МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
16 Декабря 2018 года

3 воскресенье Адвента


Ис.51, 3-5
Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселье будет в нём, славословие и песнопение. Послушайте Меня, народ Мой, и племя Моё, приклоните ухо ко Мне! ибо от Меня произойдет закон, и суд Мой поставлю во свет для народов. Правда Моя близка; спасение Моё восходит, и мышца Моя будет судить народы; острова будут уповать на Меня и надеяться на мышцу Мою.

Продолжается время Адвента, время поста и покаяния, обращающее нас ко Второму Пришествию. Из Св.Писания мы знаем, что неотъемлемой частью событий, которыми будет сопровождаться сие Пришествие, является Страшный Суд – суд, которого не избегнет ни один из живших или живущих. В этом мире всё иначе. Здесь даже заведомо виновный может избежать суда, если у него есть чем откупиться или, ещё лучше, если у него есть достаточно сильные связи в соответствующих кругах. Для таких никакой суд не страшен. Есть, например, такая девушка – Мара Багдасарян, которая по суду была пожизненно лишена водительских прав не только за многочисленные, но и за грубейшие нарушения. Тем не менее, она до сих пор преспокойно ездит. Причина сего феномена очень проста – её отец является одним из топ-менеджеров компании «Лукойл». Подобных примеров в сегодняшней российской повседневности можно найти великое множество. Причём самое страшное здесь то, что число таких случаев не уменьшается. Но перед Богом земные регалии не стоят ничего, подкупить Его невозможно и выдать чёрное за белое посредством ловких адвокатов тоже не получится. Поэтому избежать Его суда не удастся никому. Как сказано в Писании, «каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле». Но что может получить человек, если в Писании ясно сказано: все согрешили и все лишены славы Божией? Что может получить человек, который своими грехами и беззаконием каждодневно оскорблял Бога? Очевидно, что ничего хорошего. Мы осознаём это. Именно поэтому и приходим к Богу в первую очередь как кающиеся грешники, как погибшие создания, отягощённые чувством вины за содеянное, понимающие, что вполне заслужили Его гнев и наказание. Именно об этом говорится в исповедной молитве, которую мы все вместе произносим в начале мессы. И молитва эта ни в коем случае не должна быть формальностью, ибо если не ощущать и не переживать то, о чём в ней говорится, то она теряет смысл.

Я предчувствую, что у кого-то уже зародились не самые лучшие мысли – вот, пришли исполниться благодати, а нас тут уничижают, подавляют и всё прочее в том же духе. Мне доводилось несколько раз слышать отзывы такого рода. Что ж, осознание себя грешником, заслуживающим наказания, действительно неприятное чувство, не спорю. Но надо ли его бояться и избегать? Ни в коем случае, потому что, как сие ни парадоксально, оно является великим благом. Человек, почувствовавший себя грешным, виновным перед Богом, имеет возможность посредством покаяния изменить ситуацию: изменить себя и, тем самым, изменить своё будущее. Люди, НЕ осознающие себя грешниками с внешней стороны возможно выглядят более позитивными. Они не будут каяться, потому что не считают, что им есть в чём каяться; они буду упорствовать в своём беззаконии, потому что считают, что всё просто отлично. Но вследствие сего они заведомо осуждены. Им откроется Божий гнев, в то время как осознавшему свою неправоту и пришедшему пред лицо Божие с покаянием, открывается милость. Ведь Бог не хочет смерти грешника. Бог хочет, чтобы грешник обратился и был жив.

Милость Божия… Именно о ней мы вспоминаем сегодня, в воскресенье, называемое Gaudete, т.е. «радуйтесь». Именно о милости говорит нам пророк Исайя: «Господь утешит Сион, утешит все развалины его, и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нём, славословие и песнопение. … Правда Моя близка; спасение Моё восходит, и мышца Моя будет судить народы…». Правда близка и спасение восходит – вот в чём суть, вот что главное. Как же отрадно слышать, что правда Божия близка. Мы стремимся к ней, ибо отчаялись найти правду на земле. Всё извращено, всюду ложь – в том числе и в нас самих, ибо кто из нас настолько правдив, что никогда не лжёт? Кто из нас правдив до конца и во всём? Но правда Бога несовместима с ложью и когда Господь придёт, Его верные преобразятся, избавятся от всех земных извращений. Сей день будет великой радостью, потому что наконец-то настанет то, к чему мы всегда стремились, настанет полное и окончательное очищение. Но свершившееся будет лишь частью грядущих благ, заключающихся в словах «спасение Моё восходит». Что такое спасение? Это избавление верных от греха, от всякого зла, от смерти. Может ли быть что-то лучше этого? Вот уж поистине: «Господь утешит Сион, утешит все развалины его, и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нём, славословие и песнопение».

Время Адвента обращает нас в будущее, ко встрече с Господом. И если мы действительно Его верные, если действительно верны Ему, то встреча с Ним будет радостной. К этой радости мы идём по пути, озаряемом грядущей перспективой, потому что Господь говорит через пророка: «…суд Мой поставлю во свет для народов». Но позвольте, как суд может быть светом? Может, потому что мы знаем, что на этом суде будет осуждено, а что будет вменяться в праведность. Следовательно, у нас есть чёткие ориентиры, позволяющие понять, к чему следует стремиться и от чего следует отдаляться. Наш путь лежит не во тьме, он озарён светом Божественного Откровения. Более того. Господь не понуждает идти по нему в одиночку. Ведь Он – наш Отец. Отец, любящий Своих детей и потому желающий дать им вечную жизнь. Поэтому Он поддерживает верных и помогает им идти к вратам вечности. Самое главное для нас – не пренебрегать Его помощью, Его милостью. Он даёт нам великие возможности, но ими надо пользоваться. В том числе не мнить себя безгрешными и не пренебрегать покаянием и исповедью. Не случайно Лютер говорил: «я не променяю Исповедь на все сокровища мира». Да, сознаваться в провинностях всегда тяжело, но та благодать, которая будет дана в ответ на покаяние, намного превосходит неприятное. Мы принимаем душ, чтобы очистить тело; мы занимаемся стиркой, чтобы очистить одежду. Душа нуждается в очистке ничуть не меньше. Нуждается в ней ради обновления, ради нового начала, о котором можно сказать словами пророка: «Господь утешит Сион, утешит все развалины его, и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нём, славословие и песнопение». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 16.12.2018




Другие проповеди по этому же поводу:

11 Декабря 2016 - 3 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
13 Декабря 2015 - 3 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
14 Декабря 2014 - Предшествовавший Иисусу. Проповедь на 3-е воскресенье Адвента (Пастор  Г. Азиков)
15 Декабря 2013 - 3 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
16 Декабря 2012 - 3 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
11 Декабря 2011 - 3 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)