МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Декабря 2024 года
Святой Вечер
Сегодня, празднуя Святой Вечер, мы вспоминаем о том, при каких обстоятельствах в этот мир пришёл Христос – наш Спаситель и Искупитель.
Его Пришествие было предсказано пророками Ветхого Завета, и ожидалось многими поколениями избранного народа. Но, как это часто случается, ожидания и реальность оказались совершенно различными. Люди ожидали неких грандиозных событий, а ничего подобного не случилось. Рождество Господне произошло в самых обычных обстоятельствах, далёких от какой-либо героической романтики. Так что никто ничего не заметил и не понял. Никто, за исключением немногих избранных, которым Бог открыл смысл произошедшего в загоне для скота при гостинице в Вифлееме Иудейском. Этими избранными стали волхвы, понявшие смысл воссиявшей над Вифлеемом звезды и пастухи, услышавшие ангельскую весть и хор небесных сил. Ничтожная горстка. Почему им было открыто, а другим нет? Сие сокрыто от нас. Бог - не человек. У Него – Свои пути, для нас представляющиеся странными, а порою даже малоэффективными. Возможно, что в случае достижения нами Его Царства, в котором уровень способностей для постижения мира будет неизмеримо выше нынешнего, мы сможем понять, почему произошло именно так, а не иначе. Пока же мы можем обратиться лишь к тому, что было открыто. Вот, например, слова ангельского хора: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, и в человеках благоволение». Когда не повторяешь сие бездумно, то возникают вопросы. Не про Божью славу, конечно, а про мир на земле. О каком мире идёт речь? Ведь очевидно, что Пришествие Христа не принесло на землю никакого мира. Самое начало Его пути отмечено страшным чувством – ненавистью, вынудившей Святое Семейство бежать в Египет и приведшее к избиению Вифлеемских младенцев. Когда же Господь начал своё служение, Его проповедь вызывала у многих опять-таки всё ту же самую ненависть. Именно сия ненависть в конце концов привела Христа на крест Голгофы. Хорошо, положим, это были иудеи, отвергавшие саму идею о том, что Иисус из Назарета – обещанный пророками Мессия и считавшие Его обманщиком. Но ведь мира не было даже между считавшими себя Его учениками. Причём даже в апостольские времена, о чём свидетельствует Третье Послание св.Иоанна. Ну, а дальше зло только умножалось. Мы знаем из истории и видим сейчас, как народы, считающие себя христианскими, убивают друг друга. Как же так? Неужели Божественные посланцы возвестили заведомую ложь? Никоим образом. Ангелы возвестили истину – лжёт перевод. Ибо в грекоязычном оригинале слова небесного хора звучат так: «И на земле мир людям доброй воли». Ну или «людям добрых намерений». Согласитесь, это нечто совсем иное. Хотя и здесь не всё понятно. Ибо разве праведники не страдают? Так что нам нужно понять, о каком мире или о какой доброй воле возвестили Ангелы.
Добрая воля есть ни что иное, как настроенность человека на жизнь в единстве с Богом. Это настроенность на то, чтобы быть проводником Его света, быть Его письмом этому миру. Это настроенность на служение Богу через ближних. Христос сказал ученикам: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как и Я возлюбил вас. По тому будут узнавать вас, что вы – Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Проникнутость Божественной любовью приводит человека в состояние внутренней гармонии, внутренней радости. Это и есть тот мир, о котором возвещало небесное воинство. Это тот самый мир Божий, который, по словам апостола Павла, превыше всякого ума. Это тот самый мир Божий, который позволяет верным взирать на окружающую повседневность с Божественной точки зрения и творить Его волю вне зависимости от внешних обстоятельств. Мир, о котором возвещают Ангелы – внутреннее состояние, свойственное тем, кто пребывает в единстве с Богом. Однако, это не вещь в себе, не сущность, полностью отделяющая своего носителя от повседневности. Ведь истинный христианин не бежит от повседневности, но живёт в ней, активно взаимодействуя с нею, и как раз благодаря этому взаимодействию, обретающийся в нём мир Божий оказывает влияние на окружающее. Ибо Божественная гармония ощущается теми, кто соприкасается с её носителем и видит его отношение к повседневности, его действия в духе Божием, дела, направляемые Божественной любовью. Таков путь Христа – не кровавые революционные преобразования, а постепенное изменение реальности, при которой прежнее постепенно изживает себя, приходит к естественному завершению. Например, христиане не отменяли рабство, но новые отношения, в которые после принятия Христа становились рабы и их хозяева, делали прежнюю систему невозможной. Путь следования за Христом, путь, проникнутый миром Божиим, Божественной гармонией, Божественной любовью, делает невозможными такие сущности как злоба, зависть, насилие, превознесение над ближними, унижение ближних, безразличие к ним. Там, где такое есть, там нет Божественной любви, а там, где нет любви, нет и Христа, ибо, как сказано в Евангелии, Бог есть любовь. Апостол Ян по этому поводу замечает, что, если человек не любит ближнего, которого видит, то как может любить Бога, Которого не видит? Дело не в том, как ты себя называешь, потому что назваться можно как угодно. Вопрос в том, что ты из себя представляешь. Христианин – это тот, кто пребывает в любви, которую Господь заповедал своим ученикам; христианин носит в душе мир, о котором возвестили Ангелы. Устремлённость ко Христу, наполнение Его миром меняет человека, причём фундаментально. Соответственно, чем большее число людей примет Христа, тем более благостной станет окружающая реальность. И ещё: надо понимать, что мы не ангелы и с принятием Христа не становимся безгрешными, но одно дело, ошибившись, раскаяться в этом и идти дальше, неся ближним Божественный свет, а совсем другое пребывать во зле постоянно, неся миру страшные плоды своей греховности.
Порою, когда мы видим ужас, творящийся под солнцем, когда становимся свидетелями неправедных деяний, с которыми практически невозможно бороться, ибо они творятся людьми, обладающими большим властными полномочиями, хочется просить Бога о чудесах, подобных египетским казням – великих чудесах, которые подобно удару кулака в лоб, остановят беззаконие и изменят путь грешников. Но, если вспомнить события, сопровождавшие Исход, то мы увидим, что даже казни египетские не изменили упрямство фараона и его советников. Даже после истребления первенцев, после которого сыны Израилевы всё-таки были отпущены, фараон через какое-то время пожалел о содеянном и отправил войско для того, чтобы вернуть их обратно в рабское состояние. Чудесами можно удивить или напугать, но сознания, а, следовательно, и повседневности, они не изменят. Бог же хочет от людей именно изменений. Поэтому Он действует не столько посредством видимых вмешательств, сколько посредством Своих избранных - тех, кто действительно принял Его, пребывает в единстве с Ним; тех, кто преисполнился Его миром и несёт этот мир своим ближним.
Христос пришёл к нам, дабы возвестить Евангелие спасения и дать нам возможность соделаться теми самыми людьми доброй воли, о которых возвестили ангелы. И если мы действительно приняли Христа, то наши деяния должны определяться ничем иным, как доброй волей, миром Бога Всевышнего. Мы не безгрешны, но с помощью Господней преодолеваем недолжные стороны своей натуры и стараемся возрастать в единстве с Богом, а сему возрастанию нет пределов. Так что будем укрепляться в доверии Богу, дабы пребывать в единстве с Ним, пребывать в Его мире и нести этот мир ближним. Мы призваны быть проводниками Божественного света, озаряющего души и дающего силы нести свой крест сквозь все искушения и соблазны повседневности, через её злобу и ненависть, являя делом всю бесполезность и нечистоту греха; являя делом красоту, благость и великую силу Божественной любви. «Слава в вышних Богу, и на земле мир людям доброй воли». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
24 Декабря 2021 - Святая Ночь (Пастор Д. Лотов)
24 Декабря 2020 - Святой Вечер (Пастор Д. Лотов)
24 Декабря 2019 - Рождественский Сочельник (Пастор Е. Романенко)
24 Декабря 2018 - Рождественский Сочельник (Пастор Е. Романенко)
24 Декабря 2017 - Рождественская вигилия (Пастор Д. Лотов)
24 Декабря 2014 - Канун Рождества (Пастор Д. Лотов)
24 Декабря 2013 - Рождественская вигилия (Пастор Д. Лотов)
24 Декабря 2012 - Рождественская вигилия (Пастор Д. Лотов)
24 Декабря 2011 - Рождественская вечерня (Пастор Д. Лотов)