро, но они происходят. Например, вдруг замечаешь, что анекдоты, над которыми ты когда-то искренне смеялся, считая их верхом остроумия, стали неприятны и доставляют не удовольствие, а ощущение испачканности. Становятся неприятными определённые типы разговоров, в основе которых лежат сплетни о ближних и хула на них. Начинаешь ощущать мерзостность сквернословия. Начинаешь понимать нечистоту желаний, ранее казавшиеся естественными. Начинаешь понимать всю пустоту и бесполезность основанного на этих желаниях образа жизни, у которого нет будущего. Соответственно, от всего этого хочется отойти как можно дальше, чтобы посвятить себя жизни, у которой есть будущее – жизни во Христе. И те изменения, которые происходят с нами под действием Св.Духа, утверждают нас в этой жизни и ведут в грядущее Царство Божие. Возможно, наше обновлённое бытие - бытие во Христе - не столь ярко, пышно и заманчиво, как бытие вне Христа, но поистине, сколь бы сильно ни была изукрашена гробница, она не содержит ничего, кроме мерзости разложения. Радость о родившемся в мир Христе есть радость людей, которые предпочли простоту жизни пышному убранству смерти.

Христианин не гонится за известностью. Он совершает своё служение в простоте, смирении и терпении. И столь же простым предстаёт перед нами чудо Рождества. Спаситель, пришедший в мир, освободивший нас от проклятия греха и открывший перед нами путь в вечность, пришёл не в сиянии небесной славы, а в образе человеческом, дабы не быть чуждым для нас. Он жил нашей жизнью, чтобы мы знали, что в Нём можем найти понимание всех своих забот. Это понимание верующие находили на протяжении всей истории Церкви. Находят и сегодня, потому что и сегодня Христос пребывает с нами. Его близость и есть источник нашей радости. Мы ощущаем Его любовь и заботу, ведущие нас по пути праведности и жизни сквозь тернии падшего мира к сиянию Небесного Царства. Он с нами. И мы с нетерпением ждём наступления дня, в который увидим Его лицом к лицу. Этот день настанет. Мы радуемся его грядущей славе, мы радуемся отблеску этой славы в нынешнем бытии и вместе с апостолом Павлом возглашаем: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков»! Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 24.12.11




Другие проповеди по этому же поводу:

24 Декабря 2021 - Святая Ночь (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2020 - Святой Вечер (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2019 - Рождественский Сочельник (Диакон  Е.Романенко)
24 Декабря 2018 - Рождественский Сочельник (Диакон  Е.Романенко)
24 Декабря 2017 - Рождественская вигилия (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2014 - Канун Рождества (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2013 - Рождественская вигилия (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2012 - Рождественская вигилия (Пастор  Д. Лотов)