МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Декабря 2019 года

Рождественский Сочельник


Мф 1:18-25
18. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого.
19. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого;
21. родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
22. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23. «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог».
24. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25. и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя Иисус.

Дорогие братья и сестры,
Традиционный образный ряд Рождества, связанный с праздником Рождества (что в католических, что в православных странах) - Дева Мария с Младенцем Иисусом. Младенец либо у нее на руках, либо лежит в яслях. И именно этот образ, милый сердцу любого христианина независимо от исповедания, для праздника Рождества всегда был самым главным образом. Во всяком случае, до XX века, когда образный ряд Рождества совершенно наглым и бесстыдным образом узурпировал всем известный Санта Клаус. Кстати, к своем историческому прототипу – Св. Николаю, епископу Мир Ликийских имеющий самое отдаленное отношение.

Однако в этой истории – в истории Рождения нашего Спасителя, в историии Пришествия Христа в наш мир – есть и еще один, с позволения сказать, персонаж. Который в евангелиях описан крайне скупо и который практически на всех рождественских картинках остается где-то на заднем плане. Меж тем, на мой взгляд, это персонаж очень важный, и тоже сыгравший весьма важную роль в истории нашего Спасения. Я говорю об Иосифе. Том самом, за которым в церковной традции закрепился титул Иосифа Обручника. Об Иосифе, которого, думаю, корректнее всего было бы назвать отчимом нашего Господа Иисуса Христа.

Поэтому сегодня я бы предложил ненадолго отвлечься от самого известного традиционного образа, связанного с Рождеством – Марии с младенцем Иисусом на руках – и поговорить именно об Иосифе.

Итак, Иосиф был обучен, то есть помолвлен с Девой Марией. Брачный обычай иудеев ребежа Нашей Эры выглядел примерно так: обручение или помолвка - публичное объявление о том, что мужчина и женщина хотят сочетаться браком – происходило за год до фактической свадьбы. То есть за год до того, как после пышного праздненства в окружении всей родни и друзей, молодые наконец-то оставались в опочевальне одни. Так вот, с момента помолвки эти двое уже считались мужем и женой, со всеми следующими из этого статуса правами и обязанностями. Но они еще не начинали жить вместе, еще не консумировали брак – уж простите за такой формальный термин. Жених оставался в своем доме, а невеста продолжала жить в доме родителей. То есть они были супругами де юре, но не де факто.

Очевидно, этот год ожидания давался будущим супругам для того, чтобы они проверили подлинность и серьезность своих чувств. Чтобы они уже на этом «подготовительном» этапе учились хранить друг другу верность. А если за это время один из будущих супругов уличается в неверности – то его (или её) должны были судить как человека, совершившего настоящую супружескую измену. А в древнем Израиле это было очень тяжкое преступление, за которое по Ветхозаветному Закону полагалось побивание камнями.

И вот, имея это ввиду, давайте посмотрим на историю, которая в центре нашего внимания сегодня: историю Иосифа и Марии в 1-й главе Евангелия от Матфея. «Рождество Иисуса Христа – говорит нам Евангелист - было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого».

Евангелист Матфей описывает эту историю только общими словами, и о чувствах самого Иосифа говорит очень скупо. Но я могу предположить, что Иосифу в этой ситуации было очень нелегко. Ему было трудно и перед ним стоял непростой выбор.

Итак, представим себя на месте Иосифа. Он обручен с молодой девушкой, которая, как вдруг выясняется, уже носит ребенка. Причем, она утверждает, что этот ребенок «зачат от Духа Святого». Но это она так говорит. А что, если она выдумавает? Или помутилась умом? Или, что еще хуже, врет чтобы скрыть тягчайший грех – прелюбодеяние?

Думаю, Иосиф, как и любой благоверный иудей тех времен имел представления о том, Кто такой Дух Господень. Дух Божий упоминается и в Торе и в Псалмах, чтение которых иудеи регулярно слышали в своих синагогах. Но вот идея о том, что от Духа Святого может сделаться беременной женщина – для иудеев того времени это было нечто из ряда вон выходящее.

Мы можем только предполагать, что происходило в эти моменты в душе Иосифа. Но, думаю, можно предположить, что ему было очень тяжело. Даже, наверное, гадко на душе. Потому, что одна из важнейших составляющих в отношениях мужа и жены это доверие. Живя вместе, супруги могут замечать друг в друге какие-то недостатки, браниться, дуться друг на друга... Но пока в супружеских отношениях есть доверие, пока ты знаешь, что твой любимый человек тебя не предаст, что будет тебе верен – с любыми недостатками можно смириться и любые конфликты, и любые испытания, можно пережить и преодолеть. А вот если подорвано доверие – для брака это страшно. Тогда начинаются поводы для скрытности, для подозрительности. Словом, если подорвано доверие – то и сама структура брачных отношений начинает как бы сама собой распадаться.

И вот, Иосиф оказывается именно в такой ситуации. Доверие подорвано, его ожидания обмануты. Что ему было делать?

Вариант: придать дело огласке, выставить Марию на позор? Так мог бы поступить человек, желающий справедливого и законного возмездия. Как я уже сказал, по Ветхозаветному Закону за супружескую измену полагалось побивание камнями (т.е. смертная казнь). Причем, если я правильно помню – казнили не только изменницу, но и того мужчину, с которым она нарушила святость брака. Правда, в те времена, когда жили Мария и Иосиф такого, вероятнее всего, не случилось бы – строго говоря, в тогдашней оккупированной иудее ни у кого, кроме Римских властей не было полномочий осуществлять смертную казнь. Именно поэтому гораздо позже, во время суда над Христом, фарисеи и священники так настаивают на участии римских властей в этом деле. Иудейские лидеры могли придать Христа смерти только опосердованно – руками римлян. Но как бы там ни было, думаю, огласка была бы для Марии неким подобием «гражданской казни». В случае, если бы Иосиф предал эту историю огласке - клеймо блудницы, нагулявшей ребенка непонятно от кого, вполне могло остаться с ней на всю жизнь. А ее ребенок остался бы в статусе бастарда и никогда не смог бы стать полноценным членом иудейской общины. Вспомним Книгу Второзаконие: «Сын блудницы не может войти в общество Господне» (Втор 23:2).

Итак, как оскорбленный жених, Иосиф имел на такое возмездие полное право. По справедливости он мог публично разорвать помолвку (со всеми вытекающими последствиями), опозорить Марию, и «не заморачиваясь» найти себе другую невесту. «Почище», как сказать... Однако, Иосиф делает другой выбор. И это выбор такой: «...прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её».

Итак, иосиф делает выбор. И он выбирает не справедливость, но милосердие. Справедливость требует должного возмездия. А вот милосердие – как бы принимает удар на себя. Вот именно так («принимая удар на себя») и поступает Иосиф, выбирая поступить милосердно по отношению к Марии: не придавать дело огласке, но тайно отпустить ее.

Вот здесь, дорогие братья и сестры, сделаем маленькую паузу. Думаю, у некоторых из Вас уже поднимается из глубин души справедливое негодование. У нас же сегодня Рождество – праздник, напоминающий о Воплощении Иисуса Христа. А проповедник все говорит об Иосифе!

Меж тем, дорогие братья и сестры, я полагаю, что этот эпизод имеет очень важное значение. И именно этот эпизод с Марией и Иосифом помогает по-новому взглянуть в том числе и на тайну Боговоплощения. Почему? Да потому, что уже в этой истории, в истории рождения Иисуса Христа, в истории Его первого пришествия в наш грешный мир, мы видим, как вот эту твердыню Ветхозаветного Закона начинает пробивать та самая милость, милосердие, прощение. Или, вражаясь более возвышенным и библейским языком – благодать. Как будто маленький росточек дерева пробивает огромный массив асфальта.

Потому, что справедливость Закона требовала, чтобы предполагаемая блудница понесла заслуженное наказание. И как оскорбленная сторона, как человек, чье доверие было предано, Иосиф имел полное право на справедливое возмездие. Но он, как мы уже убедились, сделал другой выбор – выбор в сторону милосердия, милости и прощения. И этот выбор, который сделал Иосиф – как нельзя лучше передают слова Апостола Павла: «будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Ефес 4:32.).

Я знаю, что никакие наши «земные» аналогии не могут по-настоящему объяснить, что именно Христос совершил для нас на Голгофе, взойдя на крест за нас и приняв на Себя наши грехи. Однако, мне кажется, если мы с этой точки зрения посмотрим на историю Иосифа, то аналогия здесь есть, и очень близкая. Иосиф имел право на справедливое возмездие. Но он предпочел милосердие. Примерно то же можно сказать о нас. Все, мы, люди – грешники, лишенные Славы Божьей. По справедливости мы не заслуживаем от Бога ничего, кроме наказания. Потому, что Божья Справедливость требует, чтобы грех был наказан. Но в Иисусе Христе, принявшем на себя грехи мира, Бог являет грешным людям милость, прощение грехов и, в конечном итоге, спасение.

И сам же Иосиф очень скоро в этом убеждается. Потому, что когда он уже твердо решает проявить милосердие по отношению к Марии, простить ее и по-тихому отпустить, происходит вот что: «Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется речённое Господом через пророка, который говорит: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень» (Мф 1:20-24).

Итак, специально для Иосифа Ангел Господень подтверждает: та самая Мария, которую вполне можно было бы заподозрить в супружеской измене – действительно родит Сына, который зачат сверхъестественным образом, от Духа Святого. А Иосиф должен будет дать этому Сыну имя. Причем, именно то имя, которое как нельзя лучше подходит для Его земной миссии: имя Иисус «ибо Он спасёт людей Своих от грехов их». А ведь Имя «Иисус» это греческая версия еврейского имени Иешуа, или Иегошуа, что означает «Господь (Яхве) спасёт». Уже само это Имя говорит о том, для чего воплотился Единородный Божий Сын, и говорит о том, что в Единородном Сыне Господь явил людям Свою милость: прощение грехов и спасение.

Так что, думаю, можно утверждать, что Евангелист Матфей эту историю с Иосифом и Марией приводит не случайно. Это история о милосердии, история о милости. О милости, которая превзошла справедливость. И таким образом, Рождество – праздник Боговоплощения, когда мы отмечаем пришествие в наш падший мир Спасения в Иисусе Христе – это повод вспомнить именно о том, что Пришествие Спасителя говорит о милости и милосердии Бога к нам.

О милости, которую Бог явил нам в Иисусе Христе – который «спасет людей Своих от грехов их». Об Иисусе Христе, который воплотился ради нас, совершал Свое земное служение для нас, пострадал ради нас, «умер за грехи наши и воскрес для оправдания нашего».

«...се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их». Аминь


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 24.12.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

24 Декабря 2018 - Рождественский Сочельник (Диакон  Е.Романенко)
24 Декабря 2017 - Рождественская вигилия (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2014 - Канун Рождества (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2013 - Рождественская вигилия (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2012 - Рождественская вигилия (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2011 - Рождественская вечерня (Пастор  Д. Лотов)