МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
22 Декабря 2013 года
4 воскресенье Адвента
Римл.5, 12-21
Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили. Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление - к осуждению; а дар благодати - к оправданию от многих преступлений. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. Закон же пришёл после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
В своё время Советская идеология отрицала роль личности в истории, ставя в центр всего роль масс. Между тем, действия одного человека могут привести как к благим последствиям, так и к бедствиям, причём не для него самого, а для многих. И, чем более возвышенное положение занимает тот или иной человек, тем больше бед он может наделать. Если глава семьи ведёт себя неподобающе, он станет причиной страданий всех домашних. Некомпетентный директор учреждения становится причиной плохой работы, а то и развала этого учреждения. Ну а если глава государства не осознаёт ответственности своего положения и принимает необдуманные решения, то заложником его глупости становится весь народ. На момент грехопадения Адам был главою творения, и всё человечество заключалось в нём и в Еве. По всей видимости, прародители не осознавали ответственности своего положения, так как при искушении не предавались долгим размышлениям о том, каким образом использовать дарованную им свободу воли. В результате произошло грехопадение прародителей. А т.к. они стояли во главе творения, то в своём падении увлекли его за собою. Случилось то самое, о чём написал св.ап.Павел: «Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили.». Но как греховность и связанная с таковою смертность могла перейти во всех? Точно также, как и любая наследственность. Предположим, мои родители наркоманы. Я не виноват в том, что родился именно от них, но я отравлен ещё до рождения. Грех моих родителей есть причина изуродованности моего организма и его обречённости на раннюю кончину. Можно стенать и жаловаться каждому встречному на несправедливость мироустройства, но толку от этих жалоб не будет, потому что ты такой, какой есть. Это совершившийся факт. Поэтому вопрос может ставиться лишь так: что делать с этим фактом: смириться, махнуть на всё рукой и жить, как придётся или постараться что-то сделать для преодоления? Есть болезни, которые нельзя вылечить, но скомпенсировать можно. У меня врождённый порок сердца, провоцирующий повышенное давление. Излечить это нельзя, но вполне можно скомпенсировать посредством применения определённых лекарств. Однако, если о них забыть на день или на два, разница сразу же ощущается. Абсолютно то же самое можно сказать и о духовных сущностях.
Прародители наградили нас смертностью, уйти от которой невозможно. Это совершившийся факт, от которого никуда не денешься. Жаловаться бесполезно, изменить ничего нельзя, но скомпенсировать можно. Это означает, что смерть остаётся, но её последствия могут оказаться совершенно иными. Для такой компенсации есть только одно средство – личность Христа. Именно личность, т.е. Сам Христос, о чём сказано: «если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа». Если быть с Ним, то смерть из конца становится началом, вернее сказать, преддверием нового бытия, куда более прекрасного, нежели нынешнее. В самой смерти нет ничего хорошего. Она есть однозначное зло, поэтому выражения типа «пусть земля будет пухом» выражают чисто языческое, но не христианское отношение. Новое бытие начинается с преодоления зла смерти, т.е. с воскресения. Сила Бога, явленная нам во Христе, спасает людей и даёт им новую жизнь. Однако не всем, а лишь тем, кто доверился Христу. Не Будде, не Мухаммеду или кому-то ещё, а именно Христу. Об этом говорит нам Слово Божие, которое поэтому с полным основанием именуется «словом жизни». Оно возвещает нам о том, что «…если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих» - для многих, но не для всех: только для тех, кто доверился Христу. Совершенно очевидно, что другого пути к спасению нет. Но почему для одних очевидно, а для других нет? Почему одни доверяют, а другие нет?
Здесь также можно провести аналогию с медициной. Можно пройти обследование и узнать диагноз, можно даже получить рецепт, однако для исцеления этого не достаточно. Нужно ещё выполнять назначения, а все ли их выполняют? Начальник отдела, в котором в своё время работал мой отец, трудился на износ. У него были проблемы с сердцем, и он прекрасно о них знал, но ничего не делал для того, чтобы уменьшить нагрузки. В результате, настал день, когда он вошёл в лифт в своём подъезде и умер. В отношении к самому себе этот человек отнюдь не одинок. И если уж люди не торопятся изменять свою жизнь, даже когда проблемы явны, то тем более они не торопятся делать это, когда речь идёт о проблемах не столь явных, результат которых находится в достаточно отдалённом будущем. А мало ли людей, которые вместо нормального врача обращаются к шарлатанам или, что ещё хуже, к служителям дьявола? Точно также и в духовном: великое множество ищет прибежища в лжерелигиях. Мы все обладаем свободой воли. Мы можем строить свою жизнь так, как считаем нужным. Но если ты хочешь спасения и жизни, то их может дать только Христос, у Которого, как сказал св.Павел, «дар благодати к оправданию от многих преступлений».
Завершается время Адвента, грядёт праздник Рождества и Рождественское время, которое напоминает нам, что в мир пришёл Его Спаситель, наш Спаситель, держась за Которого, мы можем обрести вечность. Мы можем обрести вечность, но для этого нужно не только говорить о Христе, но и жить с Ним. Встречаться с Ним в молитве и в Евхаристии, в посвящённости Ему всей жизни, в которой ты отрекаешься себя и становишься лишь инструментом Божественной воли. Павел пишет: «…благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим». Мы призваны жить так, чтобы эта праведность была не абстрактной величиной, но реальной составляющей повседневного бытия, ведущей нас по пути Иисуса к новым небесам и новой земле Божьего Царства. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
22 Декабря 2024 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
18 Декабря 2022 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
19 Декабря 2021 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
20 Декабря 2020 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
22 Декабря 2019 - 4-е Воскресенье Адвента (Пастор Е. Романенко)
23 Декабря 2018 - 4 воскресенье Адвент (Пастор Д. Лотов)
24 Декабря 2017 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
18 Декабря 2016 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
20 Декабря 2015 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
21 Декабря 2014 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
23 Декабря 2012 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
18 Декабря 2011 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)