МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Декабря 2017 года

4 воскресенье Адвента


Ин.3, 22-30
После сего пришёл Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил. А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились, ибо Иоанн ещё не был заключён в темницу. Тогда у Иоанновых учеников произошёл спор с Иудеями об очищении. И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться.

Когда Иисус говорил с учениками об Иоанне Крестителе, то сказал, что из рождённых жёнами не восставал больший его. Тем самым Господь отдал должное величию Иоанна. Однако, если вы попробуете представить себе Иоанна не с картины, а реального, то сильно удивитесь, потому что с современной точки зрения величия в нём не было никакого. Более того. Я думаю, если бы мы сегодня встретили Иоанна на улице, то шарахнулись бы от него, как от самого непривлекательного бомжа. Представьте себе человека нечёсаного, заросшего волосом, одетого в звериную шкуру и, соответственно, пахнущего отнюдь не розами. Так о каком величии может идти речь? Но величие не всегда выражается в чём-то внешнем. Иоанн вы-глядел страшновато, но, тем не менее, это был пророк – первый настоящий пророк после 400 лет молчания Бога! Неудивительно, что на Иордан, в то место, где пребывал Иоанн, повалили толпы со всей Святой Земли. С разными целями разумеется: кто-то хотел просто посмотреть, но большинство действительно хотело покаяться и очиститься. Евангелисты свидетельствуют, что к Иоанну приходили люди самых разных занятий, которые, уразумев, что перед ними действительно пророк Божий, спрашивали, как им жить – не вообще, а как жить, чтобы быть угодными Богу. Неудивительно, что со временем вокруг пророка сформировалась община учеников, глубоко и искренне чтивших своего учителя. Они остались верными ему не только после ареста, но и после казни – рискуя навлечь на себя гнев Ирода, они совершили погребение пророка и в последующие годы свято берегли память о нём. Среди этих учеников были и такие, которые полагали Иоанна Мессией. Поэтому неудивительно, что они взревновали по отношению к Иисусу – Господь представал перед ними, как похититель славы их учителя. «…равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему». Что ж, с учениками всё понятно. А что думал сам пророк? Теоретически, он тоже мог бы возмутиться – после стольких перенесенных им лишений, после его проповедей, после его видимого успеха люди идут уже не только к нему или возможно даже не столько к нему, сколько к Иисусу. Среди обычных людей так бы и произошло. Но Иоанн – не обычный человек, а пророк, знающий волю Бога и к тому же имеющий совершенно конкретное поручение: возвестить о пришествии Мессии. Этой задачей определяется место Иоанна в священной истории. Он – предтеча. Его задача – указать, обратить внимание людей на Мессию. И не более того. Именно это он и делает, нимало не заблуждаясь относительно самого себя. Поэтому он и говорит ученикам: «Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. 29Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться».

В это последнее воскресенье Адвента стоит задуматься над тем, что явил миру Иоанн. А явил он смирение. Он обладает великой славой, но, не только никогда не добивался её, но и вообще думает о ней меньше всего, потому что его главная цель, подчинившая себе всю его жизнь, есть исполнение порученного Богом, т.е. приготовление людей к явлению Мессии а затем указание на Него. Не своей славы ищет пророк, но славы Божией. Всё остальное второстепенно.

Как ни странно, мы находимся в сходном положении, потому что точно так же, как Бог открыл Свою волю Иоанну, Он открыл её нам. И точно также, как и Иоанн, мы имеем поручение по мере сил готовить людей к пришествию Мессии – ко Второму его Пришествию. Точно также нам должно радеть не о собственной славе, а о порученном служении и славе Господней. Но это в идеале. А что в реальности? А в реальности Церковь стала не столько местом служения, сколько местом, где можно сделать карьеру, и где есть оптимальные условия для создания личного благополучия и комфорта. Кстати, не надо думать, что это сказано исключительно о служителях, о пастырях. В сущности, все мы заботимся куда больше о своём комфорте, чем о деле Божием. А потом удивляемся, например, что община не растёт. А с чего бы? Как говорится в Писании, как услышать без проповедующего? Но многие ли из нас свидетельствуют о своей вере? Иисус сказал об Иоанне, что из рождённых жёнами не восставал больший его. А вот что Он скажет про каждого из нас?...

Подумаем ещё раз о величии Иоанна – в чём оно заключалось? Оно выражено словами пророка: «…друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться». У Иоанна не было ничего кроме грубой примитивной одежды. У него не было ни дома, ни счёта в банке, ни страхового полиса. Но ему, собственно, ничего и не было нужно, кроме того, что давало ему возможность исполнять своё предназначение, заключавшееся в указывании на Христа, как на Агнца Божия, берущего на Себя грехи мира, чтобы люди уверовали, покаялись и обрели милость Бога. Иоанн велик самоотдачей во имя Господа. Он реально жил тем, что повелел ему Господь. А ведь он вовсе не Сын Божий, а самый обычный человек, рождённый от грешных родителей и сам, кстати, не безгрешный, ибо, как сказано в Писании, « все согрешили и все лишены славы Божией». Поэтому каждый из нас в состоянии жить так, как жил Иоанн Креститель. Это не значит, что нужно переселяться в пустыню, не стричься, не бриться, одеваться в шкуры и есть саранчу. Нужно иное: поменьше думать о себе, о причитающихся на твою долю житейских благах и побольше о том, чтобы указывать людям на грядущего Мессию. И радоваться, соответственно, не тому, что тебе досталось некое материальное изобилие, а тому, что твой ближний обратился ко Христу и через то перешёл от смерти в жизнь. «Ему должно расти, а мне умаляться». Торжество Христа, слава Христа, т.е. чтобы Христос был прославлен нашими ближними – вот что должно стоять на первом месте, вот что должно быть важнее всего. А что я, что со мной – это уже вторично. Именно так жил Иоанн Креститель, в ответ на недовольство учеников сказавший об Иисусе: «друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. 30Ему должно расти, а мне умаляться». Да поможет нам Господь жить в духе и силе Иоанна, дабы нашим посредством возрастала слава Божия на этой земле, дабы нашим посредством люди приуготовлялись ко Второму Пришествию нашего Господа, Которому всякая честь, и слава, и поклонение во веки веков. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

18 Декабря 2016 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
20 Декабря 2015 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
21 Декабря 2014 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
22 Декабря 2013 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
23 Декабря 2012 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
18 Декабря 2011 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)