МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
15 Декабря 2013 года
3 воскресенье Адвента
Ис.40,1-11
Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это. Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть - трава, и вся красота её - как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ - трава. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно. Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных.
Мало кто из людей задумывается о будущем. О своём личном будущем. Если даже и думают, то о самом ближнем. Но далеко не всегда помышляют даже о ближнем, ибо совершают деяния, не раздумывая о последствиях таковых. Что это – легкомыслие? По всей видимости, да. Живут, как живётся и пока живётся – словно полагают, что их дни на земле будут длиться вечно. О, если бы это было так! Но дни на земле отнюдь не вечны, а время идёт слишком быстро. Человек преходящ, человек тленен. Это общеизвестно. Но сколь удивительны последствия сего знания! Создаётся впечатление, что о факте преходящести и тленности предпочитают основательно забыть, и всё, что связано с ним, тщательно скрывается. Во времена империи препровождение на кладбище людей даже простого звания совершалось торжественно, с процессией. При большевизме торжественного публичного погребения стали удостаиваться только отдельные избранные. Ну а в нынешней ситуации ничего такого вообще не происходит. И даже автобус-катафалк ничем не отличается от обычного транспорта. В своё время кто-то из знакомых рассказал мне, что видел, как где-то в Германии люди, участвовавшие в погребении, по его окончании срочно переодевались, чтобы не пугать впечатлительных бюргеров чёрными одеждами. Метод, достойный страуса, прячущего голову в песок. От того, что ты игнорируешь реальность, она никуда не денется. И чем больше ты её игнорируешь, тем страшнее будет встреча с ней. А встреча будет. Она неизбежна, ибо человек преходящ, смертен и тленен. Как говорит об этом пророк, «Всякая плоть - трава, и вся красота её - как цвет полевой». Преходящи не только люди. Преходящи и состоящие из них народы. В советскую эпоху любили употреблять слова «нерушимый», «вечный» и подобные им. Одна из такого рода надписей до сих пор украшает станцию «Киевская-кольцевая». Там говорится о вечной дружбе украинского и русского народов. Если вечна дружба, то вечны и народы. Но не прошло и 100 лет после того, как была сделана надпись, а дружбы уже не наблюдается. А для того, чтобы убедиться в преходящести народов, достаточно заглянуть в любой учебник истории. Точно так же, как и составляющие их люди, они стареют и умирают. Причём некоторые умирают так, что потом целый синклит учёных не в состоянии восстановить обстоятельства их бытия. Как сказано у Исайи, «Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ - трава.». Однажды я видел на памятнике XIX в. эпитафию, в которой говорилось, что человек жив до тех пор, пока существует память о нём. Но поистине, нет ничего более преходящего и ненадёжного, чем человеческая память. Всё тленно, всё преходяще, и, если руководствоваться материализмом, то участь человека есть выход из ничего и возвращение в ничто. После него не остаётся ничего, кроме воспоминаний о нём, которые со временем также исчезают. Такова картина мира для неверующих, и я не удивляюсь, что они стремятся всячески забыть о том, что их ожидает и предпочитают не думать о будущем. Не спорю, о столь безотрадном будущем думать и вправду не хочется. Но кто сказал, что оно безотрадно?
Пророк возвещает: «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно». В творении есть Тот, кто действительно вечен и неизменен. Вечен и неизменен. Это Бог, Творец всего сущего. Человек, последовательно прочитавший Ветхий и Новый Завет, может удивиться и спросить: как же Бог может быть неизменным, если в разные времена Он требует от людей совершенно разных действий? Да, это так: Бог действительно говорить с нами по-разному, но так происходит не потому, что Он меняется, а потому, что меняются люди. То, что вчера было недоступно их пониманию, сегодня может быть понято. Именно поэтому Бог говорит с нами сегодня не так, как вчера. Но Сам Он вечен и неизменен, и столь же неизменна Его воля, заключающаяся в том, чтобы спасти нас от гибели и даровать нам вечность. Такова весть, открытая нам в Его Слове. Сия весть, открывающая истину о человеке, должна быть противопоставлена безнадёжности, безотрадности мира. И мы – те, кому она доверена, должны вывести заблудших из тьмы и повести их к свету. Казалось бы, ну что здесь сложного? Но так ли это просто – вести за собой другого?
Пророк восклицает: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими». Очевидно, что тот, кто сам никуда не идёт, не может никуда привести. Но что значит идти? Это значит уподоблять временное вечному, приводить временное в соответствие с вечным, приводить жизнь в соответствие со Словом Божиим. Иной возможности попасть в Царство Божие нет, потому что человек имеет возможность быть в этом Царстве постольку, поскольку уже в этой жизни приблизился к нему, стал соответствовать ему. Бог дал нам свободу воли. Это значит, что какие бы предложения ни делались, ты сам должен сделать конечный выбор, за последствия которого будешь нести ответственность. И если тебе не нужно Царство Божие, если ты отвергаешь его, то ты в нём и не окажешься.
Сегодня многие отвергают Царство и не делают абсолютно ничего для того, чтобы приблизиться к нему. Этому способствует внешняя видимость, потому что мир, при всех происходящих в нём неурядицах и даже войнах выглядит чрезвычайно прочным. Но сия прочность – не более, чем иллюзия, потому что мир столь же конечен, как и всё живущее в нём. В День Второго Пришествия, который станет днём Гнева и Божьего Суда его история завершится. И совершенно неважно, когда именно это произойдёт. Для мудрого имеет значение не срок и не обстоятельства, а само событие, поэтому мудрый не игнорирует Слово Божие, а действует в соответствии с ним, выпрямляя пути, сравнивая горы и засыпая долины, чтобы в день предстания перед Господом его душа пребывала в максимально возможной гармонии с Богом и Его Царством.
Господь справедлив. Он даёт каждому по воле его. Тот, кто искренне хотел быть с Ним, будет с Ним. Тот, кто хотел обойтись без Него, обойдётся. Здесь всё зависит от тебя самого, и твой выбор зависит только лишь от тебя. Если ты действительно хочешь быть с Богом, Господь поможет тебе и даст необходимые силы, но если ничего не делать, то ничего и не будет.
«Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими». Господь посредством пророка призывает нас к активному действию: принятию Слова, покаянию и активному участию в молитве и Таинстве, т.е. к активному общению с Богом. Для чего нам даётся время Поста, в том числе и Рождественского? Для того, чтобы мы хотя бы ненадолго отвлеклись от повседневности, поразмыслили над своей жизнью и ввели её в правильный режим, соблюдение которого позволит нам идти к вратам вечности самим и вести к ним других – вести их к тому великому дню, о котором возвестил Исайя: «и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
15 Декабря 2024 - 3-е Воскресенье Адвента (Пастор Е. Романенко)
17 Декабря 2023 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
11 Декабря 2022 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
12 Декабря 2021 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
13 Декабря 2020 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
15 Декабря 2019 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
16 Декабря 2018 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
11 Декабря 2016 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
13 Декабря 2015 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
14 Декабря 2014 - Предшествовавший Иисусу. Проповедь на 3-е воскресенье Адвента (Пастор Г. Азиков)
16 Декабря 2012 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
11 Декабря 2011 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)