МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
10 Мая 2020 года

Сantate


Ин. 16, 5-15
А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идёшь? Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осуждён. Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам. Всё, что имеет Отец, есть Моё; потому Я сказал, что от Моего возьмёт и возвестит вам.

На протяжении трёх лет Своего земного служения Иисус постоянно находился в окружении учеников. Отношения, связывавшие их, отнюдь не были формальными: без сомнения, они были очень привязаны к своему Учителю. Ведь ради того, чтобы последовать за Ним, они действительно оставили всё: свои дома, свои семьи, свои труды, т.е. весь привычный уклад, вся прежняя жизнь остались в прошлом. Но вот, Господь восходит на Голгофу. Для учеников это катастрофа. Не только потому, что рушилась их вера в Иисуса, как в Мессию. Куда страшнее было то, что близкого им человека убивали на их глазах. Ну а потом пришла радость о воскресении. Полагаю, что в первую очередь для будущих апостолов имел значение сам факт того, что Иисус жив. Конечно же, это означало истинность Его мессианства, но, тем не менее, то, что Он жив и снова с ними, было для них превыше всего. Однако, проходит всего сорок дней – и снова расставание, причём на этот раз уже надолго – до встречи в Царстве Бога. Как тяжело вновь потерять то, что только что было обретено... Но такова необходимость, обусловленная Божественным промыслом, ибо, как говорит Господь, «ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». А что, вот так нужно, чтобы Он пришёл? Не просто нужно, а необходимо. Апостолы, наверное, были очень симпатичные люди, но ведь Господь избрал их не просто для того, чтобы странствовать по Святой земле в приятной компании. Они были избраны для исполнения конкретной задачи – возвещения миру Евангелия спасения. Их назначение – открыть людям путь в Божье Царство. Но увы, собственных возможностей для её исполнения не хватало. Об этом свидетельствует вся история их участия в земном служении Христа. Поэтому необходимо, чтобы совершилось то, о чём говорит Господь: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину». Т.е., Дух даст им то, что им не хватает: познание и силу, необходимую для исполнения их призвания.

Какое же наставление должен дать Св.Дух? «Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осуждён». Здесь идёт речь о базовых понятиях: таких, как греховность людей, отвергающих Бога и Его Единосущного Сына; трансцендентность Христа после Его Вознесения, а, соответственно, совершенно иное качество общения с Ним; наконец, конечная осуждённость диавола, который в настоящий момент имеет великую силу, но, тем не менее, обречён на падение. Как мы знаем из Писания, Дух дал ученикам ещё и многое другое, без чего свидетельство о Христе не было бы успешным. Таким образом, Воскресение Господне не является неким изолированным событием – оно ведёт к Вознесению. А Вознесение в свою очередь ведёт к ниспосланию Св.Духа, каковое открывает апостолам, а через них и всем верным путь к исполнению Господних обетований. Почему это важно для нас?

Прежде сего потому, что, сойдя на учеников в День Пятидесятницы, Св.Дух не покинул Церковь со смертью последнего из них. Он и сегодня пребывает в народе Божием, благодаря чему мы можем быть с Господом и, соответственно, смотреть на мир глазами Христа. А это означает понимать, что происходит вокруг на самом деле, должным образом оценивать происходящее и делать выбор в пользу Бога. Без действия Св.Духа это невозможно, потому что в падшем мире ложь постоянно маскируется под правду, причём настолько искусстно, что понять что есть что своими силами попросту невозможно. Ведь за этой подменой стоит диавол, посредством своих адептов делающий грех нормой бытия. Я не буду ссылаться на так называемые однополые браки – это слишком очевидно. Вот вам иной пример: Господь установил брачный союз мужчины и женщины, который заключается на всю жизнь, причём люди через официальное совершение брака принимают на себя ответственность друг за друга. Это норма, так должно быть. Простое сожительство, не связанное никакой ответственностью, Слово Божие именует блудом, а блуд есть грех. Но теперь всячески доказывается, что вот такое безответственное сожительство вне брака вполне нормально. И даже придумали название: «гражданский брак», тем самым подменяя понятия, ибо гражданский брак есть брачный союз, зарегистрированный государственной властью. Но это опять-таки слишком явно и неочевидно только для игнорирующих Слово Божие. Возьмём иной пример. Первая заповедь гласит: «Я есть Господь Бог твой. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим». Когда нарушается эта заповедь? Когда кто-либо или что-либо поставляется впереди Бога, занимая Его место. И вот тут далеко ходить не надо даже в пределах нашей общины. Числится около 60 человек, на богослужении 20. Почему? Потому что люди, считающие себя верными, в святой день, предназначенный именно для Бога, находят более важное занятие, чем слушание Слова, молитва и приобщение Св.Тайн. И когда говорят, почему не были, то причины всегда выглядят очень убедительными. Не буду конкретизировать – слушающий да разумеет. Это не только грех нарушения сразу двух Заповедей, но и самообман. Думаешь, что сделал нечто полезное, а на самом деле лишил себя благодати. Между тем, каждое отступление от Божией благодати и её средств приводит к ослаблению действия Духа, а ослабление, в свою очередь, провоцирует на дальнейший отход. Последствия крайне негативны. Человек, лишающий себя благодати, лишается и силы Божией, а потому оказывается слишком слаб, чтобы выдержать скверну мира: уж слишком много кругом недолжной мерзости, которая давит, вгоняет в депрессию, заставляет идти на компромисс с грехом и жить по его законам. Ну а если ты живёшь во грехе, то о каком спасении может идти речь?

В Пасхальные дни, да и в иное время мы провозглашаем: Христос воскрес! Но ведь, как уже было сказано, это не изолированный факт. Христос не просто воскрес. Он воскрес, вознёсся и ниспослал верным Своего Святого Духа, чтобы мы пребывали с Ним и в Его силе, в познании истины. Он ниспослал нам Св.Духа для того, чтобы мы не были рабами греха, чтобы мы не были рабами людей, но были свободными детьми Бога, уверенно совершающими свой путь сквозь тернии мира к свету Царства нашего Бога и Отца. Да, соприкосновение с мерзостью этого мира постоянно порождает обиду, гнев, ярость или вводит в депрессию. Да, мы согрешаем против Бога и ближнего. Поэтому иногда не очень получается чувствовать себя свободным. Но мы не безбожники, которые делают грех нормой бытия. Мы – Христовы верные. Нам ниспослан Дух Божий, Которого Господь называет Утешителем. А это значит, что таковой не только наставляет на всякую истину, не только обличает, но и утешает. И это ещё одна причина для того, чтобы своим неразумием не ослаблять Его действие. В хорале «Кто верным Богу пребывает» поётся о кресте жизни, который постоянно давит нас своей тяжестью. Так вот, чем больше возрастать в Духе, чем чаще обращаться к Нему, тем меньше будет эта тяжесть, потому что утешение, даваемое Св.Духом, Его свет рассеет тьму, сгустившуюся в душах.

Иисус вознёсся, но не оставил Свой народ. Через Св.Духа-Утешителя Он в нас и с нами, поэтому возрадуемся не только Воскресению, но и Вознесению, и Предречённому Иисусом сошествию Св.Духа. «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину … Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам.». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

19 Мая 2019 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
29 Апреля 2018 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
14 Мая 2017 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
24 Апреля 2016 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
03 Мая 2015 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
18 Мая 2014 - Поющая община. Проповедь на воскресенье CANTATE (Пастор  Г. Азиков)
28 Апреля 2013 - ПОЙТЕ ГОСПОДУ СЛАВУ! Проповедь на воскресенье «КАНТАТЕ» (Пастор  Г. Азиков)
06 Мая 2012 - Cantate – 4 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
02 Мая 2010 - Cantate - 4 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
20 Апреля 2008 - Cantate - 4 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)