МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
06 Мая 2012 года

Cantate – 4 воскресенье после Пасхи


Кол.3, 12-17

Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг ко другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства; и да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны; и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно со всякой премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в ваших сердцах Господу. И всё, что вы делаете словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.

Праздник Пасхи, Светлое Христово воскресенье, является центром Церковного года и всей христианской жизни. Воскресение Господне – сущность нашей веры, ибо, как сказал св.Павел, если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна. Праздник Пасхи не является просто воспоминанием о событии, совершившемся в некоем отдалённом прошлом. Он выражает и нынешнюю реальность, ибо Христос – наш современник. Утверждающий иное не может именоваться христианином. Однако, вопрос в том, каким образом мы, как ученики Господа, воспринимаем Его присутствие в современности? ,p>После того, как мы обрели возможность говорить на темы, ранее объявленные запретными, было сказано очень много о гонениях на Церковь в России, о прерванности христианской традиции, об искажении сознания, подмене ценностей и вытекающих из всего этого проблемах нынешнего поколения российских христиан. Всё это справедливо. Однако, разве во времена империи, когда Церковь не только не преследовалась, но была одним из устоев государственной жизни, разве тогда не было массового искажения сознания и подмены ценностей? Если всё было так замечательно, и Русь была воистину святой, то почему в те замечательные времена неотъемлемой частью жизни общества были несправедливости, беззакония, лихоимства и всё прочее в том же духе? Сейчас модно поносить людей, чья деятельность подготовляла большевистский переворот, но такая деятельность не возникает на пустом месте. Что же стало причиной её появления? То же самое, что лежит в основе сегодняшних бедствий Божьего народа – отсутствие Христа в повседневности. Никто из христиан не отрицает, что Господь воскрес, но очень многие не воспринимают Его присутствие среди нас. Он находится где-то на небесах, далеко. Он – Сам по себе, мы – сами по себе, в результате чего Господь перестаёт быть силой, формирующей бытие. Мы предпочитаем жить своим умом, делать то, что считаем нужным. И даже когда вследствие заблуждений и грехов у нас начинаются проблемы, мы ищем опоры и утешения не у Христа, а у ближних. Глядя на это, можно подумать, что Христос для многих либо абстракция, либо один из великих учителей прошлого, создавший очередную систему моральных предписаний. По крайней мере, отношение именно таково. Но это уже не христианство. Потому для христианина Господь – не абстракция, но личность, с которой он пребывает в постоянном общении. Не формальном общениии, выражающемся в механическом произнесении молитвы «Отче наш» во время мессы, а глубоко личном общении, при котором верующий устремляется к Господу всеми силами души и стремится к максимальной гармонии своей жизни с Его волей, стремится увидеть себя и свои деяния с точки зрения Божественной справедливости и посредством сего понять, достойны ли они того, чтобы их совершить. Именно поэтому и написал нам св.ап.Павел: «И всё, что вы делаете словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца». Мы соотносим свои намерения и деяния не с человеческой моралью, но с волей Христа. Можно ли посвятить Ему то или иное начинание? Можно ли просить о благословении задуманного дела? И если понимаешь, что нет, лучше отказаться от задуманного. Кстати, обратите внимание на то, что Павел говорит не только о деле, но и о слове. Слово должно быть обдумано не меньше, чем дело, потому что и слово может вести ко греху или быть грехом. Если бы все, именующие себя учениками Господа, поступали именно так, насколько лучше стал наш мир! Сколь много недолжного и мерзостного ушло бы безвозвратно! Да и как оно могло бы не уйти, если к тому, кто все свои деяния и намерения посвящает Богу и действует по Его благословению, приходит Божий мир, о котором Павел говорит: «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны…». Мир Божий – это особое состояние, возвышающее верующего над хаосом повседневности, это прикосновение к вечности, это возможность смотреть на повседневность именно с точки зрения вечности. Благодаря такому взгляду верующий видит истинную ценность различных сущностей, их истинную важность, благодаря чему становится способным не распыляться на второстепенное, а сосредоточиться на главном. А что главное? Любовь, о которой Апостол говорит: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». Что такое эта любовь? - не экзальтированное охание и ахание, но терпеливое и смиренное служение, сопереживание, совместное несение бремени. Мы служим ближним, прозревая в них лик Божий, почему и сказано в Писании, что невозможно любить Бога, а ближнего ненавидеть. Почему любовь – совокупность совершенства? Потому что именно она даёт возможность совершать всё, к чему призывает Павел: «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг ко другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы». Присутствие Христа в нас, возможность смотреть на мир Его глазами, проникнутость Его любовью даёт возможность жить так, как призывает Апостол, причём не принуждать себя к такой жизни, не мучиться из-за этого принуждения, но жить естественно и свободно – понимая, что никакая иная жизнь не является возможной, потому что не ведёт ко благу, т.е. к исполнению Божьей воли на этой земле.

В наше время главной составляющей бытия является потребительство. Люди ищут прежде всего личной выгоды и комфорта. С этой точки зрения оценивается и Церковь. Многие приходят в неё в поисках того же самого. Ведь не секрет, что и в Церкви можно неплохо устроиться и разбогатеть – скандалы последнего времени показали, что это именно так. Да и верующие порою смотрят на своё пребывание в Церкви как на средство получения некоей выгоды в виде участия в Божьем Царстве. Заблуждение. Христу никогда не было нужно следование по причине выгоды или из страха перед наказанием. Так могут поступать рабы, в то время как Христос пришёл затем, чтобы сделать нас свободными. Свободный же человек следует за Господом по другой причине. В этом мире сосуществуют мерзость и благо. Их сосуществование ставит любого человека перед необходимостью выбора: которой из этих сущностей отдать предпочтение. В том случае, если ты выбираешь благо, очень быстро начинаешь понимать, что своими силами устоять в нём невозможно. Собственная греховность в союзе с внешним злом всё время старается столкнуть с избранного пути. Именно поэтому мы и ищем опоры во Христе. Не для того, чтобы получить какую-то выгоду, но для того, чтобы, отстранившись от мерзости, пребывать в Истине. Не потому, что она приносит какие-то выгоды, а потому что это - Истина. И Царство Божие, к которому мы стремимся, является состоянием полного торжества этой истины. Стремление к пребыванию в единстве со Христом не приносит никакой выгоды в мирском понимании. Скорее как раз наоборот. И поистине жить во зле, т.е. вне Христа или ограничиваясь чисто формальным признанием Его существования, безусловно проще. Своих сил для такой жизни оказывается вполне достаточно. Но она ущербна. Каждый человек, даже самый падший, является Божьим созданием. Даже в самом падшем человеке присутствует искра Божия, неумирающая частица Божественной сущности, которую мы называем душой. Эта частица побуждает тянуться к Богу, пребывание в единстве с Которым осознаётся как правильный путь. Не хороший или плохой, не удобный или неудобный, а правильный. Движение ко злу, хотя и намного удобнее, правильным не является. Вследствие сего человек, живущий во зле, начинает ощущать мучительную раздвоенность. Эту раздвоенность можно преодолеть по-разному. Например, раскаяться в заблуждениях, как раскаялся разбойник на кресте. А можно окончательно сломать самого себя и забросать искру Божью всяческой нечистотой настолько, что её присутствие перестанет ощущаться. Можно и так, но куда сие приведёт? Мы следуем за Богом не из страха наказания, не для получения выгоды. Мы следуем за Ним потому, что Его частица в нас хранит память об Отце и побуждает нас к воссоединению с Ним. Мир двойственен. Мы сами двойственны. Добро и зло существует не только снаружи, но и внутри нас: что выбираем? Зло не исчезнет, оно останется, но, следуя за Христом, мы уже не будем рабами зла. Мы будем сражаться с ним как снаружи, так и внутри себя, чтобы, войдя в Божье Царство, достичь полной и окончательной победы. Поэтому ни в коем случае нельзя отделять Христа от повседневности. Каждый день нашего бытия должен быть неразрывно связан со Христом, как об этом написал нам св.Павел: «И всё, что вы делаете словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 06.05.2012




Другие проповеди по этому же поводу:

14 Мая 2017 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
24 Апреля 2016 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
03 Мая 2015 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
18 Мая 2014 - Поющая община. Проповедь на воскресенье CANTATE (Пастор  Г. Азиков)
28 Апреля 2013 - ПОЙТЕ ГОСПОДУ СЛАВУ! Проповедь на воскресенье «КАНТАТЕ» (Пастор  Г. Азиков)
02 Мая 2010 - Cantate - 4 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
20 Апреля 2008 - Cantate - 4 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)