МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
28 Апреля 2013 года

ПОЙТЕ ГОСПОДУ СЛАВУ! Проповедь на воскресенье «КАНТАТЕ»


Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да пребудут со всеми вами! Аминь

Братья и Сестры!

Пение и музыка исторически занимают немалое место в жизни человека. Бодрые слова и мелодии марша поднимают его на работу, вливают мужество в сердца в годину испытаний. Лирические песни передают его переживания в различные периоды жизни. Танцевальные песенки поднимают настроение в моменты отдыха. Колыбельные песни человек воспринимает, находясь ещё в утробе своей матери. Траурные песни сопровождают его в последний земной путь…. Воистину: «нам песня строить и жить помогает»! Но помимо этого имеется большой раздел духовной музыки и песнопений, которых долгие годы нас лишали, пытались от нас скрывать. Почему это происходило? Кому были посвящены эти музыкальные подношения?

Послушаем Слово Божие из книги пророка Исайи (12,1-6):

«1. И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи: Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня.

2. Вот, Бог – спасение моё: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь – Сила моя, и пение моё – Господь; и Он был мне во спасение.

3. И в радости будете почерпать воду из источников спасения,

4. И скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его;

5. Пойте Господу, ибо Он соделал великое, - да знают это по всей земле.

6. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святой Израилев».

Да сохранится в сердцах ваших Слово это. Аминь.

Дорогие Братья и Сестры,

Нас, в нашей «стране всеобщего атеизма», пытались оторвать от Бога и Его Писания. А через всё Святое Писание проходит тема прославления и воспевания Бога. В Ветхом Завете в книге Псалмов не только упоминается о необходимости музыкального сопровождения библейских текстов, но нередко и конкретно указано на каких музыкальных инструментах это должно производится (Пс. 4;5;6;8;11;44;45; и т.д.). Библия даже указывает на одного из потомков Каина – Иувала, сына Ламеха – как на отца «всех играющих на гуслях и свирели» (Быт. 4,21). Пение, в свою очередь, выражает чувства и настроение людей. И это тоже нередко используется при совершении духовных служений. Псалмопевец и царь Давид установил обязательность пения при официальных богослужениях в Скинии. Для этого 24 хора певчих с общим числом участников в 2000 человек по очереди служили в Храме (1 Пар. 25). А в числе возвратившихся из вавилонского плена упоминается о 245 храмовых певцах и певицах (Неемия 7,67). Также и Иисус Христос пел вместе со своими учениками израильские песни хваления (Матф. 26,30; Мк. 14,26). Апостол Павел и сопровождавший его Сила, даже находясь в тюрьме, пели гимны во славу Господа (Деян. 16,25). Духовные песни и псалмы во славу Божию пели и в собраниях ране - христианских общин (1 Кор. 14,26; Еф. 5,19; Кол. 3,16) и т.д.

Вот и текст из Ис. 12, который мы читали сегодня, представляет собой «Гимн благодарения Богу за спасение». Этот гимн написан в ознаменование славного Второго Исхода, т.е. на возвращение остатка рассеяния народа Божия из вавилонского пленения в землю обетованную. Он во многом перекликается с тем гимном, который пел в своё время Моисей об исходе из Египта (Исх. 15). Но новым и главным отличием этого гимна Исайи является то, что радость освобождения из данного плена (вавилонского) – это только контекст, подстрочник! А главная мысль – это пророчество о полном и великом освобождении от греха и смерти, которое Господь Бог даст ВСЕМУ человечеству через Мессию, Единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа (Ис. 12,2.4). Поэтому пророк Исайя восклицает: «Бог – спасение моё»! Пророк указывает и на спасительность своего Бога – Бога Авраама, Исаака и Иакова – не только для себя лично, но и для других людей и целых народов и делает это с помощью одного образного выражения. Слово «ВОДА» - характеризует надежду народа, долгие годы томившегося в ненавистном плену. Народа, из которого посредством насилия, подкупа и лести, религиозного давления и других действий захватчики-вавилоняне методически старались выбить все признаки самобытности, самоиндентичности и самосознания. Но тщетно! Так же как усталые путники знают, что, если они найдут в пустыне оазис с водным источником, то тем самым сохранят свою жизнь, так и народы Израиля и мира получат силу и спасения от источника «воды живой». В книгах Нового Завета об этом говорит сам Господь Иисус Христос: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему сделается источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4,14). Спаситель приглашает: к Себе всех: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37). Иисус никого не разделяет по цвету кожи, семейному или общественному положению. Он не делит по возрастному или половому признаку. Для Него нет условных государственных границ. ВСЕ, «КТО ЖАЖДЕТ, иди ко Мне и пей»! Как же нам не славить милосердного Господа, не воспевать Его, не призывать имя Его? И не только потому, что пророк Исайя много тысяч лет назад написал об этом. А ведь в тех словах пророка содержится и для нас пророчество о нашем сегодняшнем миссионерском назначении: «Возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его» (Ис. 12,4).

Дорогие Братья и Сестры.

Название темы для сегодняшнего 4-го воскресенья после Пасхи – КАНТАТЕ - т.е. «Пойте», очень соответствует традицией лютеранских Общин. Нас недаром в истории Церкви называют «поющими Общинами». Музыка и пение сопровождают религиозную жизнь лютеран с исторического момента создания наших Общин. И это были не только литургические хоралы к отдельным частям богослужения или по случаю проведения религиозных праздников. Утром, днём и вечером, до и после принятия пищи, следуя на работу и во время её, путешествуя – лютеранин всегда может петь, всегда может найти хорал, подходящий к той или иной ситуации, для каждого своего настроения. И это не современные «хиты», навязчиво звучащие в ушах по радио или по телевидению и которые при этом, к сожалению, состоят, в основном, (из-за отсутствия хорошей поэзии, а, главное, содержания) из многократного повторения одной и той же строчки, сопровождаемой бессмысленными возгласами и сексуальными или механическими телодвижениями «подтанцовки». Лютеранские гимны, впитавшие в себя лучшее из предшествовавших образцов церковной музыки, написаны на ясные, простые слова и гармоничную мелодию. Они написаны во славу Господа. И недаром большинство наших сборников Песнопений – „Gesangbuch“ открываются хоралом: „Allein Gott in der Höhe sei Ehr“ – «Едину Богу в небесах честь, слава и хваленье». К подбору хоралов (и очень тщательно) подходил Доктор Мартин Лютер. А именно он был составителем первого сборника песнопений нашей Церкви. Для некоторых хоралов, вошедших в этот сборник, он не только написал стихи, но и сочинил музыку. Нас, лютеран, нередко упрекают, что мы слишком трепетно относимся к этим произведениям 16-17 веков. Мол, мы «не современны», мы слишком много внимания отдаём «достопочтенным старцам»: Иоганну Себастьяну Баху, Георгу Фридриху Генделю, Людвигу Бетховену, Иоганну Крюгеру, Николаусу Херману, Бартоломеусу Цезиусу и др. Музыка и содержание лютеранских хоралов бывает тесно связана с народными традициями. Так нередко авторы хоралов, (многие из которых были священниками, духовными лицами), писали свои стихи на музыку народов Германии, Франции, Австрии, Италии, Англии. Вспомним и некоторых из авторов наших гимнов: Пауль Герхард, Лоренц Лоренцен, Георг Вернер, Иоганн Олеариус, граф Николаус фон Цинцендорф, Хартман Шенк, Людвиг Хембольд, Иоахим Неандр. Многие хоралы были созданы в общинах «Богемских братьев», ведущих свою историю со времён Яна Гуса. Интересно, что многие лютеранские хоралы, после перевода их текстов с немецкого на другие языки, вошли в репертуар других протестантских деноминаций . Так многие из них, в хорошем переводе на русский язык, который сделал Иван Сергеевич Проханов, Церковью Евангельских Христиан Баптистов считаются ИХ достоянием! Об И.С. Проханове хочется сказать особо: талантливый проповедник, владевший несколькими языками он перевёл на русский язык более 1000 песнопений, а также издал 11 Сборников Духовных песнопений!

Но мы, лютеране, и сами не замыкаемся в своей «скорлупе», а с удовольствием поём хоралы сочинённые в Методистской, Пресвитерианской, Баптистской и других Церквях. Не отказываемся мы и от старых песнопений на латинском языке, которые звучат в Католической Церкви. Ведь все они написаны во славу и величие Триединого Бога! В создании многих песен, принятых и исполняемых в нашей Церкви, в разные годы принимали своё участие и известные люди России: великий князь Константин Константинович Романов, поэты Алексей Николаевич Плещеев, Иван Никитин, друг А.С. Пушкина Вильгельм Кюхельбекер, Николай Огарёв, композиторы Дмитрий Бортнянский, П.И. Чайковский и другие. Особенность лютеранских песнопений состоит в том, что для их исполнения нет необходимости приглашать со стороны специальные коллективы певцов – Община САМА, своими далеко не консерваторскими голосами, может донести суть хорала. Ведь эти хоралы – маленькая проповедь, наша молитва, наш искренний разговор с Богом! Господь дал каждому из нас голос: громкий или тихий, «маленький», мелодичный или не очень. Господь вложил в наши сердца ВЕРУ. Дух Святой разъяснил нам смысл Писаний и научил, как выразить их, в том числе, и в пении.

Так как же «не петь мне песен Богу! Как Его не восхвалять!», как поём мы в 11 хорале из нашего сиреневого песенника. И с этим трудно не согласиться. В этих хоралах сливаются воедино голоса детей, молодежи и пожилых людей. Пророк Исайя пишет: «Пойте Господу, ибо Он соделал великое, - да знают это по всей земле» (Ис. 12,5)! И МЫ ПОЁМ. Поём на разных языках. Поём разными голосами. Поём всем сердцем. Поём в церкви и дома. Поём, когда нам хорошо и когда на сердце лежит камень переживаний, когда трудности и печали одолевают нас. Поём с глубокой ВЕРОЙ!

Братья и Сестры!

Многим из нас посчастливилось в разное время побывать на служении в других общинах или конфессиях. Некоторым Бог дал возможность принимать в многолюдных международных духовных встречах. Мне довелось принимать участие в одной из таких встреч. Это было в Амстердаме в 2000 году. Там нас было более 10 000 делегатов и гостей. И все мы много пели. Пели гимны на разных языках. Но особенно запомнилось, когда весь зал, все 10000 человек запели «Nun danket alle Gott» - «Восславим Господа и сердцем и устами», « Du, großer Gott» - «Великий Бог, когда на мир смотрю я», «Amazing grace» - «О, благодать, спасён Тобой». И, конечно, гимн Мартина Лютера «Ein feste Burg ist unser Gott» - «Господь наш щит, оплот и меч»! Мы все чувствовали себя благословенными Господом и объятыми Духом Святым. Это незабываемо!

Возлюбленные в Господе Братья и Сестры!

Милосердный Бог нашей жизни ждёт от нас преданности. И такое - видимое - проявление преданности Он взвешивает через содержание наших сердец. Пусть же всегда к Нему несутся наши песнопения и пусть наши песни станут молитвой. Господи, Тебе молимся мы! И пусть наши молитвы также станут песней нашего сердца. Гимном Твоей славы. Чтобы жизнь наша сопровождала Тебя в Твоём пути и могла передать Твой истинный образ всем людям на земле. И когда однажды наступит день в который «Бог ототрёт всякую слезу», а мы присоединимся к хорам, поющим песню Агнца (Откр. 7,17; 15,3; 21,4) – тогда настанет самый большой праздник «Кантате» и на небесах! Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

14 Мая 2017 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
24 Апреля 2016 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
03 Мая 2015 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
18 Мая 2014 - Поющая община. Проповедь на воскресенье CANTATE (Пастор  Г. Азиков)
06 Мая 2012 - Cantate – 4 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
02 Мая 2010 - Cantate - 4 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
20 Апреля 2008 - Cantate - 4 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)