МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
23 Декабря 2018 года

4 воскресенье Адвент


Втор.18, 15-19
Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой,- Его слушайте,- так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть. И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили [тебе]; Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу.

На протяжении многих столетий народ Израиля обладал уникальной чертой – у него не было правителя в обычном понимании этого слова. Не было, потому что Бог Сам руководил им посредством судей и пророков. Однако, в какой-то момент народ, насмотревшись на окружающие государства, пожелал иметь над собой царя, как у всех прочих народов. Это, конечно, было существенным регрессом на его духовном пути, выражением недоверия Богу, уподоблением язычникам. Тем не менее, даже после этого прискорбного события пророческое служение сохранилось и продолжалось ещё очень долго, угаснув только через какое-то время после возвращения народа из Вавилонского плена. Так что число пророков Господних весьма велико. Но никто из них не мог сравниться по своему авторитету с Моше Рабейну, т.е. Моисеем, который и до сего дня почитается величайшим из пророков. В чём же причина сего? В чём уникальность Моисея? В том что он – единственный из всех носителей пророческого звания – говорил с Богом лицом к лицу. Нам трудно сейчас сказать, что это значит, потому что свидетелей этих бесед не было. Кроме того, как однажды сказал Сам Господь, человек не может увидеть лик Божий и остаться живым. Но не подлежит сомнению, что общение Бога с Моисеем было очень близким. Настолько, что, как сказано в Писании, после такового лицо Моисея начинало сиять. Причём сияние было явственным и сильным - люди с трудом выдерживали его, так что пророк был вынужден закрывать лицо специальным покрывалом. Именно через Моисея народу был дан Закон, определяющей специфику иудеев вплоть до нынешнего дня. Через Моисея Бог заключил со Своим народом Завет, которым определялись отношения между Богом и человеком. И когда Моисей отошёл в вечность, то, как гласит Книга Второзакония, «…не было более у Израиля пророка такого как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу». Но между тем сегодня в той же Книге Второзакония мы прочитали Слово Господне, сказанное Моисею: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его». О ком идёт речь? Можно было бы предположить, что об Иисусе Навине, который после кончины Моисея возглавил народ и ввёл его в Землю Обетованную. Но Иисус Навин всё же не был столь велик как Моисей. И Церковь всегда рассматривала этот текст, как пророчество о Первом Пришествии Иисуса Христа, совершившего не только царское и первосвященническое, но и пророческое служение. «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему». Всё так. Только Иисус не был таким же, как Моисей, Он был намного больше Моисея. Единосущный Сын Божий, Бог во плоти, возвестивший нам Своё Слово, заключивший Новый Завет, описывающий новую ступень отношений между Богом и человеком и указавший Своим верным путь в Божье Царство - таков Иисус как пророк. Чем важны для нас слова древнего пророчества, данного Моисею? Тем, что они говорят о том, какое отношение к грядущему пророку должно быть со стороны верных: «кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу».

Во времена земного служения Иисуса, как, впрочем, и сегодня, авторитет Моисея находился на совершенно недосягаемой высоте. Однако он отнюдь не был столь высок при жизни пророка. Если заглянуть в книгу Исход, то будет видно, что народ то и дело возражал ему, ругал его и даже хотел убить. Т.е. неповиновение со стороны израильтян было достаточно обычным делом. Но вот что примечательно. Каждый раз, когда люди или явно отказывались повиноваться Моисею или просто игнорировали сказанное им, начинались неприятности разной степени тяжести. Вплоть до многочисленных смертей. А одно из неповиновений закончилось тем, что народ вошёл в Землю обетованную почти на 40 лет позже, чем мог бы. Таким образом, люди могли явственно видеть и осознавать, что неповиновение пророку или, вернее, неповиновение возвещаемому через него Слову Божию, ведёт к бедствиям. Расстояние между Египтом и Ханааном незначительно – его можно покрыть в несколько недель. В результате неповиновения этот путь занял 38 лет, а люди, оказавшие неповиновение, тем самым осудили себя на смерть в пустыне, хотя могли бы войти в Палестину и жить куда более достойно. Бог через Моисея показал им наилучший путь, но люди решили, что сей путь для них нереален и последовали собственным домыслам. За что и поплатились. Эта ситуация, равно как и все конфликты между народом и Моисеем во время нахождения в пустыне вполне могут послужить прообразом происходящего уже в Новозаветное время. Бог во ипостаси Христа указывает людям путь к спасению, а слово «спасение» предполагает гибель. Сказал же Иисус, что послан к погибшим овцам дома Израилева. Не погибающим, а именно погибшим. Итак, спасение. В чём оно? В том, что Бог через Христа дарует нам Свою праведность и прощение грехов, благодаря чему люди обретают избавление от смерти, воскресение и вхождение в совершенно непредставимую сегодня реальность Божьего царства. Это спасение приходит через определённые сущности, из коих наипервейшая – доверие Иисусу Христу и основанная на этом доверии повседневность. Но оказывается, что поверить Христу не так просто, потому что путь Бога отличается от человеческих путей, Его логика не такая, как у нас, поэтому для людей предлагаемое Богом, порою выглядит совершенно невероятно. Точно так же, как совершенно невероятно для израильтян было повеление идти в Палестину и завоевать её. Соответственно, точно также, как сыны Израилевы, люди Нового Завета отказываются делать то, что заповедал делать Бог через Христа, в результате чего начинаются проблемы. А если упорствовать до конца, то можно утратить Царство Божие точно также, как ослушавшиеся сыны Израилевы утратили возможность обрести Ханаан. Бог через Моисея говорит «кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу». Однако на самом деле Бог ничего не взыскивает – Он просто даёт человеку возможность ощутить последствия сделанного выбора. Вообще, в Новозаветное время Бог являет людям куда больше милосердия, чем во времена Моисея. Тогда, во время Исхода, неповиновение зачастую приводило к скорой, а то и к немедленной смерти. Сегодня мы продолжаем жить, потому что нам даётся возможность для покаяния, для обращения, для возвращения на правильный путь. Но эта возможность не бесконечна. Поэтому не стоит испытывать долготерпение Божие. Да и было бы ради чего. В конце концов всё то, к чему люди столь жадно тянутся на земле, не только тленно и преходяще, но и быстро приедается. А бывает, что и приесться не успевает. Некоторое время назад я читал статью о московских кладбищах, где в числе прочего говорилось о довольно типовых надгробиях – с изображением крепких мужчин в кожаных куртках, с ключами от автомобиля в руках и с «мерседесами» на заднем плане. Это члены преступных группировок, погибшие в ходе взаимных «разборок» в 1990-е годы. К чему привела их тяга к большим деньгам и даруемым таковыми мирским благам? К преждевременной гибели на земле, а возможно и к вечной смерти. Как сказано в Евангелии, «так будет со всяким, кто не в Бога богатеет». Но зачем умирать, если Бог предлагает жизнь?

Совершая пророческое служение, Христос открыл перед нами путь в небеса. Этот путь может показаться странным и нелогичным, несоответствующим земным понятиям о том, что такое хорошо. Но точно также весьма странным казался сынам Израилевым путь, по которому вёл их Моисей. Они восставали против него, и каждый раз, когда это случалось, оказывались в проигрыше. Их пример – наука для всех нас. Не надо сопротивляться Богу, надо следовать за Ним, ибо только этот путь способен привести нас к свету завтрашнего дня – к свету вечности, к свету Царства Божия. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 23.12.2018




Другие проповеди по этому же поводу:

24 Декабря 2017 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
18 Декабря 2016 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
20 Декабря 2015 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
21 Декабря 2014 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
22 Декабря 2013 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
23 Декабря 2012 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
18 Декабря 2011 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)