МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Декабря 2013 года

Рождественская вигилия


Тит 2, 11-14

Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

Сегодняшняя вечерня совершается в канун Торжества Рождества Христова. После времени поста, осмысления своих грехов и покаяния грядёт время радости. История учит нас различать повод и причину. Поводом к радости являются рождественские праздники. А какова причина? Ответ на этот вопрос мы находим в услышанном сегодня чтении из Послания к Титу: «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков». Итак, причиной для радости является Божья благодать. Но что такое благодать? Некоторые ошибочно полагают, что это экстатическое состояние, находясь в котором, человек переживает некое неописуемое блаженство. Но на самом деле благодать есть ни что иное как милость – милость Бога, явившаяся нам в лице Иисуса Христа. Вот эта милость и есть причина нашей радости. Но чему именно нам радоваться? В чём именно милость? В том, что со Христом и во Христе нам явилась правда.

Жизнь человека наполнена ложью. Ей пропитана жизнь мира, жизнь каждого живущего в нём: от короля до бесприютного странника. Ложь сопровождает как большие деяния, так и малые, даже самые незаметные - вроде ситуации, когда при встрече вы говорите человеку, что он хорошо или неплохо выглядит, в то время как больше всего он похож на иллюстрацию из Медицинской Энциклопедии. Так или иначе, но лгут все, и мир опутан этой ложью, как цепями. Увы, духовная жизнь тут не составляет исключения, ибо мир преисполнен ложными религиями, призывающими к поклонению несуществующим богам и к доверию лжепророкам. Ложь приходит к нам не только снаружи. Склонность к ней живёт и внутри нас. Причём она настолько сильна, что мы лжём не только другим, но даже самим себе. Например, в тех случаях, когда знаем, что совершили недолжное, и поэтому начинаем убеждать себя в том, что на самом деле всё было сделано правильно. При этом изобретаются весьма хитроумные аргументы, успешно примиряющие с содеянным. И вот, в этот опутанный ложью мир приходит Христос, а с Ним и в Нём приходит правда. Она явится открыто только спустя 30 лет, но с момента Рождества она уже присутствует среди людей. Что же это за правда? Прежде всего, это правда о человеке, о его запутанности в собственной лжи, правда о грехах и нечестии. Возможно, именно поэтому столь многие и сегодня, спустя 2000 лет после Первого Пришествия, не хотят знать Христа. Кому понравится узнать о себе нечто неприятное. Кроме того, узнав истину о себе, уже невозможно жить так, как раньше. Между тем, человек привык ко лжи, к жизни с ней, тем более, что и весь мир настроен именно на такую жизнь. Перестройка влечёт за собой массу неудобств, а т.к. комфорт превыше всего, то самое удобное и простое решение проблемы заключается в игнорировании правды, а, следовательно, и Спасителя. Если же учесть, что Господь никого ни к чему не принуждает, а только лишь приглашает, то проигнорировать Его проще простого. Между тем, тот, кто игнорирует правду о себе, а заодно и Христа, тем самым закрывает для себя доступ к другой стороне Божьей правды – к правде о Боге, о Его любви к заблудшим детям, т.е к нам. Сия любовь такова, что, в том случае, если человек, подобно блудному сыну, осознаёт всю неприглядность своего положения, желает изменить его и искренне обращается к Отцу, Отец готов простить и принять. Вот это и есть милость. Великая милость, потому что Бог готов принять нас не благодаря нашим достоинствам и заслугам, но вопреки недостаткам. Это великая милость, потому что не мы совершаем своё спасение, но Бог Сам совершает его, о чём написано: «Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония». Ещё одна сторона Божественной милости: мы не оставлены в неведении относительно своего будущего. Христос не возвещал нам всех подробностей, но в них нет нужды, ибо открыто главное: воскресение мёртвых и жизнь будущего века в единстве с Небесным Отцом, в свободе от греха и смерти. Итак, благодаря милости Бога мы знаем правду о том, кто мы, что из себя представляем, куда можем пойти и что нас ждёт. В нашей стране говорят: «Знал бы прикуп, жил бы в Сочи». Эта поговорка показывает, насколько мало обычный человек знает о том, где сокрыт его выигрыш. А вот Христовы верные свой выигрыш знают. Более того. Им открыто, что нужно делать, для того, чтобы этот выигрыш оказался в их руках.

Апостол Павел пишет: «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». Для того, чтобы обрести свой выигрыш, человек должен возжаждать правды, обратиться к Богу, повернуться спиной ко лжи и жить в соответствии с истиной, открытой во Христе. В этом сущность того изменения сознания, а которому призывает людей Слово Божие. Не подлежит сомнениям, что старая закваска будет мешать сделать это. Более того, избавиться от неё целиком и полностью не удастся. Но каждодневно уменьшать количество лжи в своей жизни и тем самым всё более преображаться во образ Христов можно вполне. Это трудно, но не невозможно. Тем более, что есть и ещё одна составляющая Божественной милости: мы не оставлены в одиночестве. Христос пребывает с нами, чтобы помогать нам, чтобы помогать нам на нашем пути к небесам.

Такова правда Божия, правда о великой милости, явленной нам во Христе и со Христом. Разве это не причина для радости? Несомненно причина, причём столь значительная, что, никакой другой в общем-то и не требуется.

Можно привыкнуть ко лжи настолько, что она станет естественной манерой поведения. И жизнь будет идти вполне нормально во всех отношениях за исключением одного: она не приведёт к Богу, а следовательно, и к вечности. Жить по правде, отрывшейся во Христе, труднее, тяжелее, но, как ни странно, спокойнее, потому что ничто под этими небесами не способно дать такого внутреннего мира и свободы, как единство с Богом. То самое единство, которое приходит к нам, если, доверившись Христу, мы «отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

24 Декабря 2021 - Святая Ночь (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2020 - Святой Вечер (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2019 - Рождественский Сочельник (Диакон  Е.Романенко)
24 Декабря 2018 - Рождественский Сочельник (Диакон  Е.Романенко)
24 Декабря 2017 - Рождественская вигилия (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2014 - Канун Рождества (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2012 - Рождественская вигилия (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2011 - Рождественская вечерня (Пастор  Д. Лотов)