МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
23 Декабря 2012 года

4 воскресенье Адвента


Лк.1, 26-38

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обручённой мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошёл от Нее Ангел.

Сегодняшнее Евангелие поведало нам о событии, которое все христиане вспоминают и отмечают, как радостный праздник Благовещения. Почему радостный? Потому что Ангел Гавриил возвестил радостную весть о приходе в мир его Спасителя. Спору нет, для нас эта весть действительно радостна. Вопрос лишь в том, насколько радостной она была для самой Марии. Представьте её положение: молодая девушка, не знавшая мужа, должна оказаться беременной неизвестно от кого. Ей, конечно, сказано, что именно должно произойти, но это не сказано соседям и знакомым. Они не будут знать истины и объяснить им, что Мария беременна по причине воздействия Св.Духа, будет очень трудно. Вернее сказать, невозможно – они усмотрят куда более земные причины, и реакция будет соответственной. Закон в таких случаях предписывал побивание камнями. Первый шаг в этом направлении был готов совершиться – обручённый с Марией Иосиф решил отказаться от вступления в брак с нею, и только весть небесного посланца заставила его изменить решение. Могла ли Мария отказаться, могла ли она сказать «нет»? Вполне. Ведь на момент Благовещения ещё ничего не произошло, а свободы воли её никто не лишал. Но, несмотря на всё это, Мария принимает волю Господа и изъявляет готовность исполнить её. «Се, раба Господня; да будет мне по слову твоему».

Почему это повествование, которое относится ко Дню Благовещенья, церковный календарь предписывает на 4-ое воскресенье Адвента – периода, посвящённого устремлённости ко Второму Пришествию? Потому что один из важнейших центров истории Благовещения - готовность принять и исполнить волю Бога. Причём не просто принять, но принять в ситуации, когда таковая не совпадает с твоими собственными планами и намерениями. Полагаю, что Мария, как любая нормальная женщина, имела иные виды относительно своего будущего. Она была очень молода, перед ней лежала вся жизнь, и не надо быть великим мудрецом для того, чтобы предположить, какие именно планы у неё были. Мысли молодых девушек не отличаются большим разнообразием даже сейчас. Тем паче они не отличались разнообразием во времена евангельских событий. Тем не менее, Мария безоговорочно приняла волю Всевышнего, не выставляя никаких условий и не требуя гарантий. Есть ли такая готовность у нас?

Сегодня для того, чтобы узнать волю Господа, Ангел не требуется. Эта воля дана нам в Св.Писании, причём она отнюдь не столь экстремальна, как та весть, которую получила Мария. Принятие воли Господа и её исполнение не грозит нам смертью. Более того. Дарованное нам Слово Божие содержит в себе то, что необходимо для нашего спасения, для обретения вечной жизни. В нём описаны все стороны жизни и, обращаясь к нему, мы можем иметь исчерпывающее представление о том, как надлежит действовать в той или иной ситуации. А для того, чтобы мы понимали, ради чего всё это сказано, Писание говорит нам о Втором Пришествии и о той ответственности за земную жизнь, которую в свой час нам придётся нести перед Всевышним. Но вот какой парадокс. Слово Божие предельно ясно. Оно возвещается и проповедуется во всех христианских общинах во время богослужений, библейских часов и прочих церковных событий. Христиане знают его и соглашаются с ним. Тем не менее, многие так и норовят сделать не то, что хочет Бог, а то, что хочется им самим. Христиане желают жить по своему разумению, исповедуя ценности не столько Царства Божия, сколько мира сего. И это при том, что, как уже было сказано, ничего особо экстремального Слово Божие не содержит. А если Господу будет угодно ниспослать кому-то из нас особое откровение, в смысле отношений с миром столь же опасное, как откровение, данное св.Марии? Что будет в этом случае? Скажем Господу решительное и однозначное «нет»? Такая возможность есть. Христу не нужно последование рабов. Он хочет, чтобы за Ним следовали свободные люди, поэтому никогда и никого не принуждал к последованию, сохраняя свободу выбора. Но любой свободный выбор предполагает ответственность за последствия, среди которых может быть спасение, но точно также может быть и проклятие. Так какие последствия мы выбираем?

Господь не хочет от нас чего-то плохого, чего-то недолжного и мучительного. Его воля ведёт человека ко благу и для её исполнения не надо годами носить цепи, стоять на столбах, доводить себя до истощения и делать что-то ещё в том же роде. Смысл в исполнении воли Господа есть обращение к ценностям Небесного Царства и их инкорпорировании в свою жизнь. Причём не только для того, чтобы обрести жизнь вечную, но и для того, чтобы нормально жить здесь, в этом мире. Когда общество отступает от Слова Божия и начинает жить своим умом, оно теряет жизнеспособность и начинает не быстро, но неуклонно вымирать. Именно это демонстрирует сегодняшняя Европа. Вымирание в этом мире есть прообраз вечной смерти в грядущем. Но Бог не хочет нашей смерти. Он вочеловечился и возвестил Свою волю именно для того, чтобы верующие в Него перешли от смерти в жизнь и даже земную жизнь проводили во всяческом благочестии и чистоте. Об этом Он Сам сказал совершенно ясно и однозначно, причём правдивость, истинность Его Слова подтверждалась неоднократно. Так что же выбираем?

Наркоманы, пребывающие в состоянии транса, чувствуют себя очень хорошо. Потом им будет очень плохо, но само состояние опьянения очень приятное. И вот, люди идут на поводу у приятной минуты, принося ей в жертву даже не часы, но годы и десятилетия. Я знал двух человек, скончавшихся от употребления наркотиков в возрасте менее 35 лет. Можно сказать «нет» и не сделать. Можно сказать «да» и не сделать. Результат и в том и в другом случае будет одинаков. Безбожники отвергают волю Господа. Но точно также её отвергают и те, кто слушает Слово Господа, соглашается с ним, но не исполняет, хотя и именует себя христианином. Таковые похожи на только что упомянутых наркоманов. Ради приятных в их разумении лет здесь, ради потворствования своим порокам они приносят в жертву вечность. Господу не нужны рабы – Ему нужны свободные люди, поэтому Он даёт возможность выбора. Мария свой выбор сделала. Что выбираем мы?

Время Адвента подходит к концу, но устремлённость ко Второму Пришествию Христа остаётся. Равно как остаётся Слово Божие, открывающее нам волю Христа, ведущую верующих ко благу, к спасению, к вечности. И остаются святые, которые являются для нас примером веры и которых, согласно нашему исповеданию, мы призваны почитать через подражание им. Поистине, мало кто настолько достоин почитания, т.е. подражания, так, как Пресвятая Дева, смиренно принявшая волю Бога, хотя последствия этого принятия лично для неё могли быть очень скверными. Почему же она согласилась? Потому что верила Богу. Именно поэтому она дала Гавриилу ответ, который во все дни, во всех обстоятельствах должен быть ответом каждого из нас: «Се, раба Господня; да будет мне по слову твоему». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 23.12.12




Другие проповеди по этому же поводу:

18 Декабря 2022 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
19 Декабря 2021 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
20 Декабря 2020 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
22 Декабря 2019 - 4-е Воскресенье Адвента (Пастор  Е. Романенко)
23 Декабря 2018 - 4 воскресенье Адвент (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2017 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
18 Декабря 2016 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
20 Декабря 2015 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
21 Декабря 2014 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
22 Декабря 2013 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
18 Декабря 2011 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)