МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
22 Декабря 2024 года

4 воскресенье Адвента


Ин.5, 31-39
31 Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Моё не есть истинно.
32 Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.
33 Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.
34 Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.
35 Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.
36 Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.
37 И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;
38 и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.
39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.

1521 год. Вормс. Результатом райхстага или собрания имперских чинов стал так наз. «Вормсский эдикт», категорически осудивший как учение Лютера, так и самого Лютера. Фактически, он был объявлен вне закона. В связи с этим курфюрст Фридрих Мудрый укрыл реформатора в замке Вартбург. Пока Лютер находился в этом убежище, в Виттенберг явились три человека, называвшие себя пророками, обладавшими откровением, полученным ими непосредственно от Бога. В сравнительно небольшое время эта троица своими речами взбаламутила весь город. Самое удивительное не то, что такие люди появились – самозванных пророков хватало во все времена – но то, что из внимавшего им множества бюргеров никто не задал самого простого и логичного вопроса: чем вы докажете, что имеете право говорить то, что говорите; чем вы докажете, что обладаете откровением от Бога? В результате брожение умов достигло такого размаха, что Лютер был вынужден вернуться в Виттенберг. Вернуться, дабы разоблачить самозванцев, о которых он высказался весьма выразительно: «Вещают как пророки, а не могут исцелить даже хромой лошади». Совершенно справедливо: источником Божественного Откровения для христиан является Св.Писание, в котором изложено всё необходимое для спасения. В том случае, если человек претендует на некое особое откровение, стоящее выше Писания, он обязан подтвердить свои полномочия посредством чудес и знамений. Если же он не в состоянии совершить сие, то к нему следует относиться как к самозванцу, слова которого являются пустым сотрясением воздуха и не более того. Лютер по этому поводу говорил, что с безумца спрос невелик - ответственность на тех, кто его слушает. Писание свидетельствует, что Бог, давая избранным Им людям особое откровение, одновременно давал им и дар чудотворения, являвшийся своего рода верительной грамотой. Вспомним Илию, Елисея и других истинных пророков. Они совершали великие деяния, которые можно было совершить только лишь силой Бога. Почему я заговорил об этом? Потому что абсолютно в такой же ситуации находился Христос. Проповедуя Евангелие, Он утверждал совершенно немыслимые вещи. Мы выросли на Новом Завете, поэтому речи Христа для нас вполне естественны. Но для современников Его земного служения слова Господа были шокирующими, невозможными. Настолько невозможными, что в какой-то момент даже некоторые из учеников покинули Его. Именно вследствие сего Он должен был подтвердить Свои полномочия. Но как? Ответ мы находим в сегодняшнем евангельском чтении: «Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Моё не есть истинно. Есть другой, свидетельствующий о Мне; … Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. … Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня». Какие же это дела? Исцеления безнадёжных больных, изгнание бесов, воскрешение умерших, совершенно необъясняемое с рациональной точки зрения накормление 5000 и 4000, и наконец самое невероятное – восстание из мёртвых после казни на кресте, причём восстание не в немощи, но в силе. Мы знаем, что пророки Израиля творили великие чудеса: были на их счету и исцеления и даже случаи воскрешения. Можно вспомнить, как по молитве пророка Илии у вдовы из Сарепты Сидонской постоянно умножалась пища, так что она смогла пережить голодное время. А потом по его же молитве Господь воскресил её сына. Однако, в отличие от сына вдовы и других воскрешённых, Христос не был воскрешён – Он воскрес Сам. Воскрес без какого-либо вмешательства извне. Воистину «…дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.». Перед лицом таких деяний скепсис должен умолкнуть. Ведь совершенно очевидно, что простой человек не в состоянии совершить ничего подобного. Поистине можно только изумляться иудеям, которые, несмотря на то, что все деяния Христа совершались у них на глазах, не уверовали. Как сказал об этом Господь, «вы не веруете Тому, Которого Он послал». Однако, не стоит торопиться с выводами. Для иудеев проповедь Христа была чем-то совершенно новым, переворачивавшим устоявшуюся систему взглядов, которая настолько укоренилась, что даже апостолы не могли мгновенно от неё отойти – вспомним как Павел обличил Петра, постыдившегося трапезовать вместе с обращёнными из язычников. Так что не стоит клеймить иудеев позором. Куда больше, чем их неверие, меня удивляет неверие наших современников, для которых Слово Христа не есть нечто принципиально новое. Особенно если учесть, что на Христианстве выросла вся европейская цивилизация. Так что же мешает им поверить? Говорю сейчас не об откровенных безбожниках, которых в наше время великое множество. Разумею тех, кто на словах именует себя Христовым учеником, а ведёт себя так, как будто о Христе никогда не слышал. Хотя при этом может участвовать в богослужениях. Полагаю, дело в том, что люди не вполне понимают, что такое вера.

Вера – это вовсе не признание бытия Божия и не признание Христа, как реального исторического персонажа. Вера – это не совершение обрядов и не следование церковным традициям. Вера – это доверие. Если человек говорит, что верует во Христа, значит, он доверяет Его словам. А, если доверяет, то и живёт в соответствии с ними. Не потому, что надеется что-то за это получить, а просто потому, что доверяет и знает, что путь Христа – самый лучший какой только может быть. И в самом деле, что может быть лучше взаимной любви и служения? Но почему-то именно любви очень мало. А соответственно и служения. Вот ненависти в самых разных формах, зависти, злоречия или полнейшего безразличия к делам ближнего сколько угодно. Причём не только среди гражданских лиц, но и среди клириков всех уровней. Но если такое происходит, то где же доверие? А если нет доверия, то в чём тогда вера? Не получается ли в таком случае, что она чисто словесная? Но, если так, то, значит, её нет. А если нет веры, если ты не доверяешь Христу и не следуешь за Ним, то на каком основании рассчитываешь на Его милость?

Христос учил, как власть имеющий. И Он действительно её имел. Все необходимые подтверждения были даны и засвидетельствованы, причём в массовом порядке. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне». Никаких дополнительных доказательств сегодня уже не требуется. Теперь вопрос ставится иначе: я принимаю или не принимаю? Я доверяю или не доверяю? И если считаю, что доверяю, то в чём выражается сие доверие? В пустых фразах, в абсолютно ненужных Богу обрядах или в заповеданной Им любви и её делах? Вот о чём мы должны задумываться сами, вот о чём побуждать задумываться своих ближних. Ведь грядёт Пришествие Христа, Который будет судить народ Свой. На человеческом суде можно запугать или подкупить свидетелей; можно ложными показаниями настолько исказить картину, что заведомый преступник уйдёт от ответственности. Ведь судья не знает, что произошло реально – он выстраивает картину на основании показаний. Но Бог знает всё, поэтому никакие уловки не помогут, а притворство бесполезно. Так что нужно постоянно спрашивать себя: с чем предстану перед Богом? Действительно ли я Ему доверяю? Есть ли во мне спасающая вера? И, если выяснится, что доверие было недостаточным, нужно в срочном порядке пересматривать свой образ мыслей и действий. Ибо никто не знает, сколько ему отпущено времени.

Время Адвента, побуждающее сосредоточиться на Втором Пришествии, заканчивается. Но только как время календаря. Жизнь верного должна постоянно происходить в перспективе Второго Пришествия, потому что так или иначе, нам всем придётся предстать перед Господом. И единственное, что может вменено нам в праведность, так это вера – абсолютное доверие Христу. Именно оно побуждает в каждый день бытия следовать за Ним, творя Его волю и способствовать тому, чтобы свет Его Евангелия озарил как можно большее число ближних. Озарил, дабы они уверовали, последовали за Ним и через то перешли от смерти в жизнь. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

18 Декабря 2022 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
19 Декабря 2021 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
20 Декабря 2020 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
22 Декабря 2019 - 4-е Воскресенье Адвента (Пастор  Е. Романенко)
23 Декабря 2018 - 4 воскресенье Адвент (Пастор  Д. Лотов)
24 Декабря 2017 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
18 Декабря 2016 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
20 Декабря 2015 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
21 Декабря 2014 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
22 Декабря 2013 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
23 Декабря 2012 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
18 Декабря 2011 - 4 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)