МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
19 Мая 2019 года

Cantate


Исх.33, 12-23
12. Моисей сказал Господу: вот, Ты говоришь мне: веди народ сей, а не открыл мне, кого пошлешь со мною, хотя Ты сказал: "Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих";
13. итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ.
14. [Господь] сказал [ему]: Сам Я пойду [пред тобою] и введу тебя в покой.
15. [Моисей] сказал Ему: если не пойдёшь Ты Сам [с нами], то и не выводи нас отсюда,
16. ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдёшь с нами? тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле.
17. И сказал Господь Моисею: и то, о чём ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрёл благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени.
18. [Моисей] сказал: покажи мне славу Твою.
19. И сказал [Господь Моисею]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать - помилую, кого пожалеть - пожалею.
20. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых.
21. И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале;
22. когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду;
23. и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо [тебе].

В раннем возрасте человеку обычно хочется как можно быстрее вырваться из-под опеки старших, начать самостоятельную жизнь. И, как только к этому представляется хоть малейшая возможность, молодые люди это делают. Однако потом, намного позже, начинают понимать, насколько проще было жить, когда указанная опека была. Я разумею здесь не только опеку со стороны родителей. Сказанное вполне можно отнести к учителям, к наставникам. Невероятно повезло тем, у кого в жизни, особенно в ранний период, таковые были, потому что их советы позволяли избежать массы глупостей и идти сразу куда надо, а не тыкаться во все стороны, пытаясь нащупать правильный путь. Попечительство, наставничество, руководство, играет колоссальную роль как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. Поэтому очень важно, чтобы такой попечитель, наставник, руководитель соответствовал своей роли. Ибо, когда в ней оказывается человек неподходящий, начинаются большие проблемы. Не получивший должного воспитания легко сбивается на ложный путь и тонет во грехе, не получивший должного образования становится плохим специалистом. И ко-гда таких ненадлежащим образом подготовленных людей становится много, страна начинает разваливаться. У некомпетентных руководителей и наставников есть очень страшное свойство – оно заключается в том, что они не считают себя некомпетентными. Как раз наоборот, они совершенно уверены в собственной правоте и действуют, с каждым днём углубляя хаос и разрушение. А теперь, в свете сказанного, посмотрим на ситуацию, описанную в Книге Исход.

«12. Моисей сказал Господу: вот, Ты говоришь мне: веди народ сей, … 13. итак, если я приобрёл благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой». Волей Божией Моисей поставлен пастырем, вождём избранного народа. Право же, тут есть основания превознестись. Но, в отличие от многих деятелей старого и нового времени, Моисей не мнит о себе высоко. Как раз наоборот: он ощущает свою недостаточность, недостаточную компетентность для исполнения столь важного предназначения. Поэтому он просит Бога указать, куда идти и что делать. Он ставит себя настолько невысоко, что хочет быть не более чем передаточным звеном, не более чем исполнителем Божьих велений. А наставником и вождём народа пусть будет Сам Господь. Более того. Если Господь не поведёт Свой народ, то деятельность Моисея не имеет смысла и незачем идти в Ханаан. «14. [Господь] сказал [ему]: Сам Я пойду [пред тобою] ... 15. [Моисей] сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам [с нами], то и не выводи нас отсюда».

Моисей почитается в качестве величайшего из пророков. В чём его величие? Да, он беседовал с Богом настолько близко, насколько это воз-можно для человека. Но его величие не только в этом и даже не столько в этом, сколько в его осознании собственной малости и передаче руководства в руки Божии. Поступив так, он сделал для своего народа самое лучшее, что мог сделать. И в этом он остаётся для нас одним из лучших примеров для подражания наряду с Иоанном Крестителем, Пресвятой Девой и другими праведниками Ветхо и Новозаветного времени. В нас слишком много гордыни. Именно она побуждает чрезмерно мнить о себе, отказываться от разумных советов и действовать всецело по собственному усмотрению. Поэтому Церковь и учит, что одна из величайших христианских добродетелей – смирение. А сия добродетель не в потупленных глазах и не в долгополых одеждах, а в готовности принять факт своей недостаточной компетентности и довериться Богу, предоставив Ему руководить своей жизнью. Нам в этом отношении даже проще чем Моисею, потому что у нас есть то, чего не было у него – Св.Писание, из которого мы можем по-черпнуть всё, необходимое для праведного жития. Понятно, что от грехов не уйти, что компромиссы с неправедностью в силу нашей порочности неизбежно будут, но главное здесь – стремление быть с Богом, стремление жить в соответствии с Его волей, а не со своими измышлениями. Потому что это стремление будет помогать подниматься после падения. Будучи христианами, мы не перестаём от этого быть грешниками, но всё же доверие Богу, стремление к пребыванию с Ним и в Нём позволяет избежать много недолжного.

Далее. «18. [Моисей] сказал: покажи мне славу Твою.». В этой просьбе нет ничего удивительного. Он доверился Богу и хочет убедиться в величии Того, Кому доверился, чтобы обрести полную уверенность в правильности выбранного пути. Господь понимает нужды человеческого сердца и потому даёт Моисею возможность увидеть то, что можно увидеть и остаться в живых. Народ Нового Завета также получил такую возможность. Слава Божия была явлена и в Преображении и в Вознесении, но превыше всего она явилась в чуде воскресения Христова. Можно быть воскрешённым, как например Лазарь или дочь Иаира, но никто из людей не может воскреснуть сам по себе. Когда Господь явил Свою славу Моисею, никакого иного человека рядом не было. Воскресший же Христос явил Себя не только Апостолам, но и многим другим. В т.ч. Павел упоминает о явлении пятистам братьям одновременно. Для чего этого было сделано? Чтобы все эти люди оставили тем, кто пойдёт за ними, своим духовным наследникам, несомненное свидетельство истинности, реальности явившейся им славы Божией, и они не сомневались в истинности совершившегося; не сомнвались в том, что Бог говорит со Своим новым избранным народом через Иисуса Христа точно также, как в Ветхозаветное время говорил через Моисея. Впрочем, куда там Моисею – ведь при всех своих дарованиях он был всего лишь человек… И вот теперь настало время вернуться к теме наставничества, руководства. Моисей полностью доверился Богу. То же самое следует сде-лать и нам – довериться Богу во ипостаси Иисуса Христа, избрать Его своим наставником и руководителем, дабы Он Своей рукой вёл нас по пути спасения и жизни. Это не только открывает врата вечности, но изменяет и повседневность, потому что жизнь без Бога и жизнь с Богом чрезвычайно отличаются.

Моисей сказал Господу: «16. по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдёшь с нами? тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле». Христиане, как новый избранный народ Божий, и должны быть славнее всех иных народов. Но эта славность не в размахивании ядерной дубиной, а в тех блаженствах, с перечисления которых Иисус начал Нагорную проповедь. И если в нас нет славы, то только лишь потому, что мы позволяем не Иисусу, а кому-то другому быть нашим вождём, наставником, авторитетом. Но да не будет. Если мы хотим идти прямо, а не криво, то доверимся Иисусу Христу - единственному, Кому можно полностью довериться в этом мире. «13. итак, если я приобрёл благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ. 14. [Господь] сказал [ему]: Сам Я пойду [пред тобою]». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 19.05.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

07 Мая 2023 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
15 Мая 2022 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
02 Мая 2021 - Cantate (Пастор  Е. Романенко)
10 Мая 2020 - Сantate (Пастор  Д. Лотов)
29 Апреля 2018 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
14 Мая 2017 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
24 Апреля 2016 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
03 Мая 2015 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
18 Мая 2014 - Поющая община. Проповедь на воскресенье CANTATE (Пастор  Г. Азиков)
28 Апреля 2013 - ПОЙТЕ ГОСПОДУ СЛАВУ! Проповедь на воскресенье «КАНТАТЕ» (Пастор  Г. Азиков)
06 Мая 2012 - Cantate – 4 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
02 Мая 2010 - Cantate - 4 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
20 Апреля 2008 - Cantate - 4 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)