МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
30 Марта 2018 года

Страстная Пятница


Наше сегодняшнее богослужение совершается в самый скорбный для верующего день Церковного года. Сегодня мы вспоминаем страдания и смерть нашего Спасителя, Его крестный путь, Его жертву на Голгофе. Услышанная сегодня История Страданий Господа напомнила нам события, последовавшие за Тайной вечерей – предательство Иуды, арест в Гефсиманском саду, допросы у первосвященника, Ирода и Пилата, издевательства солдат, звериную ненависть иудеев, вопивших «Распни Его!». Затем страшный путь на Голгофу: избитый до состояния кровавого месива Иисус вынужден не только идти, но и тащить крест, под тяжестью которого в конечном счёте падает и уже не может подняться. А далее немыслимая боль при распятии и несколько часов страданий на кресте, когда к боли от побоев, бичевания и ран добавились муки удушья… История Господних страстей страшна во всех отношениях, но есть в ней момент, ужас которого превосходит всё остальное. Это одиночество Христа.

Известная пословица гласит «на миру и смерть красна». Самое страшное переживание, разделённое с другими людьми, не столь страшно, как может представиться стороннему наблюдателю. Но горе тому, кто вынужден бороться с кошмаром в одиночку, не имея ни от кого ни поддержки, ни сочувствия, ни утешения. Ужас крестного пути Христа в том, что Он проходит его один.

На протяжении всего времени земного служения Господь был окружён учениками: вначале двенадцать первопризванных, потом присоединяются другие, так что Христа в Его странствиях постоянно сопровождало около ста человек. И хотя они далеко не всегда понимали смысл Его слов, но они были с Ним, причём многие искренне любили Его. Но вот, приближается роковое мгновенье – к Гефсимании движется предводительствуемая Иудой вооружённая толпа. В этот момент Иисус, знающий, что сейчас произойдёт, молится: «Авва Отче! Всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня…». Это звучит парадоксально, но Единосущный Сын Божий испытывает немыслимый ужас – об этом свидетельствует кровавый пот, появляющийся у человека только в самые страшные моменты бытия. Иисусу страшно. Ему безумно страшно. Он ищет поддержки у близких Ему людей и именно поэтому говорит ученикам: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте». И что же? Они засыпают, оставляя Спасителя наедине с Его ужасом. А потом, когда приходят вооружённые люди, когда совершается предательство, ученики вообще разбегаются кто куда. Иисус остаётся один в окружении врагов. Только Пётр осмеливается скрытно пробраться за Учителем во двор первосвященнического дома, но, будучи опознан в качестве ученика, немедленно отрекается от Иисуса и поспешно уходит. Теперь вокруг Спасителя находятся только ненавидящие Его, желающие Его скорейшей гибели. И в этом одиночестве, в котором нет ни единого сочувствующего взгляда, Господь претерпевает лживые обвинения, глумления и страшнейшее наказание – бичевание плетьми, которое приравнивалось к смертной казни. Когда же Он оказывается на кресте, приходит самое страшное одиночество – ощущение оставленности Богом. С точки зрения формальной логики это совершенно немыслимо. Каким образом Единосущный Сын Божий, Истинный Бог мог страдать от оставленности Богом? Это одна из тех сущностей, которые мы никогда не сможем понять, находясь в пределах нынешнего бытия. Единственное, что мы можем сделать сейчас, так это принять совершившееся, как факт, ибо в последние минуты Иисус кричит громким голосом: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?». Вслед за этим наступает смерть…

Как страшно для верующего пережить чувство оставленности Богом. Не проклятия, не наказания, а именно оставленности. Наказание – это благо. Оно показывает, что ты не безразличен, что Бог хочет, чтобы ты одумался и изменил свою жизнь. Но оставленность… Ты Мне больше не нужен – иди куда хочешь, делай что хочешь – для Меня это уже не имеет значения. Это самое страшное, что может быть, потому что если ты не нужен Богу, если ты Ему безразличен, то всё остальное теряет смысл. И жить в этом случае уже невозможно. Можно существовать, но не жить. Потому что без Бога мироздание вообще и человеческая жизнь в частности лишается смысла и цели. Ты действительно можешь делать что угодно, но твои деяния не ведут никуда. Но если они никуда не ведут, то зачем совершать их?... Иисус страдает и умирает за грехи всего мира. Более того, как жертвенный Агнец, Он принимает их на Себя. А среди человеческих грехов есть и разлучённость с Богом. Не пережил ли Иисус в Свои последние минуты эту разлучённость, а вместе с нею и ощущение бессмысленности всего соделанного Им?...

Господь взошёл на крест Голгофы ради нашего спасения, в том числе и для того, чтобы наша отлучённость, отсоединённость от Бога была преодолена. Он взошёл на крест ради того, чтобы мы никогда, ни при каких обстоятельствах не оказались в одиночестве, не испытали самое страшное, что может быть – ощущение бессмысленности, ненужности своей жизни. Люди немилосердны. Они могут отступиться и предать, они могут уничтожить плоды твоих многолетних трудов, всласть поглумиться, чтобы ты до дна испил чашу горечи и унижения. Но, если такое происходит, помните о том, что даже если ваш труд разрушен, он не был напрасным, потому что у Бога не забывается ничего. Многие общины, основанные св.Павлом, о которых повествует Книга Деяний, были впоследствии уничтожены исламским нашествием, но разве это означает, что труд Апостола был тщетным? У Бога никто не забыт и ничто не забыто – это то, что каждому из нас надлежит помнить во всех обстоятельствах. Христос пережил ужас одиночества и богооставленности для того, чтобы освободить нас от этого чувства. Его крест – это мост, связующий нас с нашим Небесным Отцом, Который никогда не оставит нас, к Которому мы можем обратиться в любой момент, в любой нужде. Будем помнить об этом, наипаче во дни испытаний, дабы не позволять унынию и отчаянию овладевать нами. И от всего сердца возблагодарим нашего Господа, Который Своими страданиями и смертью уже на этой земле избавил нас от главного ужаса преисподней – отлучённости от Бога. «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 30.03.2018




Другие проповеди по этому же поводу:

14 Апреля 2017 - Страстная Пятница (Пастор  Д. Лотов)
25 Марта 2016 - Страстная Пятница (Пастор  Д. Лотов)
03 Апреля 2015 - Страстная Пятница (Пастор  Д. Лотов)
18 Апреля 2014 - Страстная Пятница (Пастор  Д. Лотов)
29 Марта 2013 - Страстная Пятница (Пастор  Д. Лотов)
22 Апреля 2011 - СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА (Пастор  Д. Лотов)
02 Апреля 2010 - Страстная Пятница (Пастор  Д. Лотов)
10 Апреля 2009 - Страстная Пятница (Пастор  Д. Лотов)