МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
20 Декабря 2015 года

4 воскресенье Адвента


1 Петра 1, 10-13
К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы. Посему, (возлюбленные,) препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа.

В дни Адвента, завершающегося на этой неделе, мы много говорили о Втором Пришествии Христа. А со Вторым Пришествием неразрывно связаны такие события, как воскресение мёртвых и Суд. Удивительно, что об этом Последнем Суде часто говорят, говорят многие – но при этом мало кто принимает его всерьёз. По сути, этот Суд игнорируется. Если бы это было иначе, если бы христиане помышляли о нём как о реальности, то Церковь выглядела бы иначе. Что ж, об этом можно сказать только одно - предельно глупо игнорировать то, что неизбежно должно случиться. В своё время у некоего короля был замечательный шут, которому этот король в знак благоволения подарил роскошную трость и сказал, что тот в свою очередь может подарить её человеку, который будет ещё большим дураком, чем сам шут. После этого прошло несколько лет, и король занемог. Скоро стало ясно, что конец близок, и шут пришёл проститься со своим повелителем. Король сказал: «Вот, видишь, мне предстоит дальний путь». Шут ответил: «Я думаю, Вы хорошо подготовились к нему, сир». «Увы», - вздохнул король, - «для этого у меня постоянно не хватало времени». Тогда шут положил на его кровать свою трость и вышел. Не надо игнорировать Суд Божий, чтобы с нами не случилось то же, что и с королём. Вопроса «предстанем ли мы на Суд Господа?» не существует, потому что предстанем однозначно. Вопрос в том, с чем предстанем, как предстанем? В человеческих судах ловкий адвокат посредством различных ухищрений может добиться оправдания даже закоренелого преступника, но на Божьем Суде никакие ухищрения не помогут. Бог видит всё. Он знает даже то, что ты сам давно позабыл, поэтому бесполезно что-то скрывать. А скелетов в шкафу у каждого из нас наберётся предостаточно. Так с чем предстанем на Божий Суд? И, самое главное: на что же уповать на этом суде? На кого уповать? На самих себя? Глупо. Можно сколько угодно петушиться перед самим собой и перед ближними, но перед Богом всё это будет выглядеть смешно и ничтожно. У Герберта Уэллса есть замечательный рассказ «Видение Страшного Суда», где говорится о том, как люди, считавшие себя значительными, а свои деяния великими, перед Судом Бога испытывали только жгучий стыд за то, что совершили. И не случайно последнее, что Лютер написал в своей жизни, за несколько часов до кончины, звучит следующим образом: «Мы нищие – это воистину так». Кто такой нищий? Человек, у которого ничего нет. И если у нас ничего нет, если мы нищие, то на что же нам уповать, на кого уповать? Ответ находим в услышанном сегодня 1 Послании Петра: «…препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа.»

Слово «благодать» в Новом Завете, а равно и в Церковном обиходе звучит часто, но вполне ли разумеем его значение? По каким-то причинам оно стало восприниматься, как обозначение некоего особенного, чуть ли не экстатического состояния. Но на самом деле его значение иное. «Благодать» означает «милость». Т.е. Пётр говорит нам, что мы должны уповать только лишь на милость, данную нам в явлении Иисуса Христа, т.е. на милость Самого Иисуса. Казалось бы, ну что может быть проще? Но не всё просто, что кажется простым. Ведь упование на милость Иисуса означает предельное смирение, при котором прежде всего всё совершённое тобою осознаётся как ничего не стоящее и не значащее. Разве сие просто? Разве просто признать ничего не стоящим своё успешное дело, его результаты, да ещё и свою личность – такую хорошую и правильную? Но без подлинного смирения уповать на милость Бога невозможно. Как сказал Дитрих Бонхёффер, при входе в церковь следовало бы повесить плакат с надписью «Чувствующим себя безгрешными не заходить». Когда нет смирения, ты так или иначе уповаешь на самого себя, но из такого упования не выйдет ничего путного. Хочешь оправдаться делами? – изволь! Только вот тебе на каждое благое деяние десять греховных и недостойных! Лютер был прав. Милость Иисуса может оценить только тот, кто осознал себя нищим, нагим, вообще ничего не имеющим, потому что осознающий сие понимает, что никакого иного достояния кроме милости Господа у него нет! Когда хоронят членов австрийского императорского дома, соблюдается следующий обычай. Гроб доставляется к церкви капуцинов, двери которой закрыты. Церемониймейстер стучит в дверь и на вопрос монахов «кто стучит?» оглашает имя и все титулы умершего. Монахи отвечают «Не знаем такого». Тогда церемонймейстер стучит снова, и на вопрос «Кто стучит?», говорит: «N.N., кающийся грешник, просит разрешения войти». На что получает ответ: «Кающийся грешник может войти», после чего двери открываются. Мы нищие, у которых нет ничего, кроме Божественной милости. Своими делами мы не в состоянии стать оправданными, нас может оправдать только Христос. Перед лицом Божественного величия наши заслуги не значат ничего – спасает только милость. Чем быстрее мы это поймём, тем лучше.

Апостол Пётр призывает верных не только уповать, но и бодрствовать. Что это значит? Это значит, что упование на милость вовсе не предполагает, что ты будешь бездельничать, занимаясь исключительно битьём поклонов под аккомпанемент воплей «верую! смиряюсь!» и ожидая, что вот сейчас тебе явится милость Господа. Как ни парадоксально это звучит, смирение перед Господом является силой, побуждающей к активным действиям! Каким образом? Осознание дарованной милости пробуждает глубокую благодарность. А благодарность, в свою очередь, побуждает жить для Господа. Не просто по Его Слову, а для Него. А жить для Господа означает не впадать в спячку и не поддаваться искушениям, среди которых наипервейшее суть желание вновь почувствовать себя чем-то значимым. Не стоит. Значимый человек обретает только себя и рассчитывать может только на себя. Тот, кто отказался от своей значимости и уповает только на Христа, обретает силу Христа, о чём Павел сказал: «Уже не я живу, а живёт во мне Христос». Павел поступил именно так: он отказался от всех преимуществ, которые имел среди своих соплеменников ради Христа, благодаря чему обрёл великую силу, позволившую совершить возложенное на него служение.

Верующему всё возможно. Возможно обрести и оправдание, и великую силу, и спасение. Но это возможно лишь тогда, когда ты осознаёшь себя нищим, не имеющим ничего, а потому полностью уповаешь на милость Христа, потому что кроме этой милости у тебя нет ничего. «Посему, (возлюбленные,) препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа.». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 20.12.2015




Другие проповеди по этому же поводу:

23 Декабря 2018 - 4 воскресенье Адвент (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2017 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
18 Декабря 2016 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
21 Декабря 2014 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
22 Декабря 2013 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
23 Декабря 2012 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
18 Декабря 2011 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)