МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Апреля 2016 года

Cantate


1 Ин.3, 19-24
И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам.

Мы неоднократно говорили о том, что вера не является неким неизменным состоянием, в которое достаточно войти один раз, чтобы навсегда в нём остаться. В ней можно возрастать, в ней можно умаляться, её можно обрести, её можно утратить. Слово Божие призывает верных к возрастанию в вере, к возрастанию во Св.Духе. Вопрос: а ради чего возрастать? Для чего это нужно? Для приближения к Богу. Чем сильнее твоя вера, тем ближе к Нему ты находишься. А такая близость позволяет смотреть на мир Его глазами, воспринимать происходящее с Его точки зрения и, соответственно, строить свою жизнь по воле Его. Ещё одно: близость к Богу позволяет мгновенно чувствовать моменты, когда ты делаешь что-то недолжное, т.е. нечто противоречащее Его воле. Верующий стремится иметь мир с Богом. А мир с Богом означает единство с Ним, когда нет ничего, что отделяло бы тебя от Него, когда нет беспокойства в сердце и уколов совести. Но если ты совершаешь что-то неправильное, недолжное, начинает ощущаться дискомфорт, который ни в коем случае нельзя игнорировать. И если таковой появляется, надо разобраться в причинах его появления посредством молитвенного созерцания своего бытия. Почему душевное беспокойство нельзя игнорировать? Потому что любое проигнорированное нарушение Божией воли, о котором Господь дал тебе знать, огрубляет душу, делает её менее чувствительной, менее восприимчивой к Божьим знакам, а потому могущей идти всё дальше по пути недолжного. Деяние, из-за которого возникло беспокойство, может быть с внешней стороны весьма незначительным и даже вроде без всяких вредных последствий. И действительно, последствий в этом мире может не быть, но это не значит, что их не будет в вечности. Потому что, каким бы образом ни нарушалась Божья воля, нарушение всегда отодвигает от Бога, отсоединяет от Него, разрушает единство с Ним. Это не капитальный разрыв, это маленькая трещинка, но ведь даже большая река начинается с неприметных родников. Точно также из множества мелких деяний в конце концов может вырасти стена, за которой Бог перестанет быть видным; может произойти полный разрыв с Ним. А если так, то и спасения не будет. Как прочитали мы сегодня в 1-ом Послании Иоанна, «если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё». Есть ещё один момент. Если ты игнорируешь Божественные предупреждения, то и от Бога уже не можешь ожидать ничего благого, потому что нельзя сначала игнорировать Его, а потом что-то от Него хотеть.

Иоанн пишет: «Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу…». А если всё-таки осуждает, то как приступать к Нему, откуда взять дерзновение? Почему Он должен слушать тебя, если ты не слушаешь Его? Именно поэтому очень полезно завершать день не просто молитвой, но самоиспытанием, при котором вспоминаешь всё сделанное, соотнося таковое с Божественной волей. И если очевидно, что нечто сделано неправильно, то в этом нужно тут же покаяться и двинуться в правильную сторону, дабы восстановить ущерб, нанесенный единству, потому что быть в единстве с Богом намного лучше, чем вне такового. Что даёт нам единство с Богом? Великую силу и невероятные возможности, благодаря которым верующий может совершить то, на что неверующий не способен в принципе. В том числе, и подлинные чудеса. Как пишет об этом Иоанн, «и, чего ни попросим, получим от Него». Но самое главное – в этом случае ты ощущаешь и буквально видишь ведущий тебя Божественный промысел. Что нужно для того, чтобы сие произошло? Ответ находим у Иоанна: «…потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним». О каких заповедях в данном случае идёт речь? О заповедях Моисеева Закона? Нет. О тех, что преподал нам Христос: «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам». В этом – сущность христианства. Вера и любовь. Вера, т.е. доверие Христу, которое меняет жизнь, потому что нет никакого желания спорить с тем, кому доверяешь. Доверяя, ты делаешь то, что хочет Христос, не задавая вопросов, зачем и почему. Он сказал, я доверяю Ему и потому делаю. Именно такая вера и является спасающей. И ещё любовь – не абстрактная ко всему миру, а вполне конкретная - к вполне конкретным ближним, являющаяся в служении им - в жертвенном служении, подобном служению Христа. Служении, при котором ты не ищешь никакой выгоды и не ожидаешь никакого воздаяния, при котором ты не закрываешься от ближних, но наоборот, всегда открыт для них, всегда готов послужить им. Именно так – в жертвенном служении, не приносившем никакой материальной выгоды, явил Свою любовь Христос.

Об этих двух реалиях – вере и любви – стоит задуматься, чтобы не искать единства с Богом там, где его нет; чтобы не уподобляться людям, искавшим и до сих пор ищущим единства посредством исполнения обрядов и церковных предписаний. Одним из самых ярких примеров сего является старообрядческий раскол. Патриарх Никон не изменил ничего, кроме чинопоследования литургии, причём это чинопоследование не было его собственным изобретением – это была современная ему литургия греческой церкви, от которой, собственно, Россия и восприняла христианство. Ни один догмат, ни одно вероучительное положение этой реформой затронуто не было. И что же? Восстания, бунты, кровопролитие. Во имя сохранения обрядов люди шли на унижения, мучения и даже самосожжения, называя всё сие мученичеством за веру или страданием за веру. Но где же тут вера? А если это вера, то во что? Во Христа или в обряд? Христос может дать милость и спасение, но может ли дать сие придуманное людьми богослужебное чинопоследование? Нет. Обретение милости через обряды – это чистейшее фарисейское иудейство, не имеющее ничего общего с тем, что заповедал Христос! Именно здесь принципиальное отличие Нового Завета от Ветхого, а также и от языческих практик. Христианин не нуждается в обрядах, как условии общения с Богом, как условии обретения Его милости, потому что наши отношения – это отношения Отца и детей, а таковые строятся именно на доверии и любви, и ни на чём ином. Поэтому надо думать не об обрядах, а о доверии и любви. И всячески укрепляться в них, потому что таковые и есть исполнение Божией воли, Божьей заповеди. А исполнение заповеди в свою очередь вводит в состояние единства с Богом, в котором становятся возможными самые удивительные вещи. Какое отношение всё сие имеет непосредственно к нам? Самое прямое. Нам предстоит осуществить большой проект – собрать средства для приобретения собственного помещения, приобрести его и перестроить под церковь. О чём в связи с этим следует думать в первую очередь? Вполне естественно предположить, что о поиске средств, потенциальных жертвователей, о развитии контактов с благотворительными организациями и всём прочем в том же роде. Так вот как раз нет. Означенные темы важны, но, тем не менее, о них следует думать во вторую очередь. А в первую следует помышлять о возрастании в святости, о возрастании в любви к ближнему, об укреплении доверия Богу, о пребывании в мире с Ним, потому что так говорит нам св.ап.Иоанн: «И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нём, и Он в том … и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 24.04.2016




Другие проповеди по этому же поводу:

14 Мая 2017 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
03 Мая 2015 - Cantate (Пастор  Д. Лотов)
18 Мая 2014 - Поющая община. Проповедь на воскресенье CANTATE (Пастор  Г. Азиков)
28 Апреля 2013 - ПОЙТЕ ГОСПОДУ СЛАВУ! Проповедь на воскресенье «КАНТАТЕ» (Пастор  Г. Азиков)
06 Мая 2012 - Cantate – 4 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
02 Мая 2010 - Cantate - 4 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
20 Апреля 2008 - Cantate - 4 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)