МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Декабря 2018 года

Рождественский Сочельник


Лк 2:1-20
«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сём. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своём. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было».

Дорогие братья и сестры,
Когда читаешь Ветхий Завет, нередко отмечаешь такую интересную деталь. В нем много говорится о Боге, о Его великих деяниях, о Его чудесах, даже о Его бесконечной милости. Однако, когда Ветхий Завет описывает личную встречу Бога и человека, то, как правило, для того, кому Бог является, такая встреча – не повод для особенной радости.

Многие патриархи и пророки Ветхого Завета (например, Авраам в Быт 17:17), когда понимают, что находятся в присутствии Бога, падают ниц – т.е. утыкаясь лицом в самую землю. Моисею Господь прямо говорит: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх 33:20). А в 13-й главе Книги Судей Маной (отец Самсона), когда понимает, что ему и его жене было явление Ангела Господня, говорит ей: «верно, мы умрем, ибо видели мы Бога» (Суд 13:22). Да и в Новом Завете мы можем видеть такие примеры. Когда в момент Преображения Христа на высокой горе с неба прозвучал Божий Голос («Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение»), ученики – говорит евангелист Матфей – «пали на лица свои и очень испугались» (Мф 17:6).

В чем причина такого поведения? Только ли в том, что столкновение человека с чем-то сверхъестественным, как правило, вызывает ужас? Да, любое столкновение со сверхъестественным – действительно есть нечто из ряда вон выходящее. То, что нарушает привычный для тебя порядок вещей. И уж тем более страх и трепет способна вызвать у человека мысль о том, что вот прямо сейчас он находится в присутствии своего Творца, Бога-Вседержителя. Причем, Вседержитель именно здесь, не в каком-то абстрактно-философском смысле, а прямо перед тобой. В таком явлении ты имеешь дело с некое Бесконечно Великой (и страшной в этом своем Бесконечном Величии!) Силой. Силой, перед лицом Которой ты ничтожно мал, если не сказать – бесконечно мал. Такое Божье присутствие означает, что начинаются некие великие и страшные события, которые могут полностью изменить привычный уклад твоей жизни. Согласитесь, всё это - повод не просто испугаться, а ужаснуться.

А вот теперь, дорогие братья и сестры, представьте, что мы с вами – те самые пастухи, которые ночью дежурят у своих стад (о чем мы и слышали сегодня в отрывке из Евангелия от Луки). Могу предположить, что мы с вами – люди маленькие, живем мирно, никого не трогаем. Добросовестно исполняем свои обязанности – пасем на полях скот. Да, и еще соблюдаем Закон, который мы впитали с молоком матери. Мы слышали от наших отцов и дедов, а также от учителей нашего народа о великих и страшных делах Господних. О том, что Бог соделал для нашего народа – об исходе из Египта, о странствиях по пустыне, о войнах с хананеями и филистимлянами, о смелости Божьих пророков, о переселении в Вавилон и последующем возвращении народа, о восстании Макавеев…

Однако, на тот момент, о котором сейчас пойдет речь, Бог Наших отцов и дедов давно уже не обращается к Сынам Израиля напрямую. Последний известный нам пророк – Малахия – возвещал Волю Божию несколько сот лет назад. Словом, конкретно в нашей с Вами жизни ничто не предвещает каких-то сверхъестественных или из ряда вон выходящих событий.

И вот, глубокая ночь. Мы с вами греемся у костра, несем нашу вахту. Уж не знаю, о чем мы с Вами беседуем. Может, и вообще молчим, стараясь сесть поближе у огня… Мы никак не ожидаем того, что сейчас произойдет. А происходит вот что: «Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим».

Является Ангел (то есть вестник) от самого Бога. Вот это уже повод вскочить на ноги в изумлении. Да и не просто в изумлении – скорее, в страхе и трепете! Евангелист Лука говорит, что «Слава Господня осияла их». Для иудеев выражение «Слава Господня» это означало видимое и осязаемое присутствие Бога. Как уже было сказано выше, такое присутствие, такое явление для иудея (да и вообще, думаю, для любого смертного) – повод испугаться. Присутствие самого Творца неба и земли – это Вам не шутки! Ведь мы слышали, как в Законе Он говорил Моисею: «человек не может увидеть лица Моего и не умереть». Поэтому нашу с Вами, дорогие пастухи, реакцию предсказать не сложно: «и убоялись страхом великим».

Мы должны быть готовы к тому, что сейчас начнутся те самые сверхъестественные события. И мы должны быть готовы к тому, что это могут быть события страшные. Во всяком случае, вероятнее всего, наша с Вами жизнь после такого явления Божьей Славы уже никогда не будет прежней.

Однако… сейчас будет неожиданный поворот. Потому, что ангел говорит: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Как вы думаете, уважаемые пастухи, какие здесь ключевые слова? Конечно же: «не бойтесь!». Это слова, который лейтмотивом проходят через весь Новый Завет. Бог пришел (и не просто пришел – воплотился!) не для того, чтобы явить Свою Страшную Силу. Явление Божие, Его Пришествие (точнее сказать, Его Воплощение) – повод именно для радости. И не просто радости, а «великой радости». Кроме того, что немаловажно, - великой радости, которая «будет всем людям».

Почему? Потому, что «ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Эти слова о той самой великой радости, которая (внимание!) будет всем людям – тоже очень важные слова. Многие исследователи и экзегеты отмечают этот очень характерный для евангелиста Луки момент: через все его Евангелие красной нитью проходит мысль о том, что Христос пришел не только к иудеям, но и ко всем народам. Что он не просто избавитель одного конкретного народа, но и Спаситель всего человечества.

Например, почти все евангелисты, говоря об Иоанне Крестителе, цитируют всем известные слова пророка Исайи: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся…». Но очень интересно, что только Лука доводит эту цитату до конца: «и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис 40:3-5).

Вот и здесь, когда говорится о пришествии Христа (Мессии) в тексте Луки мы видим ту же мысль: это именно радость всем людям. Ведь если бы Мессия был (так сказать) «только для иудеев» – разве можно было бы считать его приход с какой-то великой радостью? Не думаю. Его приход так бы и остался «внутри-иудейским» делом, актуальным только для одного народа и только на ограниченной территории (в Палестине). Это уже была бы радость не «великая», а небольшая. Локальная, так сказать.

Но нет!: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям».

Радость эта состоит в том, что тот самый Мессия (Помазанник, Христос), которого так долго чаял иудейский народ – здесь. И он пришел не только к иудейскому народу – ко всему человечеству! Ибо «ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь».

«Родился… в городе Давидовом» - если мы с вами те самые пастухи - иудеи Ι в. н.э. – то этот «культурный маркер» мы с Вами хорошо понимаем. Ведь мы слышали о пророчестве Михея: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих 5:2).

Мессия, согласно этому пророчеству, должен произойти из города Давида и из рода Давида. Это значит, что тот Родившийся, о Котором нам (пастухам) сейчас возвещает ангел – и есть Тот Самый, Кто нам (иудеям) обещан! Тот Самый, Который будет Пастырем Израилю.

Для нас с Вами, дорогие мои палестинские пастухи, это действительно радость. Вполне вероятно, что мы, как и многие в нашем народе, ожидаем того самого Мессию как великого и победоносного вождя, который «восстановит Царство Израилю» (как предположил один из Его учеников Деян 1:6). Такое восстановления Израильского Царства для иудеев действительно было бы поводом для великой радости.

Однако, снова неожиданный поворот. Нашу с Вами жизнь, дорогие мои пастухи, сейчас действительно изменит сверхъестественное и, не побоюсь этого слова, немыслимое событие: «И вот вам знак: вы найдете… Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Рождество, как я люблю говорить, есть праздник немыслимого. Для иудея Ι в. н.э. немыслимо, чтобы Мессия - Царь Израиля - родился в таких далеко не царских условиях. А дальше будет еще немыслимее. Подумайте только: Сила и Величие Бога, которые заставляли трепетать и падать ниц патриархов и пророков и… слабость и уязвимость маленького ребенка. Разве может быть что-то более несовместимое?

Немыслимо, что этот ребенок, спокойно спящий в своей колыбели – Воплотившийся Бог. Тот Самый, явление Которого внушало такой страх. Немыслимо, чтобы Абсолютный и Бесконечный воплотился в чем-то таком маленьком и беззащитном. Вот уж действительно абсурд. И как с этим жить?

Отвлечемся на минуту от нашей фантазии о том, что мы – палестинские пастухи Ι в. н.э. Вспомним, что мы с Вами – жители Москвы начала века ΧΧΙ-го. Так вот, легко ли нам, христианам ΧΧΙ века поверить в нечто настолько немыслимое как воплощение Творца Неба и Земли в маленьком беззащитном младенце?

У пастухов, в отличие от нас, была хоть какая-то возможность проверить истинность слов ангела. Он дал им знак: «вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Пастухи пошли проверить и действительно нашли младенца и с его Матерью. И рассказали им об этом чудесном событии – явлении ангелов. У нас, с Вами, к сожалению, нет такой же возможности - лично убедиться в реальности этих событий. Для нас Рождество Христа, и конкретнее – Его Воплощение – вопрос веры.

Некоторые философы (в частности, если я не ошибаюсь, Сёрен Кьеркегор) использовали очень интересное понятие: «прыжок веры» (или «прыжок в веру»). Оно означает, что в делах веры мы можем сталкиваться с тем, что нашему обыденному и ограниченному уму кажется нелепым, немыслимым, абсурдным. Вот и вера в тайну Боговоплощения – тоже представляет собой такой «прыжок». Бог-Вседержитель, Творец неба и земли воплотившийся в младенце – немыслимо, невозможно!

Ну что же, чтобы признать в этом беззащитном младенце Творца всех планет и галактик – действительно, нужен такой «прыжок веры». Но, я думаю, имея в виду то, что сказал пастухам ангел, сделать этот «прыжок» станет намного проще. Потому, что вера, в след за ангелом из Евангелия Луки говорит: «не бойтесь, я возвещаю вам великую радость!». И еще раз: «не бойтесь!».

Не бойтесь. И не просто потому, что Бог стал чем-то умилительным и нежным. И не просто потому, что Он, до этого такой Далекий и Непонятный, стал «ближе к людям». А потому, что Он пришел к людям, чтобы спасти их. Бог воплотился и мы в это верим. Но эта вера состоит в том, что Боговоплощение - не какой-то абстрактный факт, который просто нужно принять, не требуя доказательств. Это факт, который каждому из нас следует применить к себе. Потому, что в этом Воплощении Сам Бог вторгся в мир, искорёженный грехом и злом. Потому, что Он Сам захотел спасти и искупить человечество. Потому, что Он Сам взошел на крест и принял на себя грехи мира, а значит и грехи каждого из нас. Наконец, потому, что Он Сам захотел заключить мир с восставшим против него человечеством.

Потому и звучит на страницах Евангелия Луки – не только для палестинских пастухов, но и для нас с Вами – христиан начала 21 в. – этот гимн немыслимой радости: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!».

Еще раз: «На земле мир, в человеках благоволение!». Это слова удивительной силы. Потому, что в них итог и кульминация всего, что было сказано и что произошло выше. Они еще раз подтверждают намерение Бога: принести человечеству мир, спасение и избавление.

А потому: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость» - эти слова, обращенные к палестинским пастухам, которыми мы с Вами только что себя представляли – актуальны и для нас, христиан ΧΧΙ века. Палестинским пастухам явление Божие внушало страх. Но ангел говорит им: «не бойтесь!». И то же самое говорит нам, христианам ΧΧΙ в. не только Евангелие Луки, но и весь Новый Завет: «не бойтесь!». И нам родился спаситель, который есть Христос Господь. Для нас воплотился сам Бог. И даже если трудно это принять, потому, что это может нам показаться абсурдным и немыслимым, все же нам возвещена Великая Радость! Великая радость о том, что Бог в Иисусе Христе заключает мир с человечеством. О том, что Единородный Божий Сын воплотился в нежном и уязвимом младенце не просто так – но для того, чтобы искупить нас и спасти нас от власти греха и зла.

Пусть это и кажется немыслимым, но именно «прыжок веры» способен сделать нас причастниками Рождественской радости – той самой Великой Радости, которая «будет всем людям»: «… ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. (…) И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!». Аминь


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 24.12.2018




Другие проповеди по этому же поводу:

24 Декабря 2017 - Рождественская вигилия (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2014 - Канун Рождества (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2013 - Рождественская вигилия (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2012 - Рождественская вигилия (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2011 - Рождественская вечерня (Пастор  Д. Лотов)