МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
02 Мая 2010 года

Cantate - 4 воскресенье после Пасхи


Ис.57, 15-21

Так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных. Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворённое. За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца. Я видел пути его, и исцелю его, и буду водить его и утешать его и сетующих его. Я исполню слово: мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь, и исцелю его. А нечестивые - как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь. Нет мира нечестивым, говорит Бог мой.

Если подходить к христианству с позиций формальной логики, то ничего путного из этого не выйдет – в нём слишком много взаимоисключающих моментов, которые, тем не менее, сосуществуют. Например, христианин в одно и то же время является святым и грешником - Божьим созданием, призванным к святости и жизни и в то же время отступником, идущим к смерти. Соответствующим образом двойственным является и отношение Бога, Который одновременно гневается и являет милость, поражает и исцеляет. Всё сие - результат двойственности человека, являющейся неотъемлемой реальностью нашего бытия со дня грехопадения, разрушившего изначальную гармонию человека. Именно с момента грехопадения нас тянет одновременно в две стороны и мы, желая попасть на небеса, шествуем в преисподнюю. Самое скверное, когда тяга в обе стороны примерно одинакова. В этом случае любой выбор превращается в мучительный процесс. И так как нормальное бытие в таком состоянии невозможно, начинает развиваться стремление подавить одну из сторон. Спрашивается, которое из направлений будет в этом случае подавляемо? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, не надо быть гением. Ответ очевиден. Стремление ко греху побеждает намного чаще, потому что двигаться в этом направлении проще и привлекательней. Именно поэтому человек полностью предоставленный самому себе, неизбежно впадает во грех, а тем самым своими собственными руками ведёт себя к гибели. Но Бог не хочет, чтобы мы погибли. Именно поэтому Он посылает нам Святого Духа, дабы посредством Его воздействия помочь нам поддержать в себе стремление к праведности и подавить стремление ко греху. И то и другое становится возможным за счёт пребывания в совершенно особенном состоянии, которое в Писании обозначено словом «мир».

Об этом мире говорится в обоих Заветах: как в Ветхом, так и в Новом. Сегодня мы прочитали у пророка Исайи: «Я видел пути его, и исцелю его, и буду водить его, и утешать его и сетующих его. Я исполню слово: мир, мир дальнему и ближнему…». И не чем-нибудь, а вестью о мире, возвещённой Ангелами в Святую Ночь, знаменуется Первое Пришествие Спасителя. Что же из себя представляет указанный мир? Ведь совершенно очевидно, что он не имеет никакого отношения к понятию мира, как стабильности общества или как к противоположности войны. Поэтому только недоумённые вопросы может вызвать устоявшийся перевод Ангельского благовестия: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, и в человеках благоволение». Ведь Пришествие Христа не водворило никакого мира. Более того. Он Сам сказал, что принёс на землю не мир, но меч. Так кто же, Бог обманывает нас? Или, может быть, Ангелы от великой радости всё перепутали? Никоим образом. Если заглянуть в оригинал Нового Завета, то будет видно, что Ангельская весть звучит иначе: «Слава Богу в небесах и на земле; мир людям, в которых Его благоволение». Тогда всё становится на места, и мы видим, что мир, даваемый Господом, есть не внешнее, но внутреннее состояние, которое достигается посредством единства человека с Богом. Посредством пророка Господь возвещает: «Я исполню слово: мир, мир дальнему и ближнему … и исцелю его». Что означает сие исцеление? Оно означает преодоление той раздвоенности, о которой мы говорили вначале. Преодоление за счёт осознания греха как греха, отстранения от него и решительного обращения на путь Божественной Истины. Преодоление двойственности, пусть даже неполное, позволяет стать более цельной натурой, стремящейся не в преисподнюю и не в равной степени в преисподнюю и к небесам, но прежде всего в Царство Божие. Мир Божий воссоединяет нас со Христом и тем самым становится источником великой благодати, источником утешения, позволяющего переносить тягчайшие испытания и не ломаться, позволяющего сохранить в целостности свою личность и идти по жизни со спокойной уверенностью. Обычный человек оглядывается по сторонам с боязнью, опасаясь стать жертвой обстоятельств. Именно поэтому люди рвутся наверх, ибо путём обретения богатства или власти надеются оградить себя от нестабильности бытия. Носитель же Божьего мира принимает жизнь такой, какая она есть, и, уповая на Господа, будучи утешаем Им, сохраняет себя во всех обстоятельствах, каковы бы они ни были. В том числе даже в самых тяжких испытаниях. Об этом свидетельствует нам история Церкви, причём как древняя, так и вполне современная.

Однако, мир Божий не приходит сам по себе. Для того, чтобы он пришёл, нужно желать единства с Богом. Никаких изначальных ограничений со стороны Бога нет, ибо посредством жертвы Христа Он обращается ко всем людям, делая воссоединение и спасение доступным для каждого человека. Но далеко не все испытывают желание сделать ответный шаг.. Ведь для этого нужно сместить центр мировоззрения со своей собственной персоны на Творца. Между тем намного проще жить тогда, когда в центре всего стоит своё собственное «я», когда ты следуешь прежде всего своим собственным желаниям, ни в чём себе не оказываешь и делаешь то, что выгодно именно тебе, немало не озадачиваясь при этом нуждами ближних. Разумеется, такой образ мышления и жизни ввергает человека в бездну греха, но в том то всё и дело, что для пребывающего вдали от Всевышнего понятие греха попросту не существует, или является чисто абстрактным понятием. В лучшем случае оно означает нарушение Уголовного или Гражданского Кодексов. Да и то, если не попался, то молодец. Одним словом, жить по собственной воле намного проще, чем по воле Всевышнего. Да и приятнее однозначно. Однако, есть одно «но», о котором напоминает нам Господь через пророка Исайю: «…нечестивые как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь. Нет мира нечестивым…». Любой человек, даже самый падший, остаётся Господним творением, сохраняющим память об утраченном рае. И эта память, память об изначальной гармонии пробивается даже через грех, как трава сквозь асфальт. Каким бы образом её не подавляли, она всё равно остаётся. Следовательно в человеке, не идущем путём Господа, всегда будет внутренний разлад, никогда не будет цельности и полного спокойствия. С внешней стороны всё может идти хорошо, но осознание истины о самом себе периодически будет вторгаться в бытие, и тогда хлеб насущный покажется весьма горьким. Человек, не имеющий мира Божия, обречён на страдание от самого себя, и плоды этого страдания будут тяжкими как для самого человека, так и для окружающих.

Пребывание в мире Божием не является стабильным состоянием, которое, будучи однажды обретено, навсегда остаётся в тебе. Его можно обрести, его можно утратить. Но утрата вновь вернёт нас к двойственности и к страданию от таковой. Для того, чтобы не только обрести мир Божий, но и сохранить его, нам должно постоянно взирать на Воскресшего Христа, постоянно обращаться к Нему, как к источнику силы; нам должно уповать и опираться не на себя, но на Него, дабы наша душа преображалась от соприкосновения с Его святостью, исполнялась мира и сияла светом Небесного Царства. [история о молитве из пяти слов - "Господи, покажи мне какая я"; "Господи, покажи мне какой Ты"]

Пребывание в Господе, пребывание в Его мире важно не только для нас самих. Господь говорит: «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушёнными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушённых». Мир жесток. Он причиняет много страданий пребывающим в нём. И наше назначение – нести им утешение Всевышнего, обращая их от тьмы отчаяния к Источнику света и Подателю жизни. Да явится же через нас утешение Господне, дабы страждущие обрели мир Божий и прославили святое имя Его! Аминь.

 


Хоралы:

Другие проповеди по этому же поводу:

14 Мая 2017 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
24 Апреля 2016 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
03 Мая 2015 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
18 Мая 2014 - Поющая община. Проповедь на воскресенье CANTATE (Пастор  Г. Азиков)
28 Апреля 2013 - ПОЙТЕ ГОСПОДУ СЛАВУ! Проповедь на воскресенье «КАНТАТЕ» (Пастор  Г. Азиков)
06 Мая 2012 - Cantate – 4 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
20 Апреля 2008 - Cantate - 4 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)