МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Декабря 2017 года

Рождественская вигилия


Ин.1, 1-14
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

Сегодня мы празднуем навечерие Рождества. На улице, как всегда в это время года, уже темно. Темно и холодно, так что, идя по улице, ты ощущаешь себя бесприютным странником. Но вот, из холодной темноты мы входим в этот зал, где тепло и светло, где мягко сияют свечи на алтаре и огни гирлянды на рождественской ели. В этом тепле, в этом свете оттаивает и отогревается не только тело, но и душа. Но что согревает нас? Только ли батареи отопления? Нет, не только. Нас согревает свет Рождества: свет святого, чистого и радостного праздника. Он возгорается в первое воскресенье Адвента подобно отдалённому факелу, а затем, с каждым последующим воскресеньем придвигается всё ближе, дабы сегодня, в Святой Вечер, войти в наши сердца и согреть душу. Подобным же образом сей свет идёт к нам через столетия Священной Истории. Как сказано у Иоанна, «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Отдалённый свет, возгоревшийся в пророчестве Иакова, становился всё ближе в предсказаниях Исайи, Михея, Даниила, в словах Ангела в День Благовещения и, наконец, воссиял Вифлеемской Звездой над яслями Спасителя. Божественный свет, свет вечности… «Был свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». Он явился миру, его блеск озаряет нашу сегодняшнюю жизнь, и мы с нетерпением ждём момента, когда он вспыхнет уже с неземной силой в День славного Второго Пришествия.

Рождество Христово отмечается зимой, когда холод уже вступает в свои права. И, тем не менее, этот праздник удивительно тёплый. В нём, как, наверное, ни в каком другом, за исключением Пасхи, является греющая душу благодать Божия, Его любовь. «И слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины…». Бог нисходит в наш мир, но не в облике Вседержителя, а в облике беспомощного младенца, которому предстоит жизнь бездомного проповедника, унижение, позор и крестная смерть. И ради кого? Ради праведных и чистых душ? Увы. Иоанн свидетельствует: «Мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли». Своими были иудеи, народ Божий, которым и было возвещено Пришествие Мессии-Спасителя. Но свои были не лучше чужих. Как выразился апостол Павел, «… мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, … жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга». Что ж, это неудивительно, ибо, как говорится в Писании, «…все согрешили и все лишены славы Божией». Вот к этим самым грешникам, пребывавшим в самом неприглядном состоянии, и приходит Христос. Приходит не для того, чтобы судить или наказывать, но для того, чтобы явить милость, благодать и любовь.

Велика любовь Господа! Ведь по своим делам не только человечество как таковое, но даже избранный народ не заслуживали ничего хорошего. Все, абсолютно все: как язычники, так и иудеи, были блудными сыновьями – такими же, как блудный сын из евангельской притчи. Но в притче блудный сын, осознав свои недостоинства, принял решение вернуться к отцу, а в реальной жизни наш Небесный Отец не стал ждать, чтобы люди пришли к Нему. Он пришёл Сам. И не просто пришёл, не просто воспринял, но и богато одарил, ибо, как пишет нам евангелист «…тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими…». А Павел в Послании к Титу написал: «…оправдавшись Его благодатью, мы по упованию сделались наследниками вечной жизни». Он пришёл для того, чтобы даровать нам бессмертие. Не осуждение, но оправдание; не наказание, но милость. Именно поэтому от праздника Рождества исходит такое тепло – ведь он напоминает нам о любви Отца. Но поистине, он никогда не был бы столь радостным, если бы был лишь мемориальным днём, юбилейной датой, посвящённой очередной годовщине некоего памятного события. Его радость не столько в напоминании о прошлом, сколько в свидетельстве о настоящем; в свидетельстве о том, что, явившись в мир 2000 лет назад, Божья любовь и сегодня пребывает с нами.

Мои дорогие, мы ведь и сегодня остаёмся грешниками. Мы и сегодня грешим, нарушаем волю Божию и то и дело ведём себя не как дети Божии, но как падшие создания, не имеющие ни малейшего представления о замысле Творца. Причём разумею не безбожников и язычников, но именно называющих себя христианами, т.е. учениками и последователями Иисуса. Если бы мы могли, глядя друг на друга, видеть не только явное, но и сокрытое, то сильно удивились бы. А, может быть, не только удивились бы, но и ужаснулись. И, тем не менее, Отец любит нас. И не только любит, но и богато одаривает. Он посылает нам Свой мир, Он идёт рядом с нами по дороге жизни. Его рука всегда наготове, чтобы в любой момент поддержать, не дать упасть.

В Святую Ночь Бог пришёл в мир не в ореоле Божественного величия, но в образе человеческого младенца. Он совершил сие, дабы от начала и до конца быть с нами, быть таким же как мы, говорить с нами на нашем языке, разделять с нами наши тяготы. Таково чудо Рождества. И это чудо и сегодня с нами, ибо и сегодня с нами пребывает Христос, дарующий благодать и милость. На неё – на сию благость, на благость Христову мы и возлагаем наши упования. Тот, кто поступает так; тот, кто доверяет и доверяется Христу, никогда не будет оставлен. Христос пришёл к нам для того, чтобы более не покидать нас. Он с нами. Здесь и сейчас.

Сейчас зима – время холода, когда на улице пусто и бесприютно. И это прекрасный символ мира, ибо таковой холоден и бездушен, каким бы привлекательным ни казался издалека. Ему нет никакого дела до человеческой души. Если ты имеешь меховую шубу, в которую можешь закутаться – благо тебе. Но если ты таковой не имеешь и замерзаешь, то миру это безразлично. И если ты упадёшь у обочины и замёрзнешь насмерть, мир этого не заметит, ибо ему нет дела до людей. Однако, зная сие, мы не унываем и не падаем духом, потому что у нас есть любящий Отец. Пусть мир холоден – Отец согреет нас; пусть мир тёмен, как безлунная ночь – Отец озарит наш путь светом Вифлеемской звезды. Его любовь, Его присутствие наполняют нас радостной надеждой, а когда у человека есть надежда, есть цель, он способен на самые удивительные деяния.

Мир может быть сколь угодно жесток и подл – ему не удастся поставить нас на колени, искалечить и сломать нас, потому что через Христа, со Христом и во Христе наш Отец с нами! Он с нами, и нет ни одного дня, когда бы Его не было рядом. По недомыслию и глупости мы можем отступиться – Христос не отступается никогда. Человек может быть неверным – Христос верен всегда. Он с нами, Он любит нас, Он принимает нас и ведёт к жизни вечной, к новому творению, к новым небесам и новой земле. Так возрадуемся и возликуем, ибо «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

24 Декабря 2014 - Канун Рождества (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2013 - Рождественская вигилия (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2012 - Рождественская вигилия (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2011 - Рождественская вечерня (Пастор  Д. Лотов)