МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
12 Декабря 2021 года
3 воскресенье Адвента
Лк.3, 1-6
1 В пятнадцатый же год правления Тиберия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,
2 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.
3 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,
4 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;
5 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
6 и узрит всякая плоть спасение Божие.
Наши представления о том, кто такой Мессия, и что такое Божье Царство, имеют весьма мало общего с традиционными иудейскими воззрениями первого века. В этом нет ничего удивительного – ведь мы судим о таковых сущностях на основании откровения Нового Завета, которого до Пришествия Христова попросту не существовало. Но ведь иудеи не были язычниками, не знающими воли Господа. У них был Ветхий Завет, Слово Божие, возвещавшее в том числе пришествие Мессии и установление Божьего Царства. Однако то, что возвещает Ветхий Завет, также весьма существенно отличается от представлений, преобладавших в народном сознании ко времени Первого Пришествия. Поистине, можно только изумляться тому, как люди, имеющие доступ к источнику истины, не замечают сказанного там, предпочитая довольствоваться собственными представлениями. Самое интересное, что Иоанн Предтеча, проповедовавший скорый приход Мессии, так же пребывал в рамках вышеупомянутых хотя и традиционных, но, тем не менее, совершенно неправильных мнений как о самом Мессии, так и о Его предназначении. Вот почему позже, уже после начала служения Христа, действовавшего совсем не так, как ожидалось, Иоанн начал сомневаться и послал к Иисусу учеников, чтобы они прямым текстом спросили – Он тот, кого все ждут или надо ждать кого-то другого. Но св.Лука повествует нам о времени, когда сомнения ещё не терзали душу Предтечи, и он, во исполнение своего предназначения, «проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов». Евангелист говорит об этом, как об исполнении цитируемых далее слов пророка Исайи, по повелению Божию призывавшего к покаянию и исправлению. Причём покаяние и исправление должны быть предприняты именно в связи с приближением Дня Господня, с приближением явления Мессии. И вот тут возникает вопрос такого свойства: мы с вами говорим о покаянии и прощении грехов, имея в виду духовный характер Божьего Царства. Т.е. эта совершенно новая реальность, не имеющая отношения к нынешней повседневности. И обретаться в ней будут преображённые люди, очищенные Христом и потому ставшие пригодными для вхождения в неё. Между тем Иоанн, равно как и народ, полагали, что Мессия должен вести не к запредельной и совершенно непредставимой реальности нового творения, а к вполне понятным и земным сущностям – победе над врагами Израиля и установлению его господства в мировом масштабе. Зачем тогда нужно покаяние и прощение грехов? Зачем нужны какие-то внутренние перемены? С какого времени установление земных царств такого требовало? Ведь очевидно, что процессы образования новых держав сопровождались колоссальным всплеском насилия и всяческой неправедности. Вспомним обстоятельства возвышения Македонии, Персии, Вавилона, Рима. Или вот пример из нашего времени: восстановление израильской государственности привело к войне, огонь которой тлеет и сегодня. Так причём тут покаяние и его плоды?
Ответ на этот вопрос актуален как для того времени, так и для этого. Нельзя участвовать в Божьем деянии, если ты не проникнут Божьим духом, Его святостью. Человек, пребывающий во грехе, не может надлежащим образом служить Богу. Это понимали уже во времена Ветхого Завета. Потому существовал и День Очищения и жертвы за грех. Люди нуждались в очищении, чтобы иметь возможность быть с Богом, быть полноценными участниками Его народа, полноценно Ему служить. Что такое День Господень? Это деяние Бога - явление и последующее действование облечённого Его силою посланца. Соответственно, единственный вариант для надлежащей встречи – покаяние и исправление. Сегодня мы не приносим в жертву козлов и овец, потому что очевидно, что убийство этих животных никак не способно изменить человека. Однако суть дела от этого не меняется. Нельзя полноценно служить Богу, пребывая во грехе. И от того, что Мессия пришёл отнюдь не ради возвышения Израиля на мировой арене, главный принцип остаётся неизменным - служить Богу может только то, что чист духом. Есть Царство Божие, есть исходящий от него свет, есть избранный народ, главное назначение которого быть проводниками этого света. Чистая душа подобна прозрачному стеклу, через которое свет проходит беспрепятственно. Но есть грехи, т.е. деяния, нарушающие волю Бога. И эти недолжные деяния подобны копоти, препятствующей прохождению света и тем самым отделяющей человека от Творца. Причём наслоения этой копоти могут стать настолько мощными, что душа станет абсолютно непрозрачной. Но как в таком случае служить Богу? Именно поэтому каждому из нас нужно то самое, о чём говорил Иоанн Креститель – покаяние для прощения грехов, то преображение души, к которому призывал Исайя. Нам нужно очищение. Нужно для того, чтобы быть способными воспринимать голос Божий и жить в соответствии со своим предназначением – т.е. быть Господними свидетелями и благовестниками. Но как быть, если у нас что ни день, то преступление? Именно поэтому Лютер говорил, что покаяние есть процесс, длящийся на протяжении всей жизни христианина. Враги креста любят ставить это нам на вид: у нас-де мрачная, изуверская вера, направленная на постоянное самоуничижение. Христиане только тем и занимаются, что ищут, в чём бы себя ещё обвинить. Нет, мы не занимаемся самоуничижением. Если ты прошёлся по грязной дороге, развороченной ремонтом, то будет ли приятно идти дальше или тем более войти в какое-то место в вымазанных ботинках? Вполне естественно, что, миновав грязь, человек постарается от неё хоть как-то очиститься, а потом, уже дома, отдраить ботинки до блеска. Покаяние есть то же самое очищение после замазывания в грязи. И куда проще отчищаться каждый день и понемногу, нежели запустить всё до того, что большое количество грязи слипнется в неотдираемую массу. Мне довелось однажды видеть автомобиль, который был загажен до того, что выглядел, как коричнево-жёлтый, в то время как на самом деле он был синий. Нужно ли нам такое?
Слово «Adventus» означает пришествие, прибытие. Это время Церковного года напоминает Божьим верным о том, что они пребывают в ожидании Пришествия Иисуса Христа. Совершенно очевидно, что, ожидая хорошего гостя, люди стараются во-первых, привести своё обиталище в порядок, а во-вторых, как-то принарядиться. Единственная разница здесь в том, что время прибытия гостей известно, а время Пришествия Христа нет. Но именно поэтому надлежит быть постоянно готовыми, чтобы в тот момент, когда Господь придёт, встреча с Ним была радостной, и мы в полной мере стали участниками того великого блага, к которому отчасти прикоснулись сейчас. «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; 5всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; 6и узрит всякая плоть спасение Божие». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
15 Декабря 2024 - 3-е Воскресенье Адвента (Пастор Е. Романенко)
17 Декабря 2023 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
11 Декабря 2022 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
13 Декабря 2020 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
15 Декабря 2019 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
16 Декабря 2018 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
11 Декабря 2016 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
13 Декабря 2015 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
14 Декабря 2014 - Предшествовавший Иисусу. Проповедь на 3-е воскресенье Адвента (Пастор Г. Азиков)
15 Декабря 2013 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
16 Декабря 2012 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
11 Декабря 2011 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)