МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
29 Марта 2013 года

Страстная Пятница


На протяжении жизни каждый человек соприкасается с великим множеством людей. Но когда приходят последние часы, то, как правило, это соприкосновение сокращается до минимума. Иисус, нисшедший в наш мир для совершения служения спасения, был окружён большим количеством людей вплоть до самого конца. Увы, большая часть окружавших Его в последние часы вела себя чрезвычайно непривлекательно. Первосвященники Анна и Каиафа, царь Ирод, прокуратор Пилат, члены Синедриона, лжесвидетели, римские солдаты, толпа иудеев, требовавшая распятия – все они словом или делом внесли свою лепту в умножение страданий Христа, во время которых словесные унижения перемежались с побоями. Но эти побои были сущей мелочью по сравнению с бичеванием - столь ужасным, что даже по закону оно приравнивалось к смертной казни. Однако бичевание ещё не было концом – предстоял путь на Голгофу. Поистине невероятно, что после всего того, что с Ним сделали, Господь был в состоянии идти и даже какое-то время тащить тяжёлый крест. Казалось бы, что созерцание изуродованного человека, изнемогающего под тяжестью массивного бруса, а тем паче созерцание человека, мучающегося на кресте, не может вызвать ничего кроме жалости. Но нет. Помимо тех, кто искренне оплакивал Спасителя, было великое множество не менее искренне глумившихся над Ним. И, наконец, самое удивительное – к этим глумлениям присоединяется один из распятых вместе с Иисусом. Спаситель не был одинок даже на кресте – Евангелие повествует нам о двух разбойниках, распятых вместе с Ним. Ничего привлекательного в них не было, ибо, в отличие от Христа, их казнили не за выдуманные, а за вполне реальные преступления и, судя по суровости наказания, преступления эти были тяжкими. Казнь через распятие чрезвычайно мучительна. Тем более удивительно, что один из злодеев, несмотря на мучения, находит в себе силы поносить Господа, тем самым внося свой вклад в Его унижение. Что же до второго, то с ним произошло нечто странное. Любые попытки объяснить, что именно произошло в душе этого человека, по преданию именовавшегося Гестасом, будут не более чем вольной фантазией, ибо в Писании об этом ничего не сказано. Достоверно только, что этот человек – разбойник, казнимый за серьёзные преступления – в последние минуты своего земного бытия уверовал в Иисуса, как в Сына Божия, и попросил Господа помянуть его, т.е. вспомнить о нём в Царстве Божием. В земной жизни Иисуса было немало моментов, которые при всей своей реальности в то же время отличались глубокой символичностью. Два разбойника по правую и по левую руку от Иисуса были вполне реальными людьми. Но в их отношении к Господу отражается весь мир.

Голгофа. Три креста. В центре Иисус. Не в величии, не в славе, а в предельном унижении, хотя над Его головой прибита таблица с надписью «Царь Иудейский». Понтий Пилат написал это ради того, чтобы уязвить иудеев, вынудивших его казнить невинного и отпустить Варраву. Но, удивительным образом, сам того не подозревая, прокуратор написал истину. На кресте Голгофы действительно находится царь – царь грядущего нового творения. Своим отношением к этому царю каждый из живущих решает свою судьбу, своё участие в грядущем царстве. Царь ещё не явился в славе, Его величие сокрыто, поэтому выбор совершенно свободен. И вот, с одной стороны от Его креста стоят воспринимающие Священную Историю как бред, глумящиеся над Спасителем и всячески поносящие Его. В их числе те, кто старается вычеркнуть Христа из жизни мира – т.е. то самое, чем сегодня занимается так называемая «христианская» Европа, поставляющая в центр не Бога, а человека, провозглашающая ценности, несовместимые с Царством Божиим. С этой же стороны и те, кто на словах именует себя христианином, но делами каждодневно отрекается от Спасителя. А кто с другой стороны? С другой стороны находятся те, кто в своей жизни тоже сделал много плохого и недостойного, но, оказавшись в присутствии страдающего Спасителя, вдруг осознали, что в личности Христа к ним действительно приблизилось Божье Царство, Божественная истина, Божественная святость. Они осознали, что во Христе к ним приблизился любящий Отец, Которого они столь часто оскорбляли своим непотребством. И вот, ощутив с одной стороны любовь Отца, а с другой всю глубину своего падения, своего недостоинства, своей нечистоты, они, вослед за уверовавшим разбойником, говорят Иисусу: «Помяни нас, Господи, во Царствии Твоём». Не «прости», не «извини», а именно «помяни», вспомни о нас. Мы немало поразбойничали. Мы основательно потрудились для себя, презрев ближних и обратив их себе на потребу. Мы грешили вполне сознательно, получая удовольствие от собственного непотребства. Нет причин, по которым мы заслуживаем прощения, мы ничем его не заслужили и потому единственное, что нам остаётся, так это смиренно просить о милости – о том, чтобы Господь не забыл нас, не отвернулся от нас, но помянул нас во Царствии Своём.

В нескольких словах уверовавшего разбойника и в очень кратком ответе Христа является вся сущность служения Спасителя – то, ради чего Он сошёл в наш мир; то, ради чего Он претерпел муки предательства, унижения, бичевания, несения креста, распятия и смерти. Это было соделано для того, чтобы, увидевши Его, мы поняли истину о себе; поняли, кто мы такие, и обратились к Нему – Единственному, способному вывести нас от смерти к жизни. Пример уверовавшего разбойника показывает, что не важно, когда именно совершится обращение. Главное, чтобы оно случилось, чтобы хотя бы в самый последний момент своего земного бытия ты понял, кто ты на самом деле. Потому что только тот, кто познал нелицеприятную истину о самом себе, может искренне сказать Христу то, что сказал уверовавший разбойник: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твоё». И только такой человек может услышать в ответ – «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».

В этой жизни мы постоянно стремимся доказать другим и самим себе собственную важность, значимость. Именно ради этого люди топчут своих ближних, пытаясь по их головам взобраться как можно выше. Но чего стоят их усилия перед лицом смерти? Ничего. Потому что каких бы высот ты ни достиг, ты умрёшь точно также, как последний нищий. А пышные похороны, которые тебе устроят, лично к тебе уже не будут иметь никакого отношения. Поэтому все попытки возвышения, все совершённые ради этого преступления совершенно бессмысленны и бесполезны, ибо не ведут никуда. Настало время осознания реальности – мы стоим на краю бездны, на краю небытия, и только Христос может удержать нас от низвержения туда. Но для того, чтобы это случилось, нужно осознать истину, нужно ужаснуться осознанному и, обратившись к Тому единственному, Кто действительно может спасти, смиренно попросить - не потребовать, а именно попросить - «Помяни меня, Господи, когда придёшь в Царствие Твоё».

Христос пришёл, чтобы призвать грешников к покаянию, чтобы спасти заблудших. Ради этого Он претерпел унижения и страдания. Ради этого Он взошёл на крест. Ради этого Он умер. И если при соприкосновении с Ним мы поняли истину о себе, ужаснулись и попросили о милости, то Его страдания и смерть не были напрасны.

«И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.».

Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 28.03.13




Другие проповеди по этому же поводу:

10 Апреля 2020 - Страстная Пятница (Пастор  Д. Лотов)
19 Апреля 2019 - Страстная Пятница (Пастор  Д. Лотов)
30 Марта 2018 - Страстная Пятница (Пастор  Д. Лотов)
14 Апреля 2017 - Страстная Пятница (Пастор  Д. Лотов)
25 Марта 2016 - Страстная Пятница (Пастор  Д. Лотов)
03 Апреля 2015 - Страстная Пятница (Пастор  Д. Лотов)
18 Апреля 2014 - Страстная Пятница (Пастор  Д. Лотов)
22 Апреля 2011 - СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА (Пастор  Д. Лотов)
02 Апреля 2010 - Страстная Пятница (Пастор  Д. Лотов)
10 Апреля 2009 - Страстная Пятница (Пастор  Д. Лотов)