МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
13 Декабря 2020 года

3 воскресенье Адвента


1 Петра 1, 17-21
17 И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, 
18 что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов
19 но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, 
20 предназначенного ещё прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, 
21 уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мёртвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога.

Продолжается время Адвента, обращающее нас к размышлениям о Втором Пришествии Христа. В предшествовавшие воскресенья мы говорили о том, каким образом христианину должно ожидать этого события. И, обращаясь к Св.Писанию, видели, что, хотя само по себе Пришествие Господа – весьма страшное событие, но верным Божьим не следует его бояться, потому что для них возвращение Спасителя означает освобождение от всего того, что столь сильно мешает жить сейчас, т.е. от греха, зла, порочности, смерти и т.д. Т.е. для истинных верных Пришествие Христа - событие радостное, несмотря на все сопряжённые с таковым обстоятельства. Соответственно и ожидать его надо не в страхе, но с радостным нетерпением, с желанием, чтобы оно как можно быстрее совершилось. Но вот, сегодня мы слышали сказанное в Первом Послании Петра: «17 И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего». Это не издержки перевода. Если взять оригинальный текст, то там стоит слово «фобос», т.е. именно «страх» – других значений это слово не имеет. Но как же так? Если событие радостное, то почему, ожидая его, нужно жить в страхе? Неужели правы критики христианства, говорящие о нашей святой вере, как об учении, пригодном только для запуганных рабов? Попробуем разобраться в этом, памятуя о том, что сегодняшнее воскресенье называется «Gaudete», т.е. «возрадуйтесь». Кстати, у слова «gaudete» есть и второе значение – «наслаждайтесь». Но и радость, и наслаждение плохо сочетаются со страхом. Так в чём же дело?

Апостол пишет: «со страхом проводите время странствования вашего, 18 зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, 19 но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца». Что такое «суетная жизнь»?

Сегодня в массовое сознание настойчиво внедряются идеи, связанные с величием государства. Не отдельных людей, а именно государства, как такового. В том числе, на этом в значительной степени основывается предвыборная демагогия кандидатов разных уровней. Причём, это происходит отнюдь не только в России. В принципе, сама идея не плоха и не является фантастикой. Упорный труд граждан действительно может вывести страну на ведущее место, а её народ сделать процветающим и пребывающим в благоденствии. Если люди знают, ради чего они трудятся; если видят, что их труд реально идёт на благосостояние всего народа, а не на обогащение кучки засевших во власти проходимцев, они могут сделать очень многое. Но, тут есть одна оговорка. Стремление к величию страны имеет шанс на успех только в том случае, если не отделяется от стремления к верности Богу. Потому что любое направление мысли и практических действий, отделённое от верности Богу, может привести только к извращениям и трагедиям вплоть до национальной катастрофы. Подтверждение сему можно видеть на многочисленных примерах как из прошлых времён, так и из сегодняшней реальности. Что получается, когда люди не стремятся к верности Богу? То самое, что ап.Пётр назвал «суетная жизнь», а Экклезиаст «суетой сует». Люди хотят возвыситься, бредят величием, то своим, то государственным, суетятся, пытаясь достичь того и другого, но, не имея твёрдого основания в Слове Божием, только всё больше и больше запутываются в своих грехах. И начинают полагать, что величие в том, чтобы пугать всех остальных ядерным арсеналом и иными сущностями сходного свойства. Но величие не в силе кулака, а в силе духа - в том, что приближает людей к Богу и Его Царству. Господь ясно сказал: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?». Прогресс может быть, прогресс должен быть. Но, чтобы не превращаться в бессмысленную суету с тяжёлыми последствиями для суетящихся, он не должен отрываться от Божьего пути. Истинный прогресс возможен лишь тогда, когда люди смотрят не под ноги, а в небеса, потому что полагают своим истинным отечеством Царство Божие и стремятся к его обретению, соотнося все земные достижения, а, самое главное, их использование, с волей Божией. Ибо главное для нас – не сегодняшний день, а завтрашний. И потому столь важны слова ап.Петра: «не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, 19 но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца». Жертва Христа за нас – вот та единственная сила, которая может открыть перед нами вечность. Путь в будущее открывается через принятие этой жертвы не как принесенной абстрактно за грехи мира, но как принесенной лично за тебя. И теперь вновь тот вопрос, с которого мы начали: если любовь Божия столь велика, то чего же бояться? Почему апостол говорит, что мы должны проводить своё время со страхом? Он говорит так потому, что жертва Христа может быть обесценена, попрана, профанирована. Причём для этого не нужно, наподобие воинствующих безбожников, топтать иконы, сбрасывать кресты и превращать церкви в клубы, склады и производственные цехи. Всё намного проще. Попрание жертвы Христа совершается всякий раз, когда христианин словом или делом показывает, что эта жертва лично ему не нужна; когда он по сути отрекается от Бога и Его благодати. И совершается сие, когда он сознательно творит грех. Т.е. знает, что Бог такое действие называет грехом и злом, но, тем не менее, делает и потом даже не считает нужным покаяться.

Нет ничего более ужасного, чем напрасная жертва. Во имя спасения отдано время, силы и даже жизнь, а оно никому не надо. Это страшно даже в повседневности, когда мы видим, например, как безнаказанно, при полном попустительстве, разворовывается и разрушается то, за что боролись, страдали и умирали наши предки. Тем паче страшнее, когда речь идёт не о преходящих сущностях, а о вечности. Происходившее на Голгофе было страшно. Бог страдал, чтобы освободить людей от гибели, а люди как будто специально стремятся оказаться в числе погибших и проклятых. Вот именно этого и следует бояться – обесценить жертву Христа, попрать Его крест. Думаю, если нам предложат потоптать ногами крест, мы такого делать не станем, но ведь, когда творим деяния, недостойные своего призвания, то именно это и делаем. Воистину стоит бояться оскорбить того, кто тебя любит. Даже на земле. На небесах – тем паче.

Пётр говорит, что Христос явился для того, чтобы мы уверовали «чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мёртвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога». По великой любви Господь сошёл к нам для того, чтобы даровать освобождение от греха и смерти. Он сошёл к нам для того, чтобы через веру и упование мы всегда могли быть вместе с Ним. И не только здесь, но и в вечности. Это великий дар, требующий бережного обращения. У меня дома есть стеклянные и керамические предметы, с которыми я обращаюсь крайне аккуратно, потому что боюсь повредить или разбить их. Вот точно так же нам должно бояться повредить, разбить те отношения, которые сложились между нами и Богом благодаря служению Христа. Именно поэтому и написал нам ап.Пётр: «17 И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, 18 зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, 19 но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

15 Декабря 2019 - 3 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
16 Декабря 2018 - 3 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
11 Декабря 2016 - 3 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
13 Декабря 2015 - 3 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
14 Декабря 2014 - Предшествовавший Иисусу. Проповедь на 3-е воскресенье Адвента (Пастор  Г. Азиков)
15 Декабря 2013 - 3 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
16 Декабря 2012 - 3 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
11 Декабря 2011 - 3 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)