МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
14 Мая 2017 года

Cantate


Иак.1, 17-21
Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.

Любое государство, вне зависимости от формы существующего в нём общественного строя, по отношению к своим гражданам выступает как сила принудительная, утесняющая. Это утеснение побуждает граждан мечтать о свободе, причём не только мечтать, но и пытаться тем или иным путём ослабить давление государства. Но ради чего? - что такое свобода? Великое множество людей понимает свободу, как полную и абсолютную, ничем не стеснённую вседозволенность – возможность жить так, как хочется им, без необходимости оглядки на ближних. Стремление к такому состоянию очень хорошо видно на дорогах, где некоторые водители постоянно создают аварийные ситуации именно потому, что не считают нужным считаться с правилами для всех. Естественно, что сие происходит не только на дорогах. Люди, желающие жить только так, как хочется им, без оглядки на других, существуют во всех социальных группах, причём накопление большого состояния или пролезание во властные структуры рассматривается как средство стать неподвластным для общих законов. Увы, при современном уровне сознания без определённой дозы насилия удержать людей в рамках не то что закона, но даже приличия, цивилизованности, невозможно. И лучше не думать о том, что произойдёт в том случае, если с общества снять узду закона. Поэтому необходим Уголовный кодекс и подобные ему документы. Поэтому нужна полиция и подобные ей структуры. Они нужны для сдерживания зла в обществе. А теперь, в свете только что сказанного, обратимся к услышанному сегодня чтению из Послания Иакова.

«Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. У людей, не склонных считаться с окружающими, любое противодействие их воле, любое течение событий не по их желаниям, вызывает именно гнев, в состоянии которого они могут натворить много бедствий как в малом, так и в великом. В повседневности мы сталкиваемся с малым: с руганью или дракой, посредством коих люди пытаются настоять на своём. А может быть и преступление. Но вот вопрос: приносит ли данный способ хоть какой-то благой результат? Никоим образом. В том числе, если ты наорал на человека, то таковой просто из чувства противодействия не сделает то, что ты от него хочешь. Однажды мне довелось присутствовать на совещании у Ресина – заместителя тогдашнего мэра Лужкова. Тот очень быстро от нормального тона перешёл на крик и разносы. Не знаю, как другим, а мне после такого совещания работать не хотелось бы – я вышел оттуда со сложным чувством, в котором подавленность мешалась с омерзением. Конечно, может быть и рабский труд – из-под палки. Но, как известно, рабский труд является наименее производительным. Так что данный подход даже с точки мирской логики непродуктивен, однако миром правит не логика, а эмоции, примером чего может послужить область политики, где правители принимают парадоксальные решения, невыгодные для народов. Но ведь эмоции-то кипят! Апостол однозначно говорит о непригодности такого пути: «ибо гнев человека не творит правды Божией». Следовательно, для нас, как для учеников Христа, означенный путь не приемлем. Существует ли альтернатива? Безусловно.

Иаков пишет: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены». Господь благ, ибо Он есть любовь. И благо исходит от Него даже тогда, когда Он наказывает, ибо наказывает Он не для унижения, но для того, чтобы остеречь, спасти от бедствий куда больших. Мы – народ Божий, причём связаны с Небесным Отцом не исполнением обрядов, а духовным единством, стремлением максимально приблизиться к Нему. Но на пути к Богу находится серьёзное препятствие – мы сами. Вернее сказать, наша падшая натура, побуждающая жить по своим желаниям и похотям, побуждающая на недостойные деяния. А как можно, идя на поводу у своего недостоинства, приблизиться к Богу? Да никак. Для того, чтобы означенное приближение совершилось, должны произойти какие-то изменения. Не в окружающем мире, который всегда пребудет во грехе, но в тебе самом. В чём эти изменения? В том, что ты открываешь себя Богу и прилагаешь усилия для того, чтобы идти Его путём и приближаться к Нему. Падшая натура никуда не денется, она будет постоянно подбивать на недостойные деяния, но одно дело – ощущать побуждение, и совсем другое – следовать таковому. Апостол говорит: «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий». Это значит, что мы существуем в этом мире не просто так и не сами по себе. Как христиане, мы являемся Божьими свидетелями и посланниками, представителями. И, если Бог благ, то и Его представители должны быть благими. Если Бог свят, то и Его люди должны являть святость, и действительно, такова Его воля, ибо Он сказал: «Будьте святы, потому что Я свят». Именно поэтому, как говорит Иаков, «всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией». Это означает, что мы не можем позволять себе делать то, что не соответствует сущности Господа. Для христианина не может быть вседозволенности, ибо он делает не то что хочется ему, но то, чего хочет от него Господь.

Через Иисуса Христа, через установленный Им Новый Завет мы познали истину, Божью правду о нас самих, о мире, о человеке в целом. Это истину, эту правду мы призваны нести в мир, причём не только словом, но в первую очередь делом, т.е. самой своей жизнью. Поэтому апостол и советует не торопиться. Когда к нам приходит что-то, в особенности не очень хорошее, хочется всегда ответить прямо тут же, на гребне возникшей эмоции. Но вот именно этого и не следует делать. Не надо торопиться с ответом, нужно остановиться и поразмыслить – будет ли мой ответ творить Божью правду? Поспособствует ли он торжеству Божьего дела? А если нет, то каким он должен быть, чтобы сия правда была сотворена? Не надо делать ничего до тех пор, пока ты не поймёшь, что нужно сделать для того, чтобы ответное деяние соответствовало воле Божией, а не противоречило ей. Не надо делать ничего до тех пор, пока ты не поймёшь, что нужно сделать для того, чтобы ты был узнаваем, как ученик Христа.

Господь назвал нас солью земли. Соль меняет вкус блюда, в которое попадает. Ученики Христа призваны менять мир, обращая его ко Христу, к Его правде. Но невозможно изменить мир, если ты не изменился сам. Невозможно говорить о благодати, если в тебе самом нет благодати. А сама по себе таковая не придёт: её надо искать, о ней нужно просить, ради неё нужно изрядно потрудиться – не над окружающими, а над самими собой, дабы быть способными исполнять своё предназначение: творить волю Господа, свидетельствовать о Христе, нести в мир свет Божественной истины. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

24 Апреля 2016 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
03 Мая 2015 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
18 Мая 2014 - Поющая община. Проповедь на воскресенье CANTATE (Пастор  Г. Азиков)
28 Апреля 2013 - ПОЙТЕ ГОСПОДУ СЛАВУ! Проповедь на воскресенье «КАНТАТЕ» (Пастор  Г. Азиков)
06 Мая 2012 - Cantate – 4 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
02 Мая 2010 - Cantate - 4 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
20 Апреля 2008 - Cantate - 4 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)