МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Декабря 2012 года

Рождественская вигилия


Ис.9, 1-2.6-7

Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.

Человеку свойственно пытаться втиснуть Бога в рамки человеческих представлений. Этим грешат богословы, рассуждающие о свойствах Бога так, как будто лично видятся с Ним как минимум два-три раза в неделю. Этим грешат иконописцы, изображающие Всевышнего в виде человека преклонного возраста, хотя Бог есть Дух и никому никогда не позировал. Этим грешат обычные верующие, которые, наслушавшись богословских рассуждений и насмотревшись на изображения, начинают впадать в то же прельщение. Это именно прельщение, соблазн, потому что Бог – не человек. Его логика – не человеческая логика. Его мысли – не человеческие мысли. Истинный Бог есть Бог сокрытый, и мы можем познать Его лишь в той мере, в какой Он Сам пожелает открыться. И Он открывается, но не полностью, а лишь частично. Именно поэтому восклицает Апостол Павел: «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его…». Воистину Его промысел непостижим. С этой непостижимостью мы сталкиваемся постоянно – в том числе и тогда, когда сами становимся орудиями исполнения Его воли.

Таких непостижимостей в Священной Истории немало. Например, совершенно непостижимо, почему малочисленный, не выделявшийся никакими особенными дарованиями (в том числе и верностью) народ Израиля, был избран как народ Божий. Но он был избран, и Бог общался со Своим народом посредством Ковчега Завета в Святом святых иерусалимского храма. Именно поэтому Иерусалим был духовным центром народа Божия. Даже после исчезновения Ковчега Святое святых Иерусалимского храма оставалось особым местом. Взоры всех верующих в единого истинного Бога были обращены к Иерусалиму. Но если Иерусалим и Храм были таким особенным местом, то почему Господь предопределил, что Мессия должен придти из Галилеи? Ведь Галилея была своего рода антиподом святого города. Пророк Исайя называет её языческой. Для этого были основания. Жители Галилеи привыкли к общению с язычниками, были намного более открытыми и на многие сущности смотрели куда шире, чем иерусалимские книжники. Соответственно, эта местность пользовалась в Иерусалиме не самой хорошей репутацией. Сам факт того, что Иисус вышел из Галилеи (хотя Он родился в совершенно другом месте) был в глазах ортодоксов сильнейшим аргументом против истинности Его мессианства. Именно поэтому фарисеи сказали Никодиму: «Рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк» (Ин.7,52). Тем не менее, именно на этом месте Господь остановил Свой выбор. Поистине непостижим промысел Божий. Мало того, что Спаситель мира появляется на свет в глухой провинции Римской империи, Он ещё и возрастает в самой неуважаемой части этой провинции, навсегда оставшись в глазах иудеев выходцем из Галилеи. Да ещё и учеников набрал там же. А теперь настало время обратить внимание на примечательную закономерность. Когда Бог делает выбор, то выбирает ничего не значащее, даже презираемое, неуважаемое. Но, благодаря этому выбору, незначащее становится значащим, немощное – сильным. Кто сегодня вспомнил бы об Израиле, если бы Бог не остановил на нём Свой выбор? Кто вспомнил бы о Галилее и рыбаках с Галилейского моря? Ведь немногочисленная группа учеников Христа во время странствий по дорогам Святой Земли более всего походила на группу бродяг – тем более, что и жили они на подаяние. Но Бог остановил на них Свой выбор и дал им силу Св.Духа, благодаря которой их проповедь изменила историю мира, и сегодня 2 миллиарда человек являются их наследниками. Крест был символом проклятия и позора, но Бог остановил на нём Свой выбор, и он стал символом жизни, символом вечности, который сегодня возвышается над миллионами церквей по всему миру. Таков результат действия непознаваемой силы истинного Бога, таков результат действия Его выбора.

Сегодня Святая ночь. Сегодня мы вспоминаем о рождении в мир его Спасителя. Ради чего совершилось это рождение? Господь сошёл к нам, чтобы выбрать нас. Вернее сказать, для того, чтобы мы могли стать выбранными или, говоря более высоким языком, Божьими избранниками. Кто мы, если посмотреть с чисто мирской точки зрения? То самое, что в просторечии называется мелкой сошкой. Любого из нас в любой момент государство может уничтожить, как это уже было в годы репрессий. Впрочем, даже вроде бы возвышенное положение не даёт никаких гарантий. Достаточно вспомнить расстрел Думы, заказные убийства политиков и бизнесменов, а также положение скороспелых миллионеров типа Березовского, которые отсиживаются за границей и ещё неизвестно, что ждёт их в будущем. Так что, кем бы мы ни казались сами себе или окружающим, на самом деле, выражаясь языком Библии, все мы являемся ничего не значащими. Но Господь пришёл в этот мир именно для того, чтобы остановить на нас Свой выбор и сделать незначащее значащим. По-настоящему значащим, т.е. значащим не в глазах мира, а в глазах Бога.

По совершенно непонятным причинам Рождество постоянно ассоциируют с детским праздником – не только в духовно безграмотном миру, но и в Церкви. Но если подумать о том, что произошло в Святую ночь в Вифлееме Иудейском, то ничего детского тут нет. В Рождестве происходит непостижимое чудо соприкосновения видимого мира с невидимым, преходящего с вечностью. Именно поэтому люди узрели небесное воинство, воспевающее славу Творцу. В лице Христа вечность вторгается в видимую реальность, открывая перед любым человеком возможность стать избранником Бога, участником нового мира, который грядёт на смену нынешнему. Тот, кто приобщится к числу избранных, сможет преодолеть смерть и войдёт в новое творение, в присутствие Творца. Глядя на то, как живут сильные мира сего, мы порою завидуем им. Но по сравнению с пребыванием в Царстве Божием их жизнь - ничто. Мирские отличия много значат для нас, но для Бога они не значат ничего. Поэтому Его избранным может стать любой человек, который примет Евангелие Христа, Его Благую Весть, ради возвещения которой совершилась Тайна Рождества.

Человек не делает то, что считает неважным. Например, есть закрытые клубы, куда не может войти кто угодно. Для того, чтобы иметь такую возможность, нужно быть членом клуба. Есть люди, которые ради обретения этого членства готовы на многое. Но есть и другие, которые не стремятся к указанному членству, потому что их вообще мало интересует, есть на свете указанные клубы или нет. Для них это неважно. Примерно то же происходит и с вечностью. Туда нельзя войти просто так. Для того, чтобы войти в неё, надо быть одним из избранных. Но для того, чтобы стать избранным, надо прежде всего этого захотеть, посчитать это важным. А желание есть личное дело каждого. Кому вечность не интересна, кому грядущее не представляется существенным, тот ничего не сделает, а, соответственно, и в вечности не окажется. Видимый мир представляется прочным и стабильным, но это иллюзия. Его время ограничено, на смену ему грядёт нечто совершенно иное. И поистине, можно только удивляться неразумию тех, кто изо всех сил цепляется за нынешнюю жизнь, но не цепляется за жизнь будущую. Христос родился в мир, дабы возвестить нам эту будущую жизнь, дабы показать её доступность для каждого уверовавшего, т.е. для того, кто поверил Богу и последовал за Ним.

Бог избрал народ Израиля, Бог избрал Галилею, Бог избрал Апостолов, Бог избрал крест. Во всех этих случаях Он показал, что означает Его выбор, делающий ничего не значащее значащим. Теперь Он избирает нас и, если пребудем верными Ему, то в свой час увидим плоды этого избранничества. Почему Он избирает нас? Никто из нас не велик, вклад каждого из нас в историю этого мира весьма скромен. Так почему? За что Он любит нас ? Ответ на этот вопрос мы получим в вечности. Пока же мы можем только сказать вослед за Апостолом Павлом: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его. Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперёд, чтобы Он должен был воздать? Ибо всё из Него, Им, и к Нему. Ему слава вовеки, аминь».


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова в Рождественский Сочельник




Другие проповеди по этому же поводу:

24 Декабря 2021 - Святая Ночь (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2020 - Святой Вечер (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2019 - Рождественский Сочельник (Диакон  Е.Романенко)
24 Декабря 2018 - Рождественский Сочельник (Диакон  Е.Романенко)
24 Декабря 2017 - Рождественская вигилия (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2014 - Канун Рождества (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2013 - Рождественская вигилия (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2011 - Рождественская вечерня (Пастор  Д. Лотов)